В мире русской литературы
Цели: проверить знания учащихся о жизни и творчестве А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева, Н.Нек-расова, И.Крылова, А.Чехова, Н.Гого-ля, М.Cалтыкова-Щедрина; развивать речь учащихся, быстроту реакции, находчивость, умение работать в коллективе, формировать стремление к победе, дух честного соперничества.
Ресурсы: портреты писателей, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, клей, маркеры, бумага А4.
В турнире участвуют 10–12 учеников.
Ход мероприятия
Начало турнира. Участники из букв слова «олимпиада» составляют другие слова. По выполнении задания определяется начинающий первый тур.
I тур. «Знатоки литературы». Участник, составивший наибольшее количество слов, выбирает писателя, по произведениям которого будет отвечать на 10 вопросов викторины за одну минуту. (За каждый правильный ответ 1 балл.)
А.С.Пушкин. Как звали прадеда А.С.Пушкина? Сколько детей было в семье Пушкиных? Какие люди были самыми близкими для Пушкина? Где поэт учился в течение 6 лет? Какое стихотворение прочитал он на переводном экзамене? Какие произведения написал Пушкин? Когда состоялась дуэль Пушкина? Что такое эпитет? «У лукоморья дуб зеленый...» — откуда эти слова? Что такое лукоморье?
М.Ю.Лермонтов. Где родился Лермонтов? Как называется имение его бабушки? Как звали бабушку Лермонтова? Где учился Лермонтов? За что поэт был сослан на Кавказ? За что он был сослан во второй раз? Какие произведения написал Лермонтов? Как погиб поэт? В каком году началась Отечественная война? «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» — чьи это слова?
И.А.Крылов. Сколько лет прожил великий русский писатель, баснописец И.А.Крылов? Где и когда он родился? Где прошли детские годы Крылова? Сколько басен написал Крылов с 1809 по 1843 годы? Для кого стал примером язык басен Крылова? На сколько языков переведены его басни? Чему учат басни Крылова? Каких людей описывал в баснях Крылов? Что такое басня? Какие басни Крылова вы знаете?
М.Е.Салтыков-Щедрин. Кем был М.Салтыков-Щедрин? Где и когда он родился? Когда он был принят пансионером в Московский дворянский институт? За что он был арестован по приказу царя Николая I и выслан в Вятку? Сколько лет Салтыков-Щедрин жил в Вятке? В каком году писатель вышел в отставку? Когда он возвратился в Петербург и возобновил литературную работу? В редакции какого журнала работал Салтыков-Щедрин? В каком году умер писатель? Назовите произведения Салтыкова-Щедрина.
Н.В.Гоголь. Где родился Н.Гоголь? Где он учился? Когда умер отец Гоголя? Когда был напечатан сборник «Миргород»? В каком жанре написано произведение «Тарас Бульба»? Главный герой повести «Тарас Бульба»? Сколько было сыновей у Тараса? Кто стал предателем? Что случилось с Остапом? Что случилось с Тарасом?
И.С.Тургенев. Когда и где родился Тургенев? Где прошли детские годы? На каких языках он свободно читал и говорил с детских лет? Где он учился? Что означает слово «бирюк»? Как зовут Бирюка? Как называется первый рассказ из цикла «Записки охотника»? Из-за чего Тургенев был арестован? Какую повесть он написал, находясь под арестом?
Н.А.Некрасов. Когда и где родился Некрасов? Где прошли его юные годы? Где он учился? О чем мечтала его мать? Когда Некрасов отправился в Петербург? Что стало для него учебой? Как называется первый сборник поэта? Кем является архангельский мужик из стихотворения «Школьник»? Что отдала старая дьячиха мальчику? Какие люди описываются в последней строке стихотворения?
А.П.Чехов. Где и когда родился Чехов? Где он учился? В какой город переехала его семья? На каком факультете учился Чехов? Как называется первый рассказ писателя? Под какими псевдонимами печатался Чехов? Как назывался журнал, который выпускал Чехов в гимназии? Кто является хамелеоном? Где начинается действие рассказа «Хамелеон»? Кого укусила собака?
II тур. «Знатоки сказок Пушкина».
Участвуют 5-6 учеников, набравших наибольшее количество баллов. Ведущий читает отрывки из пяти сказок писателя (представлены иллюстрации). Знатоки должны определить, откуда отрывок. (За правильный ответ — 1 балл.)
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря...
3. Жил-был славный царь Дадон.
Он под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел...
4. Жил-был поп,
Толоконный лоб…
5. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь…
6. Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее…
7. Старика старуха забранила:
— Дурачина ты, простофиля…
8. Белка песенки поет
Да орешки все грызет…
9. Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе…
10. Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: — Кири-ку-ку,
Царствуй лежа на боку...
III тур. Игра «Мозаика», или восстановление текста.
Напечатанный текст разрезан на несколько фрагментов. Задание: восстановить правильную последовательность. Кто быстро и правильно выполнит работу, читает свой текст и сдает его членам жюри. (Если выполнили правильно и одновременно, дается дополнительное задание — перевод и чтение данного текста.)
IV тур. «Состязание грамотеев».
Участвуют три желающих. На листе написаны существительные: язык, государство, забота, поэт, природа, страна, город, солнце, поколение, руководитель, речь, молодость, решение, дождь, стекло. Первый участник должен выписать слова мужского рода, второй — женского, третий — среднего. (Если выполнили правильно и одновременно, дается дополнительное задание: например, составить предложения с одним или несколькими данными словами.)
V тур. «Закончи пословицу».
Участвуют двое желающих. Ведущий читает начало пословицы, участник завершает ее.
Подведение итогов.
Подготовила
Ленура ФАЙЗИХАНОВА,учитель ГСОШ № 41 Гурленского района.
Хорезмская область.