Знатоки русского языка и литературы
Цель: формирование общеучебных компетенций по предметам «Русский язык» и «Литература».
Задачи: повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе; развивать познавательный интерес к предметам гуманитарного цикла; расширить кругозор.
Оборудование: карточки с заданиями, проектор, ручки и бумага, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Ведущий: — Сегодня мы проведем игру «Знатоки русского языка и литературы». Участникам игры предстоит нелегкая задача: чтобы стать победителем им нужно вспомнить все что изучали, а также напрячь свое воображение.
Правила игры. Игра состоит из двух туров, в каждом по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, набравшие наименьшее количество баллов, во втором — удаление «слабых». Участник с наибольшим количеством баллов становится победителем конкурса «Знатоки русского языка и литературы».
I тур.
Задание 1. «Разминка».
Каждый участник получает по 2 вопроса по русскому языку и литературе:
1. Назовите главный член предложения, обозначающий действие или состояние предмета? (Сказуемое.)
2. Кто автор произведений «Дубровский», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила»? (А.Пушкин.)
3. Расскажите правило по карточке «чк, чн». (В сочетании -чк-, -чн- мягкий знак не пишется.)
4. Кто написал стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные»? (Алексей Толстой.)
5. Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают.)
6. Назовите автора произведения «Муму». (И.Тургенев.)
7. Расскажите правило по карточке «жи, ши». (Жи, ши пиши с буквой и.)
8. Кто убит в 1841 году на дуэли Н.Мартыновым в Пятигорске? (М.Лермонтов.)
9. Значимая часть слова, которая несет в себе лексическое значение слова. (Корень.)
10. Что обычно начинается со слов «Жили-были…» или «В некотором царстве...»? (Сказка.)
11. Имя и отчество Гоголя? (Николай Васильевич.)
12. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (Предложение.)
13. Кто автор строк: «Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза»? (И.Крылов.)
14. Что такое антонимы? (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.)
15. Что написал И.Тургенев: «Записки из сумасшедшего дома» или «Записки охотника»? («Записки охотника».)
16. Юрий Петрович Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные.)
17. Чьи это годы жизни: 1799–1837? (А.Пушкина.)
18. К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (Причастие.)
19. Назовите автора произведения «Бородино». (М.Лермонтов.)
20. Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (Местоимение.)
21. Назовите автора «Хамелеона», «Лошадиной фамилии». (А.Чехов.)
22. Что такое диалог? (Разговор двух или более лиц.)
23. Кто написал строки: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало»? (А.Фет.)
24. Виды предложений по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)
25. Кто автор романа «Отцы и дети»? (И.Тургенев.)
26. На какие вопросы отвечает обстоятельство цели? (Зачем? Для чего? С какой целью?)
27. Воспитанием какого поэта занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна? (А.Пушкина.)
28. Чем выражаются обстоятельства времени? (Существительными в косвенном падеже или наречиями.)
Определяются два игрока, которые не справились с заданием. Если таковых больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:
1. Главный или второстепенный член отвечает на вопросы:
какой? чей? (Второстепенный, определение.)
2. Как назывался первый сборник стихотворений Н.Некрасова? («Мечты и звуки».)
3. Словосочетание состоит из ...? (Главного и зависимого слова.)
4. Кто написал «Мцыри»? (М.Лермонтов.)
5. На какие вопросы отвечает обстоятельство? (Где, куда, зачем, почему, как…)
6. Кому посвящено стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова? (А.С.Пушкину.)
Задание 2. Каждый участник получает карточки со словами, в которых нужно расставить ударения. Например:
алфавит, свекла, арахис, портфель, учебник, оценка, столица, тетрадь, водитель, детство;
улица, строитель, скамейка, документ, магазин, молоко, стекло, творог, звонит, задание.
Разминка. К предложенным словам подобрать как можно больше…
1) синонимов: идти (шагать, ползти, топать), трусливый (боязливый, несмелый, пугливый), говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить), красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный), жилище (дом, хата, общежитие), смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).
2) антонимов: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), идти, свет, молодость, человек, жизнь.
Задание 3. В два столбика написаны слова, которые связаны тем или иным образом. Например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом — его автор; или название поделено на части. Задача участников — «связать» слова и на своих листочках записать правильные ответы.
Вечера на Евгений Онегин
Капитанская Н.А.Некрасов
Остап Хамелеон
Школьник Каренина
Пушкин дочка
Очумелов хуторе близ Диканьки
Анна Тарас Бульба
Задание 4. «Два слова из одного».
К словам веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара нужно подставить одну букву в слове так, чтобы получилось по два новых слова. Например: вол — волк, воля; лапа — лампа, лапша.
Пока жюри проверяет выполнение задания можно поиграть в «Звездный час»: из слова отрочество, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество).
II тур.
Задание 1. К словам крышка, дедушка, знак, цветок, народ нужно подобрать как можно больше слов-рифм. Например, морковь — кровь, любовь, мне — на дне, пне, окне и т.д.
Предполагаемые рифмы: мышка, малышка, мишка, мартышка; хлебушка, воробышка, подушка, мормышка; пятак, злак, чудак, дурак; горшок, висок, прыжок, носок; пароход, доход, урод, завод.
Выбывает участник, который не справился с заданием.
Задание 2. «Откуда отрывок и кто автор?»
Участники поочередно прослушивают отрывки из произведений и отвечают. Если участник ответит неправильно, право отвечать переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает.
Задание 3. «Как много знаю я стихов?»
Зачитывается начало стихотворения (которое учили в школе или просто слышали), нужно продолжить (закончить) его и назвать автора.
1. Сижу за решеткой в темнице сырой...
(«Узник» А.Пушкин.)
2. Белеет парус одинокий…
(«Парус» М.Лермонтов.)
3. Мороз и солнце, день чудесный…
(«Зимнее утро» А.Пушкин.)
4. — Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок…
(«Школьник» Н.Некрасов.)
Финал.
Задание 1. «Пословицы и поговорки».
Кто больше вспомнит пословиц и поговорок на заданные темы: а) дружба; б) знание, учеба.
Верному другу цены нет.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.
Друг научит, а недруг проучит.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга, так ищи: а нашел — береги.
Век живи — век учись.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Повторенье — мать ученья.
На ошибках учатся.
Тяжело в ученьи — легко в бою.
Учиться никогда не поздно.
Хорошая книга — лучший друг.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Задание 2. «Вопросы-шутки».
За чем чай пьют? (За столом.)
За чем во рту язык? (За зубами.)
За что ученика выгнали из класса? (За дверь.)
По чему в лес ходят? (По земле.)
По чему утка плавает? (По воде.)
Подведение итогов.
Подготовила
Филура ТОШБОЕВА,
учитель общеобразовательной школы № 27 Чартакского района.
Наманганская область.