У природы свое очарование
Тема: «Погода».
Цели: рассказать учащимся о временах года, научить определять их приметы, научить правописанию и произношению слов, пополнить словарный запас; развивать навыки ответов на вопросы, выразительного чтения, смекалку; прививать любовь к природе.
Усвоение типовых предложений: Сегодня тепло. Вчера было холодно. Летом будет жарко. Осенью бывает прохладно.
Тип: урок усвоения и закрепления нового материала.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: картинки, карточки с рисунками, опорный плакат «Времена года».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос по пройденному материалу.
Фонетическая зарядка — повторение наизусть считалки:
Будем пальцы мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
На другой руке — опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
III. Повторение материала прошлого урока.
Учитель: — Отгадайте загадки, проверим вашу смекалку.
Игра «Путаница».
Учитель показывает овощ, а называет другой. Ученики должны дать правильное название.
IV. Введение нового
материала.
Учитель: — Сегодня мы будем беседовать о временах года. В году их четыре: зима, весна, лето, осень. В каждом по три месяца.
1) Внимательно слушайте, повторяйте и читайте правильно...
V. Закрепление нового материала.
а) Аудирование и повторение слов:
Что? Весна, лето, осень, зима.
Когда? Зимой, весной, летом, осенью.
2) Ответы на вопросы:
Когда бывает холодно? Когда идет снег? Когда зеленеет трава? и т.д.
Физкультминутка.
3) Работа с текстом «Времена года».
В году четыре времени: зима, весна, лето, осень. В каждом времени по три месяца. Например: декабрь, январь, февраль — это зимние месяцы, а март, апрель, май — весенние.
Зимой холодно. Идет снег. Весной зеленеет трава. Прилетают птицы. Летом жарко, поспевают фрукты. Осенью опадают листья, начинается учебный год.
Виды работы: выразительное чтение, словарная работа, самостоятельное чтение и пересказ.
VI. Выполнение упражнений.
1. Теплый — тепло, холодный — холодно, ветреный — ветер, жаркий — жарко, прохладный —
прохладно.
Учитель: — Прочитайте стихотворение «Навруз». Когда отмечается этот праздник? Объясните значение выделенных слов.
Физкультминутка «Спортсмены».
2. Найдите в предложениях слова обозначающие погоду, время года. Самостоятельно составьте небольшой рассказ на тему «Погода».
Сегодня тепло. Вчера было холодно. Летом будет жарко. Осенью бывает прохладно. В январе будет морозно. Весной очень красиво.
3. Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Скворцы прилетели», беседа о бережном отношении к природе.
4. Прочитайте текст («Праздник природы»).
Скажите, о каком времени года в нем говорится.
декоративные — manzarali, саженцы — ko‘chatlar, подъехать —
пишется с «ъ» знаком.
Скороговорка:
Взял Егор топор,
пошел рубить лес.
Но поднять топор
не смог,
Еле ноги домой приволок.
VII. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.
VIII. Домашнее задание.
Зулфия САДЫКОВА,
учитель общеобразовательной школы № 10
города Андижана.