Закрепляя пройденное
Игра «Завязанные глаза» способствует правильному употреблению окончаний. Ее можно провести перед началом каждого урока и на уроке по теме «Как сказать о количестве предметов». На столе произвольно лежат ручки, карандаши, фломастеры или другие предметы. Ученик с завязанными глазами должен собирать их по отдельности, по форме и назначению. В конце работы он пречисляет: «На столе лежали 5 ручек, 7 карандашей, 4 фломастера».
Игра «Светофор» подходит в основном на уроках по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Один ученик держит в руках макет светофора, другой отвечает. На слайде — предложение с глаголом и второстепенным членом в неопределенной форме. Например: «Я прочитать книга». Ученик должен произнести правильную форму в прошедшем или в настоящем времени. Если ответ правильный, «светофор» откроет ему дорогу и говорит: «Дорога открыта» или «Можете пройти».
Игра «Завязанные глаза». Ученик (или ученица) с завязанными глазами стоит у доски. Перед ним стоят, например, 10 учащихся (мальчики, девочки), они по порядку говорят «я». Ученик отвечает: «Передо мной стоят 5 мальчиков, 5 девочек». Сняв повязку, он проверяет верность своего произношения окончаний.
Другая форма этой игры: ученики с завязанными глазами листают свои тетради и считают страницы, потом произносят: «Моя тетрадь состоит из... страниц (страницы)». Можно использовать и другие формы, исходя из условий и времени.
«Строим здание». Эта игра проводится на уроках литературы. Ученики делятся на две команды. Например, на дом была задана тема «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого». На листе снизу нарисован прямоугольник («фундамент») с надписью «Жизнь и творчество». Условие: «Кто быстрее построит здание?». Команды заполняют «кирпичи» сведениями о писателе, его произведениях. Здание можно строить и по одному произведению, например «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: герои, их поступки, события…
Игра с мячом. Ученики делятся на 2 команды по 4 игрока, стоят у доски, напротив друг друга. Представитель одной команды задает вопрос противнику. Если тот не может ответить, засчитывается гол. Команда, которая ответила, задает вопрос другой.
«Эстафета». На каждый ряд дается чистый лист. Ученики пишут на нем слова, например: 1-й ряд — мужского рода, 2-й ряд — женского рода, 3-й ряд — среднего рода. Лист передают друг другу, с последней парты возвращают со словом «готов». Побеждает ряд, выполнивший задание первым. Этот метод может служить и физической разминкой.
«Игра в шашки и в слова». Играющие сопровождают ходы словами, например, начинающимися с буквы «а»: 1 — «аист», 2 — «арбуз» и т.д.
«Назови падеж». Один ученик называет падежный вопрос (например: кому?), другой называет соответствующий падеж. Эту игру в течение 5–7 минут можно провести в начале урока.
Подготовил Комил ХАЙИТМУРОДОВ,
учитель ГСОШИ № 12 Джаркурганского района.
Сурхандарьинская область.