Алгоритм решения
Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Цели: образовательная — познакомить с письменными приемами умножения на числа, оканчивающиеся нулями; развивающие — развивать навыки решения задач, примеров и вычисления, логическое мышление, прививать интерес к математике; воспитательная — воспитывать трудолюбие.
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, практический, иллюстрации по теме, таблица, карточки с примерами.
Оборудование: электронный учебник, тетради, наглядный материал, карточки, мультимедийные слайды.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет. (Слайд.)
Чему равно произведение 1000 и 3? (3000.)
Сумма двух чисел равна 1500. Одно слагаемое — 50. Чему равно второе слагаемое?
Найти четвертую часть от числа 2000?
Полкилограмма — это сколько граммов?
5. Увеличьте 8 в 90 раз. Увеличьте 36 в 100 раз.
Задумано число, его увеличили в 10 раз и получили 900. Какое число задумано?
Мальчик проходил 1 метр за 1 секунду. Сколько
метров он пройдет за минуту?
Выразите в сутках 360 часов.
Запишите число, которое состоит из 3542 десятков.
В семье три сестры, и у каждой есть брат. Сколько детей в семье?
Проверка. (Слайд.)
III. Работа над новым материалом. (Слайд.)
Учитель: — Главная цель нашего урока — это знакомство с письменными приемами умножения на числа, оканчивающиеся нулями. Найдите рациональную запись для умножения чисел: 6400 • 90. Какое задание нужно выполнить? (Умножение на круглые числа, десятки.) Подумайте, что вам может помочь?
План работы:
1. Поменять местами множители.
2. Представить круглое число в виде произведения двух чисел.
3. Представить число в виде десятков (сотен, тысяч и т.д.).
Учитель: — Каким способом воспользуемся? Можно заменить число 90 произведением двух чисел… записать в виде десятков… выполнить умножение столбиком (слайды).
Чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях. Что получается при умножении на ноль? Как удобнее записать, чтобы не умножать на нули? Эта запись короче, а значение всех выражений не изменилось. Вот перед вами открылась еще одна тайна математики.
Алгоритм вычисления. (Слайд.)
Учитель: — Надо правильно подписать: число под число, а нули пишем сбоку. Сначала умножаем на число. К полученному числу приписываем нули.
Первичное закрепление. (Слайды.)
1. Решение примеров с объяснением.
2. Примеры вычислить устно, записать только ответы.
IV. Физминутка. (Слайд.)
V. Закрепление.
Решение задач и примеров. (Слайд.)
Дополнительное задание из электронного учебника.
VI. Подведение итогов.
Учитель: — Как можно записать умножение чисел, оканчивающихся нулями?
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Рано ИСЛАМОВА,
учитель государственной специализированной общеобразовательной школы № 46 города Нукуса.
Республика Каракалпакстан.