«Моим стихам, написанным так рано…»
Тема: «М.И.Цветаева».
Цели: образовательная — создать условия для знакомства обучающихся с основными фактами биографии М.Цветаевой, расширить представления о личности поэтессы, учить писать критические статьи; развивающая — способствовать развитию навыков поиска информации в разных источниках, развивать навыки анализа поэтического текста и выразительного чтения стихотворений; воспитательная — прививать любовь к русской поэзии, интерес к творчеству М.Цветаевой.
Оборудование: учебник, проектор, компьютер, телевизор, видеоролики, презентация, мини-тесты, бланки, ватман с фото М.Цветаевой в верхнем левом углу и размеченными колонками с названиями для статей, оформление классной комнаты, сборники стихов М.Цветаевой.
Тип: урок-газетный листок «Литературные новости».
Методы: работа с цитатой, мини-тестами, просмотр видеороликов, презентации, заполнение бланков, оформление ватмана в виде газеты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Деление класса на команды «Филологи» и «Языковеды».
II. Актуализация знаний. Повторение изученного.
Ученики декламируют стихотворения А.Ахматовой.
Ответы на вопросы:
Когда родилась А.Ахматова? Как называется ее стихотворение, посвященное Ташкенту? (И т.д.)
Работа с цитатой. «Возьмите… стихи — этот есть моя жизнь…» М.Цветаева.
Учитель: — Скажите, как вы понимаете эту цитату.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение цели урока.
Учитель: — Газетный листок был частично испорчен, и на днях редакция газеты обратилась к нам с просьбой восстановить хронологию событий, связанных с биографией Марины Цветаевой. Каждой команде были даны задания: 1-й — восстановить в письменной и устной форме краткую биографию Марины Цветаевой, 2-й — восстановить мини-статью о «Роли А.С.Пушкина в судьбе М.Цветаевой».
Вам розданы бланки, где вы законспектируете дополнительную информацию, которую я вам дам после ваших выступлений. Надеюсь, дизайн оформления поможет вам окунуться в атмосферу той эпохи, в которой жила Цветаева.
2. Устные сообщения команд. Индивидуальные задания. Презентация.
Команды согласно названиям колонок в бланке представляют подготовленную информацию о жизни и творчестве Марины Цветаевой:
1-я колонка — «Краткая биография М.Цветаевой»,
2-я колонка — «О роли А.С.Пушкина в жизни М.Цветаевой»,
3-я колонка — «Интересные факты о М.Цветаевой»,
4-я колонка — «Критическая статья».
Виртуальная экскурсия в дом музей М.Цветаевой. (Видеоролик.)
Учитель: — Вы восстановили хронологию событий жизни великой русской поэтессы. Давайте наклеим на газетный лист ваши статьи.
А теперь приготовьте бланки, которые я вам раздала. Внимательно слушайте и записывайте ту информацию, которую я вам сейчас сообщу. Бланк будет заполнен для статьи «Интересные факты о Марине Цветаевой».
Свои первые стихотворения Марина Цветаева начала писать еще в детстве. И делала это не только на русском языке, но и на французском и немецком. Языки она прекрасно знала, так как семья часто жила за границей. В детстве Марина много путешествовала. Разъезды эти были
не забавы ради. Тяжелая болезнь матери — чахотка — вынуждала семью переезжать с места на место в поисках подходящего лечения и климата. Так, учеба в разных пансионах Старого Света позволила Цветаевой в совершенстве освоить два иностранных языка — французский и немецкий.
Будущего мужа М.Цветаева встретила случайно, отдыхая у моря. Марина всегда считала, что полюбит человека, который подарит ей понравившийся камень. Ее будущий супруг, не подозревая об этом, подарил Цветаевой в день их знакомства сердолик, который нашел на пляже.
История создания стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…». Жанр — элегия, написано в 1913 году, когда Цветаева отдыхала с семьей в Коктебеле. Тема стихотворения — судьба ее ранних произведений.
Словарная работа: брызги — tomchi, qatra, uchqun, искра — uchqun, святилище — ibodatxona, фимиам — isiriqsimon, xushbo‘y tutatqi (xushomadgo‘ylik), черед — navbat, сорваться — bo‘shab tushib ketmoq, ворваться — bostirib kirmoq.
Учитель читает «Моим стихам…». Ученики внимательно слушают, чтобы написать критическую статью об этом стихотворении.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Аудиоминутка: прослушивание стихотворения в исполнении народной артистки России А.Фрейндлих.
2. Работа над выразительным чтением.
3. Анализ стихотворения.
Учитель: — Редакция дала еще одно задание, в котором нужно представить себя в роли критиков и проанализировать стихотворение. (Эта критическая статья для 3-й колонки.) При прослушивании стихотворения воображение рисует образ молодой поэтессы, которая полна жизненной энергии и оптимизма. Автор не скрывает, что ее произведения не читали и не читают, и они пылятся на магазинных полках. Но для поэтессы они как «драгоценные вина». И она верит в то, что «настанет свой черед». И она была права: весь мир читает произведения М.Цветаевой. Это стихотворение было пророческим.
Работа с учебником.
Учитель: — Самостоятельно ознакомьтесь со статьей в учебнике. Прочитайте и переведите на родной язык.
Задание по дидактическому материалу: игра «Найди нужную дату».
Дата рождения М.Цветаевой.
1880, 1889, 1903, 1892
В каком году был написан «Вечерний альбом»?
1895, 1916, 1910, 1912
В каком году был написан «Волшебный фонарь»?
1900, 1912, 1905, 1910.
В каком году было написано стихотворение «Моим стихам, написанным …»?
1912, 1913, 1909, 1908
Сколько языков знала М.Цветаева?
2, 3, 4, 5.
В каком году умерла М.Цветаева?
1946, 1953, 1941, 1938.
V. Итог урока.
Учитель: — Вы справились с заданием редакции газеты «Литературные новости». И все ваши статьи, посвященные М.Цветаевой, получились интересными. Не сомневаюсь, что прочтя их, ваши ровесники не останутся равнодушными к творчеству известной русской поэтессы.
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…», ответить на вопросы учебника.
Альбина САЛОХИДДИНОВА,
учитель общеобразовательной школы № 21 Шурчинского района.
Сурхандарьинская область.