Размышляя над прочитанным
Тема: «И.А.Куприн «Слон».
Цели: образовательные — познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии А.И.Куприна и содержанием рассказа «Слон», учить правильному и осознанному чтению; развивающие — развивать у учащихся речевую активность, навыки аналитического чтения; воспитательные — воспитать чувство ответственного отношения к близким, любовь к природе, окружающему миру.
Оборудование: портрет А.И.Куприна, иллюстрации к рассказу «Слон», карточки, учебник, ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя (для позитивного настроя):
— Самый лучший день — сегодня. Самый лучший город — где мы живем. Самый лучший друг — хорошая книга. Самая большая потребность — в общении. Самое большое богатство — здоровье!
II. Повторение и обобщение изученного материала.
Учитель: — Давайте вспомним, что мы проходили на предыдущем уроке.
Вопросно-ответная беседа по биографии А.П.Чехова и его рассказу «Мальчики»:
В каком году и где родился А.П.Чехов? Где он учился? Когда был опубликован его первый рассказ? Как он назывался? В каком журнале был опубликован его первый рассказ? Кем работал А.П.Чехов после окончания университета? Кого он изображал в своих рассказах?
Решение кроссворда (по рассказу «Мальчики»):
1. Главный герой рассказа. 2. Фамилия друга Володи. 3. Фамилия семьи, встречавшей главных героев.
4. Где учились мальчики? 5. По словам отца Володи скоро праздник… 6. Какое время года было? 7. Как звали огромного черного пса? 8. Какую страну восхвалял Чечевицын? 9. Куда еще хотели попасть Володя и Чечевицын? 10. Как назвал себя Чечевицын? 11. У Володи три сестры: Катя, Соня и … 12. Там ночевали мальчики после побега.
III. Изучение нового материала
Учитель: — Сегодня мы познакомимся с биографией И.А.Куприна и его рассказом «Слон», обсудим его и попробуем понять главную мысль…
Произведения А.И.Куприна «Олеся», «Поединок», «Гамбринус», «Гранатовый браслет» и многие другие, горячо принятые читателями, любимы и сегодня.
А кто знает перевод слова «слон» на английский язык? (Учитель записывает слова на доске и предлагает запомнить.) Давайте немного узнаем о слоне.
Подготовка к первичному восприятию текста.
Учитель: — В рассказе «Слон» маленькая девочка Надя заболела, по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни». Единственное средство вылечить ее — развеселить, а девочка ничего не хочет. Но однажды она захотела увидеть слона…
Словарная работа:
равнодушно — befarq, скучать — sog‘inmoq, развлечь — ko‘ngil ochmoq, раздумье — o‘yga botmoq, задремать — mizg‘imoq.
Просмотр фрагментов мультфильма «Слон».
IV. Закрепление. Чтение рассказа по абзацам и составление плана:
1. Девочка больна.
2. Девочка от всего отказывается.
3. Девочка хочет увидеть живого слона.
4. Папа в зверинце.
Работа в малых группах с использованием приема «Ромашка Блума».
Вопросы: Что посоветовал доктор родителям девочки? Действительно ли совет доктора помог девочке? Почему слон-игрушка не понравилась девочке? Как вы думаете, настоящий слон может помочь девочке?
Выводы (по методу «6 шляп» Эдварда де Боно).
Учитель: — Какой мы обладаем информацией? Мнения каждой группы: факты и основная мысль.
Ученый (белая шляпа): — Автор произведения — Куприн. Главные герои: девочка Надя, ее папа и мама, доктор Михаил Петрович, немец — хозяин слона. Девочка заболела странной болезнью. Родители беспокоились.
Художник: (красная шляпа): — Чувства. Сначала чувство жалости к девочке. Чувство заботы со стороны родителей. Чувство гордости за отца. Чувство восхищения слоном.
Оптимист (желтая шляпа): — Достоинства: у Нади добрая и заботливая мама, отец согласен делать все для дочери, немец не отказал в просьбе отцу девочки, у девочки много игрушек, слон такой умный.
Критик (черная шляпа): — Правда ли это? Недостатки. А может, девочка не больна, а просто капризничает. Отец обещал свозить в зверинец, но не сдержал обещание.
Креативщик (зеленая шляпа): — Новые идеи. Здорово было бы, если девочке закрыть глаза, и когда она открывает — увидит слона. Потом бы она со слоном гуляла бы по улицам города.
Руководитель (синяя шляпа): — Что достигнуто, решение. В этом рассказе все проблемы решены. Девочка выздоровела. Отец решил ее проблему, немец помог, даже ее сон тоже в какой-то мере помог девочке.
V. Домашнее задание: чтение и пересказ 1-й части рассказа «Слон».
Эркиной СУЯРОВА,
учитель общеобразовательной школы № 301 Сергелийского района.
Город Ташкент.