С любовью к Родине
Тема: А.А.Файнберг «Родина»
Цели: ознакомить с биографией А.А.Файнберга и содержанием его стихотворения «Родина»; закреплять у учащихся навыки выразительного чтения, правильной расстановки ударения при чтении, обогатить словарный запас; прививать чувство любви к родному краю, природе, призвать дорожить мирной и спокойной жизнью в Узбекистане.
Тип урока: объяснение нового материала.
Вид: нетрадиционный.
Методы: слово учителя, беседа, кластер, мозговой штурм, игра «Цепочка», работа с учебником, работа в малых группах, стихотворная атака и др.
Оборудование: учебник, портрет А.А.Файнберга, сборник его стихотворений, презентация, аудиозапись стихотворения в прочтении учителем.
Межпредметная связь: родная литература, рисование, пение.
Ход урока
I. Организационный момент.
Речевая разминка.
II. Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа по творчеству Р.И.Рождественского, опрос по выученному наизусть отрывку поэмы «Реквием».
Класс делится на три малые группы: «Семья», «Махалля», «Родина». Оценки группам выставляются на доске после выполнения каждого задания.
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя об А.Файнберге и его творчестве.
2. Работа в малых группах. Усвоение учащимися основных данных из биографии А.Файнберга по информационным карточкам. Один ученик из каждой группы читает текст карточки, а участники его группы повторяют по очереди услышанное, обращается внимание на правильность произношения:
1. Александр Аркадьевич Файнберг — русский поэт, народный поэт Узбекистана, родился 2 ноября 1939 года в Ташкенте.
2. После окончания семилетней школы Файнберг поступил в Ташкентский топографический техникум.
3. После окончания техникума служил в армии в Таджикистане. Затем окончил Ташкентский государственный университет, где учился на заочном отделении журналистики филологического факультета.
4. Его перу принадлежат семь сценариев художественных фильмов, самые значительные — «Дом под жарким солнцем», «У самого синего неба», «Запалённые под Кандагаром».
5. Блестящий переводчик, Файнберг открыл русскоязычному читателю многие произведения узбекских поэтов — Эркина Вахидова, Абдуллы Арипова, Хосият Рустамовой, Омона Матчона.
6. Умер Александр Аркадьевич Файнберг 14 октября 2009 года в Ташкенте.
3. Составление кластера по усвоенному материалу.
4. «Мозговой штурм» — заучивание новых слов: гудрон, теодолит, тренога.
5. Выразительное чтение учителем стихотворения и комментирование.
6. Просмотр презентации и прослушивание аудиозаписи.
IV. Закрепление.
1. Беседа по содержанию стихотворения:
Что вы поняли из услышанного? Как описывает поэт Родину? Как вы понимаете слова: «Но именно отсюда я родом был, я родом есть и буду» и «Ау, Европа! Я не знаю Вас»? Что вы понимаете под выражением «чувство Родины»? Что вы понимаете под выражениями «большая Родина» и «малая Родина»? Как мы живем в Узбекистане?
2. Чтение стихотворения учащимися «по цепочке» (обращается внимание на правильность и выразительность чтения).
3. «Стихотворная атака» — заучивание отрывка из стихотворения.
V. Итоги урока. Комментирование оценок. Рефлексия.
Исполнение песни «С чего начинается Родина».
VI. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение, нарисовать рисунок по теме «Родина».
Нигора ДУРДИЕВА,
учитель общеобразовательной школы № 28 Шаватского района.
Хорезмская область.