Сказки живут среди нас
Тема: «Маша и медведь». Русская народная сказка».
Цели: образовательные — познакомить учащихся с русской народной сказкой «Маша и медведь», формировать умение внимательно слушать сказку, вспомнить известные народные сказки, учить отвечать на вопросы полным предложением, правильно выполнять игровые задания, побуждать самостоятельно повторять отдельные слова и фразы, активизировать словарь за счет новых слов; развивающие — развивать технику чтения и пересказа, речь и память учащихся, умение сопереживать героям сказки, эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, активизировать мыслительную и познавательную деятельность; воспитательные — прививать любовь к чтению, чувство благодарности, воспитывать умение не теряться в различных ситуациях.
Вид урока: комбинированный.
Методы: интерактивные, «Кластер», «Шесть шляп».
Оборудование: фигурки (мягкие игрушки) персонажей сказки, картинки, магнитная доска, шесть шляп (шапочек, масок), мнемокарты (картинки-подсказки) по сказке, корзинка с пирожками.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: — Ребята, вы любите слушать сказки? Кто вам их рассказывает? А кто уже читает самостоятельно? Совсем скоро вы уже все научитесь читать самостоятельно. (Учитель рассказывает о 4-й инициативе Президента РУз.) Почему так хорошо уметь читать? (Ученики составляют кластер на эту тему.)
II. Актуализация знаний.
Учитель: — Отгадайте загадку, и вы узнаете, какой сказочный герой пришел к нам в гости.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед,
Кто его нам назовет?
(Учитель показывает мягкую игрушку-мишку.) Какой мишка цветом? Скажите, а какие вы знаете сказки с участием медведя? (На доску вывешиваются картинки из сказок «Колобок», «Теремок», «Три медведя».) Какой Мишка во всех этих сказках? (Дети приводят примеры.) Хотите послушать, что случилось с одной маленькой девочкой, которая заблудилась в лесу?
III. Просмотр русской народной сказки «Маша и медведь».
Учитель: — Понравилась вам сказка? Хотели бы вы ее рассказать дома родителям?
IV. Словарная работа по картинкам. Чтение и пояснение слов: бабушка, дедушка, внучка, короб, пенек, аукалась, дремучий лес, медведь.
V. Рассказ сказки по мнемокартам, которые лежат на партах учащихся.
Учитель: — Рассмотрите картинки и назовите изображенные на ней символы. Давайте по ним попробуем пересказать сказку.
Инсценировка диалога с медведем.
Физкультминутка.
VI. Закрепление.
Учитель: — В народе говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок». Давайте порассуждаем, чему учит нас эта сказка. А помогут нам в этом 6 «думательных» шляп. (Учитель задает детям наводящие вопросы.)
1) Белая шляпа — факты:
Как звали девочку? Куда пошла Машенька? Кто отпустил ее в лес? С кем пошла Машенька?
2) Красная шляпа — эмоции:
За чем пошла Машенька? Как Маша потерялась в лесу? Почему? (Дети рассказывают, как в лесу красиво, можно набрать много грибов и ягод.)
3) Черная шляпа — предупреждение об опасности:
Можно ли было отпускать Машу в лес? Какие опасности ее поджидали?
4) Желтая шляпа:
Растерялась ли Маша в гостях у медведя? Почему медведь не отпустил девочку? Как Маша убежала от медведя? Зачем Маша попросилась на денек в деревню? Куда Маша положила пирожки? Как Маша перехитрила медведя? Почему Маша не разрешала медведю есть пирожок? Что Маша говорила медведю, когда он садился на пенек? Что случилось с медведем в деревне? Машенька вернулась к дедушке с бабушкой?
5) Зеленая шляпа — учащиеся рассказывают смешные эпизоды из мультфильма «Маша и медведь».
6) Синяя шляпа — учитель вместе с детьми подводит итоги.
Учитель: — Чему вы научились? Что надо делать в трудных ситуациях?
VII. Рефлексия.
Учитель: — Ребята, понравилось вам путешествие в сказку? Мишке тоже понравилось — и сказка, и как ребята играли в сказку и в разные игры.
З.КАГОЛКИНА,
учитель общеобразовательной школы № 20 Бостанлыкского района.
Ташкентская область.