Жизнь и творчество поэта
Тема: «C.Есенин. Лирика».
Цели: образовательная — закрепить и пополнить словарный запас учащихся о жизни и творчестве С.Есенина; развивающие — формировать умение выразительно читать и анализировать поэтический текст, обогащать словарный запас учащихся; воспитательная — воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный, с элементами педагогической технологии.
Методы и приемы: разминка, ответы на вопросы, чтение, работа с картинками, беседа, «Галерея», «Мозговой штурм», «Кластер», разминка, ответы на вопросы, чтение, работа с картинками, игра.
Оборудование: учебник, иллюстрации, ноутбук, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: — Сегодня мы закрепим умение использовать в речи конструкции словосочетаний с обстоятельством причины, пополним знания о литературе, глубже познакомимся с лирикой С.Есенина и будем выразительно читать его стихи.
II. Опрос по домашнему заданию.
III. Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка: ученики по цепочке составляют предложения, используя в речи слова, обозначающие обстоятельства причины.
Составление небольшого рассказа «Окружающая среда» по картине (слайд):
На картине мы видим природу. Заводы загрязняют воздух. Нам нужно беречь природу. Люди любят отдыхать на лоне природы. Отдыхать — хорошо. Но после отдыха нельзя оставлять мусор.
«Мозговой штурм» — ученики отвечают на вопросы.
1) Обстоятельство причины обозначает …
На какие вопросы отвечают обстоятельства причины?
Что такое упаковка? Назовите виды упаковки для твердых предметов и жидкостей. Переведите на узбекский язык слово «загрязнение».
Закончите предложение:
«Аральское море обмелело …»
Назовите виды спорта.
2) Обстоятельства причины выражаются …
Бытовые отходы — это …
По какой причине нарушается экологический
климат планеты?
Переведите на узбекский язык слово «ненадобность».
Закончите предложение: «Все растения на участке погибли …»
Как вы понимаете выражение «правила хорошего тона» на природе?
Переведите на узбекский язык слово «жалость».
«Кластер» (слайд).
IV. Презентация новой темы.
Учитель читает стихотворение С.Есенина «Черемуха». (Слайд.)
Учитель: — Кто написал стихотворение «Черемуха»? Лучшие произведения С.Есенина входят в золотой фонд русской литературы.
Видеофильм о Есенине.
Чтение учащимися биографии поэта (по учебнику).
Учитель: — В апреле 1921 года Есенин предпринял поездку в бывший Туркестан. Две недели жил в Ташкенте. По свидетельствам очевидцев, он целыми днями пропадал в старом городе, любил сидеть с пиалой чая в чайханах Шайхантаура или Урды, слушал узбекские стихи, музыку, песни, выезжал с друзьями в живописные окрестности Ташкента. Он побывал и в Бухаре, Самарканде. В Ташкенте на Пушкинской улице есть музей Сергея Есенина, получивший статус государственного. Таких государственных музеев поэта всего три: в Константинове, Москве и в Ташкенте. (Слайды.) И дочь поэта, как и он, «желтоволосая с голубыми глазами», журналист, писатель, автор нескольких книг Татьяна Есенина жила в Ташкенте на улице Новомосковской. Она умерла 5 мая 1992 года, и похоронена в Ташкенте, на самом старом кладбище, что на улице Боткина.
Словарная работа:
затон — qo’ltiq, заводь — daryo halqasi, плетень — chetan devor.
Работа по тексту стихотворения «Задремали звезды золотые». (Слайд.)
V. Закрепление.
1. Ответы на вопросы:
Когда и где родился С.Есенин? В каком году поэт побывал в Ташкенте? Как он говорил о себе? Как С.Есенин описывает природу? Какие эпитеты и сравнения использует автор? Какие стихотворения поэта вы знаете? Как и когда погиб С.Есенин?
2. Метод «Галерея».
Звучит аудио запись стихотворения «Задремали звезды золотые» в прочтении мастера художественного слова. Ученики рисуют свое видение этого стихотворения.
3. Выразительное чтение стихотворения учениками.
4. Высказывания писателей о поэте:
«Очень русский поэт, Сергей Есенин сделался родным и для нас, узбеков» Г.Гулям.
«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком» М.Горький.
VI. Обобщение изученного.
Учитель: — Что нового вы узнали? Понравился ли вам урок? Почему нужно беречь природу? (И т.д.)
VII. Домашнее задание: ответить на вопросы по теме «С.Есенин», выучить наизусть стихотворение «Задремали звезды золотые».
Дильшода АМАНОВА,
учитель общеобразовательной школы № 19
Баяутского района.
Сырдарьинская область.