Всех Навруз зовет!
Тема: «Радуйся, народ! Всех Навруз зовет!»
Цели: активизировать лексику учащихся, связанную с весной, расширить кругозор, углубить знания о народных традициях и обычаях, развивать патрио-тические чувства, формировать дружеские отношения.
Оборудование: зал украшен цветами, шарами, плакатами; стол с национальными блюдами.
Ход мероприятия
Звучит Государственный гимн Республики Узбекистан.
1 ведущий: — Слушайте все! Слушайте все!
2 ведущий: — Сегодня мы встречаем Навруз!
1 ведущий: — Мы приглашаем вас на этот прекрасный праздник!
2 ведущий: — Все — на праздник Навруз!
Учитель: — Прекрасен наш край весной. Над просторами Родины повеяло живым дыханием весны. Наступила прекрасная пора пробуждения природы, пора цветения и красоты. В эти дни по всей стране встречают народный праздник Навруз. Это один из самых древних праздников, почитаемых и любимых народом. Само слово «Навруз» означает «новый день». А новый день у года — это, конечно же, весна, время пробуждения, обновления природы.
1 ученик: — Ассалом, Узбекистан!
Наврузи олам, ассалом…
От порога к порогу —
Не в тягость твой груз,
Открывай нам дорогу,
Счастливый Навруз!
Солнце в небе лучисто,
Ветерок по садам.
Расцветай же, Отчизна,
Край наш, Узбекистан!
2 ученик: — Узбекистан!
На празднике твоем
Мы нашу дружбу славим и поем.
Твой гордый путь победами богат,
И хлопок бел, и сладок виноград.
3 ученик: — За верность братству и за твой успех,
За радость жизни — счастья ради всех.
За все, что не вмещается в охват,
Тебе мы говорим: «Рахмат!»
Издали слышится весенний вальс. Появляются девочки. Они танцуют под эту музыку.
4 ученик: — Из глубины седых тысячелетий
Приходит вместе с солнцем Новый день.
Уравновешивая то, что было раньше,
И то, что будет, устраняя тень.
5 ученик: — Пришел Навруз по солнечным часам,
Неся с собою плодородие в долины.
Запели у костров бахши дастан,
И к севу подготовились мужчины.
Учитель: — Среди официальных праздников, вошедших в нашу жизнь в годы независимости Узбекистана, Навруз занимает особое место. Он празднуется во всех республиках Центральной Азии 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день и ночь уравниваются в часах. С наступлением весны появляются надежды на богатый урожай, на улучшение жизни. Все радуются пробуждению природы.
Под музыку в зал входит девочка в роли Весны.
Весна: — Здравствуйте, ребята!
Я очень рада вам. Знаю вас всех давно, вижу, как вы каждую весну вскапываете грядки в огороде, помогаете земле дышать, белите деревья в саду, чтобы они были еще красивее, сажаете цветы, чтобы весна была еще милее. А какие растения вы знаете, которые расцветают весной? (Ответы детей.) Давайте поиграем в игру «Садовник и цветы».
В игре участвуют 10–15 детей. Среди них выбирают ведущего — «садовника», остальные исполняют роли «цветков». В руках у каждого по одному цветку. (Цветы можно нарисовать.) «Цветы» садятся в круг. «Садовник» ходит по кругу и говорит:
— Собирайтесь, дети, в круг,
Посмотреть цветы вокруг,
Будем их мы поливать
И попросим станцевать.
После этих слов «садовник» дотрагивается рукой до одного из «цветов». «Цветок» должен спеть или станцевать, рассказать стихотворение или показать сценку — по желанию.
6 ученик: — Пришел Навруз, друзья.
И новый день настал.
Так веселись, народ!
Благословлен наш край.
7 ученик: — Расстилает дастархан
Праздник наш Навруз.
Сумаляк принес сюда
Праздник наш Навруз.
8 ученик: — И халим на праздник
Принесем, друзья.
Счастья принесет нам
Новый день, друзья!
Учитель: — К Наврузу люди готовятся заранее: чистят и моют дома, украшают стены рисунками. В каждом доме накрывают праздничный дастархан, готовят сумаляк, который любят и ценят все жители страны, — традиционное кушанье из молодых ростков пшеницы. В этот день все прощают друг другу обиды.
Конкурс на лучшее национальное блюдо.
Танец «Қуёшжон» (7 девочек, 1 солистка — «солнце и 6 лучиков»).
9 ученик: — Что такое
Навруз для тебя, для меня?
Это праздник весны и веселья.
Это значит, приходят к нам в гости друзья.
В этот день даже без приглашенья.
10 ученик: — В этот день
собирается вместе семья,
Навещают больных и здоровых.
Если болен, бальзам есть один — сумаляк,
Это тайна времен и народов
11 ученик: — В день Навруза
цветет человека душа,
Его сердце трепещет от счастья.
Как хорош это день, как прекрасна весна.
Я хочу, чтоб Навруз не кончался!
Учитель: — Навруз — начало нового дня. С приходом этого весеннего праздника пробуждается природа, оживляется человек. Люди забывают обиды и трудности. У нас появляются новые силы, мы строим новые планы. Пусть над нами
будет мирное солнечное небо!
12 ученик: — У нас друзья на всей планете,
Идут послы из разных стран.
Мы распеваем громко песню:
«Цвети, родной Узбекистан!»
Танец «Узбекистан» с шарами и цветами.
В конце праздника дети запускают бумажного змея. Проводится конкурс рисунков на асфальте.
Подготовила Е.РЯЗАНЦЕВА,
учитель
общеобразовательной школы № 3 города Янгиюля.
Ташкентская область.