В атмосфере серебряного века
Тема: «Литературная гостиная. Серебряный век русской литературы».
Цели: проверить и обобщить знания по темам о жизни и творчестве поэтов и писателей серебряного века, заинтересовать учащихся их творчеством, расширять кругозор, развивать творческие способности.
Задачи: предметные — помочь детям перенести полученные на уроках знания в новую нестандартную ситуацию и ориентироваться в ней; способствовать привитию интереса к творчеству поэтов этого периода, развивать навыки выразительного чтения и размышления при прочтении поэтических текстов, умения понимать и воспроизводить информацию, учить анализировать лирические произведения; личностные — способствовать развитию необходимых современному человеку личностных качеств, формированию психологической грамотности, культуры мышления и поведения, умения принимать решения с опорой на морально-нравственные принципы, осознания ценности общения с другими людьми.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация с репродукциями художников серебряного века, три стола с оформлением в стиле каждого направления, свечи, портреты поэтов, шкатулки, бумага и наборы для рисования.
Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, mp 3.
Форма обучения: коллективно-групповая деятельность, выразительное чтение, беседа, анализ, работа с поэтическим текстом, творческие задания.
Методы: творческого чтения, исследовательский, интерактивный
Оформление: на стене — слова «Поэзия серебряного века», на сцене — портреты поэтов серебряного века, стенгазеты и рисунки учащихся по мотивам стихотворений поэтов, цветы, на столах — сборники стихов поэтов серебряного века, в центре класса — стол для жюри, по бокам — столы, стулья для участников конкурса.
Музыкальное оформление: музыка Е.Доги, С.Рахманинова, А.Скрябина, И.Стравинского.
Ход мероприятия
Звучит вальс Е.Доги.
Ведущий: — Дорогие участники, гости, как хозяйка этого поэтической гостиной рада приветствовать вас и предлагаю вам войти в «тот мир очарований, в тот мир из серебра» и соприкоснуться с эпохой начала XX века. Серебряный век пришелся на конец XIX–начало XX века. Пушкинскую эпоху считали веком «золотым», а время, о котором пойдет сегодня речь, назвали «серебряным веком» русской поэзии.
Представление команд. Капитаны знакомят с участниками своей команды.
1-я команда — «Символисты»: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Иннокентий Анненский. Символисты выбирают голубую свечу, как цвет их скатерти на столе.
2-я команда — «Акмеисты». Столик покрыт темно-зеленой скатертью. Их поэзия земная, конкретная, четкая, существенная, материальная, весомая. Поскольку у Николая Гумилёва есть сборник стихов «Жемчуга», акмеисты выбирают шкатулку с жемчугом.
3-я команда — «Футуристы». Чтобы привлечь всеобщее внимание, столик покрыт ярко-желтой тканью. В строках некоторых представителей этого течения присутствует слово «ананас», поэтому ребята и выбирают данный предмет.
Конкурс «Портретная галерея».
Ведущий: — Каждый поэт серебряного века являлся ярчайшей индивидуальностью, одаренной личностью. В этот период появились новые литературные направления (акмеизм, символизм, футуризм). Символизм устремлен в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, футуризм смело смотрит в будущее.
Задание: по изображению узнать и назвать поэта серебряного века. За каждый правильный ответ — один балл. Участники могут получить дополнительные баллы, если назовут художника или вспомнят факты из истории создания портрета.
Во время подготовки команд звучит тихая музыка.
Каждая команда называет представителей модернистских течений, рассказывает об одном из них и основоположнике течения, его роли, взглядах, призывах.
Оценивание команд.
Конкурс «Что в имени тебе моем?».
Ведущий: — Вы назвали поэтов серебряного века, но многие имели псевдонимы. Назовите их настоящие фамилии. На обсуждение дается 5 минут.
1-я команда называет поэтов-символистов, 2-я команда — фамилии акмеистов.
Ведущий: — Следует отметить, что из поэтов-акмеистов псевдоним был только у Ахматовой.
3-я команда называет настоящие фамилии поэтов-футуристов.
Ученики могут получить дополнительные баллы, представив интересные факты из жизни и творчества поэтов.
Конкурс «Географический» можно провести с применением метода «Бинго».
Всем командам дается одинаковое поле с картинками, ассоциирующимся с творчеством поэта. Участникам предстоит вспомнить, с именем какого поэта связано то или иное географическое название. Капитан команды, которая первая решит дать правильный ответ, подает сигнал «Бинго», что говорит о готовности участников. Команда, которая даст больше правильных ответов, выигрывает и получает по 5 баллов.
Елабуга — Марина Цветаева, озеро Чад — Николай Гумилёв, Шахматово — Александр Блок, Багдад — Владимир Маяковский, Эстония — Игорь Северянин, Ташкент — Анна Ахматова, Туркестан — Сергей Есенин, мятежный Петроград — Александр Блок.
Во время ответов команд педагог может визуализировать учебный материал с помощью ИКТ.
Тестирование. Каждой команде дается на карточках по 5 тестов. За каждый правильный ответ — 1 балл.
Звучит музыка С.Рахманинова.
1-я команда:
1. Укажите временные границы сереб-ряного века русской поэзии.
1) начало XX века, 2) конец XIX – начало XX века, 3) начало-середина XX века, 4) конец XIX века.
2. Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»?
1) акмеизм, 2) футуризм, 3) имажинизм, 4) символизм.
3. О каком поэтическом течении серебряного века идет речь: «Направление в литературе и искусстве, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах»? (Словарь С.Ожегова.)
1) модернизм, 2) эгофутуризм, 3) символизм, 4) имажинизм.
4. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?
1) А.Ахматова, 2) О.Ман-дельштам, 3) В.Брюсов, 4) Н.Гумилев.
5. Кто является автором поэтического сборника «Вечер»?
1) М.Цветаева, 2) З.Гип-пиус, 3) А.Ахматова, 4) Н.Гумилёв.
2-я команда:
1. Как называется период русской литературы, предшествующий серебряному веку?
1) золотой век, 2) брон-зовый век, 3) медный век, 4) нет правильного ответа.
2. Какое поэтическое течение было первым в литературе «серебряного века»?
1) акмеизм, 2) футуризм, 3) имажинизм, 4) символизм.
3. О каком поэтическом течении серебряного века говорится в определении: «…провозгласил освобождение поэзии от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова»? (Большая советская энциклопедия.)
1) имажинизм, 2) футуризм, 3) акмеизм, 4) символизм.
4. «Цех поэтов» — это название союза:
1) символистов, 2) акмеистов,
3) имажинистов, 4) футуристов.
5. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» — это призыв:
1) акмеистов, 2) имажинистов, 3) футуристов, 4) символистов.
3-я команда:
1. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?
1) акмеизм, 2) футуризм, 3) имажинизм, 4) символизм.
2. Основоположником какого течения стал Н.Гумилёв?
1) акмеизм, 2) футуризм, 3) имажинизм, 4) символизм.
3. О каком поэтическом течении серебряного века говорится в определении: «Направление, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приемы старого искусства»? (Словарь С.Ожегова.)
1) имажинизм, 2) футуризм, 3) акмеизм, 4) символизм.
4. Кто из поэтов является представителем футуризма?
1) В.Маяковский, 2) А.Блок, 3) М.Цве-таева, 4) А.Ахматова.
5. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?
1) С.Есенина, 2) В.Иванова, 3) К.Баль-монта, 4) И.Северянина.
Конкурс чтецов.
Ведущий: — Пока ответы команд проверяются, проведем конкурс чтецов, который будет уместным завершением литературного состязания.
Представители команд читают наизусть стихотворения поэтов серебряного века (задание было дано заранее).
Ведущий: — Дорогие гости, ученики и уважаемое жюри. Сегодня вы послушали лучшие стихотворения поэтов серебряного века. Наш конкурс подошел к концу. Команды поразили нас своими талантами и артистическими способностями.
Подведение итогов.
Подготовила
Нигора ХОЛБАЕВА,
учитель общеобразовательной школы № 200 Чиланзарского района.
Город Ташкент.