Климатическая повестка
В Ташкенте прошел учебно-практический семинар по интеграции тем, связанных с изменением климата, в образовательные программы по естественно-научным дисциплинам. Мероприятие организовано Министерством дошкольного и школьного образования совместно с ПРООН, Фондом «Образование превыше всего», Республиканским центром образования и Международным общественным фондом «Zamin» в рамках проекта по развитию лидерских качеств молодежи через климатическое образование.
В семинаре участвовали местные и международные эксперты, учителя-практики и специалисты отрасли. Основные цели мероприятия: обсуждение возможностей включения компонентов климатического образования в курсы биологии, географии, химии и физики для 7–11 классов; анализ текущего состояния учебных программ; разработка предложений по расширению знаний учащихся об изменении климата и увеличению доли практических занятий; подготовка методических решений и учебных материалов для школ Узбекистана с учетом опыта Финляндии, Германии, Республики Корея, Японии и Швеции; формирование модели устойчивого климатического образования, способствующей развитию экологической осознанности и ответственного лидерства у молодежи.
Как сказал представитель МДШО Аброржон Уктамов, климатические темы в действующих школьных программах представлены фрагментарно, не связаны между собой и не образуют системного блока: из 278 тем по физике только 8 затрагивают вопросы климата; из 298 тем по биологии — лишь 16 имеют отношение к биосфере и экосистемам в контексте изменения климата; из 238 тем по географии — около 40 раскрывают проблемы климата и природных ресурсов; междисциплинарные связи выражены слабо. Было отмечено и то, что педагогам ранее уделялось недостаточно внимания в части повышения квалификации по вопросам климатического образования. Многие занятия и проектные работы выполняются преимущественно теоретически, без практической части. В экологических кружках отсутствуют отдельные климатические модули.
При этом был подчеркнут значительный потенциал интеграции: например, связь физики и математики с темой солнечной энергии или использование практических задач по математике для моделирования климатических процессов.
«Особое внимание уделяется междисциплинарным подходам и практическим проектам, адаптированным к условиям Республики Узбекистан, включая такие актуальные проблемы, как дефицит воды и загрязнение воздуха, — отметил Бахадур Палуаниязов, руководитель кластера действий по защите окружающей среды и климата United Nations Development Programme (ПРООН). — Наш инклюзивный подход предполагает участие педагогов на каждом этапе — от анализа проблем до разработки решений в рамках предметных рабочих групп. Это позволяет создавать действительно полезные и применимые учебные материалы, а также повышать качество подготовки учителей и экспертов.
Этот семинар, объединивший представителей государственных структур, международных организаций, специалистов в области развития образования и педагогов-практиков, демонстрирует нашу общую приверженность внедрению климатической грамотности в систему образования и закладывает основу для устойчивого будущего Узбекистана.
Успех этого процесса зависит от тесного сотрудничества между политиками, педагогами и партнерами, направленного на расширение возможностей молодежи, достижение национальных климатических целей и укрепление надежды и инициативности в обществе».
Подробно о задачах семинара и работе, проводимой в стране в направлении внедрения «климатической повестки» в образование, рассказала заместитель директора Республиканского центра образования Ирода Саидова:
— Семинар проходит в рамках проекта по расширению возможностей развития лидерских качеств молодежи через климатическое образование. Были изучены несколько учебных программ, учебные цели и темы. В результате мы увидели, что есть темы, затрагивающие климатическое образование, но они не интегрированы. При этом они не развивают те учебные цели, которые мы подразумеваем. Возник вопрос: что же делать, к кому обратиться, где это хорошо развито? Мы изучили учебные программы нескольких стран, в частности Сингапура и Финляндии, Кембриджа.
Сейчас как раз идет период усовершенствования учебных программ. Эта работа проходит параллельно, и именно поэтому проект очень своевременный. Мы увидели, что некоторые темы есть, но в ходе их изучения не развиваются личная ответственность, исследовательские навыки, умение делать выводы и анализировать. Сейчас мы предлагаем внести учебные цели, которые будут развивать эти навыки и в дальнейшем лидерские качества. Ведущие специалисты на семинаре уже предлагают свои решения, которые будут влиять на образовательные цели и развивать намеченные навыки.
Несколько лет назад была внедрена «климатическая шкатулка», которую планировалось использовать при изучении различных тем. Но она не работает, потому что нет интеграции между предметами. Биология начинает тему, а через несколько месяцев ее затрагивают на химии. Если бы темы и навыки развивались параллельно, это давало бы результат. Сейчас мы разработали таблицу: если биология начинает тему и обозначает проблему, химия продолжает и раскрывает ее глубже, а другие предметы помогают сделать выводы. Также учащиеся выполняют проекты.
Проектные работы — это нововведение в наших программах. Проектов было немного и не по всем темам. Проекты не бывают по одному предмету — они всегда интегрированы. И наша проблема в том, что не все учителя понимают, что это за работа.
Проект — это локальная или глобальная проблема, которую учащиеся изучают, затем разрабатывают планы, намечают цели, распределяют обязанности, проводят исследование, делают выводы и предлагают решения.
Это очень интересный процесс. Внедряя проектные работы, мы затронем развитие лидерских качеств учеников и тех навыков, которые планируем формировать. Уже выпущены книги по проектным работам. В программу профессионального развития включены материалы о том, как проводить проектные работы и чем они отличаются от других практических заданий. Нужно создавать не просто группы, а команды, где учащиеся дополняют друг друга в развитии исследовательских навыков.
Есть дети, которые не сидят без дела даже на каникулах: они вместе с учителями выходят в экспедиции, изучают фольклор Узбекистана, исследуют климатическое состояние регионов. Однажды ученики спросили у нас, как исследовать определенную проблему, и в результате создали упаковку для молока: они переработали использованную бумагу и картон, сделали целлюлозу, добавили лакмус. По цвету коробки можно определить, годно ли молоко для употребления. Мы не ожидали такого результата. Дети сами развивают свои навыки — мы лишь направляем.
Сегодня не то время, когда считали, что лучший учитель — тот, кто дает максимум информации. Учитель должен направлять ребенка, чтобы он развивался сам. Лучший учитель тот, кто умеет задавать правильные вопросы. Мы увидели много проектных работ и удивились, как дети свободно выражают свои мысли на международной арене, не боясь ничего. Они понимают глобальные проблемы, знают, как их решать, и предлагают свои идеи.
Республиканский центр образования — это мозг образования. Здесь разрабатываются цели обучения, по ним учителя преподают и повышают квалификацию, а затем по этим целям оценивается ученик. Этот цикл всегда работает. У нас много специалистов с научными степенями, они работают над разными проблемами. Сейчас они получают консультационную помощь в Кембридже, каждую неделю проходят сессии. Мы постоянно чему-то учимся.
Консультанты не дают нам готовых решений. Они говорят: «Посмотрите под таким углом — какие выводы вы сделаете?» А мы сами локализуем программы под требования Узбекистана.
Учебные цели — это своего рода «зонтик», задание правительства: каких граждан нужно сформировать, какие навыки развивать. Республиканский центр образования определяет задачи, необходимые для внедрения этих целей.
Процесс интересный, потому что мы не хотим готовить учеников как исполнителей — мы хотим, чтобы они были генераторами новых идей. Радует, что год за годом растет количество призеров олимпиад и проектов для одаренных ребят. Правительство поддерживает детей: ежегодно появляются новые конкурсы, призы, достижения. Это мотивирует учащихся.
На семинаре также была затронута актуальная климатическая повестка. В частности, отмечены высокие уровни загрязнения воздуха в Ташкенте 20 ноября: по данным автоматических станций мониторинга, концентрация частиц PM2.5 превышала допустимые нормы в 2,4–4,2 раза. Очевидно, что в будущем острота проблемы будет только нарастать, поэтому меры нужно принимать уже сейчас, и одна из них — работа с молодежью.
В ходе семинара были озвучены предложения по улучшению содержания образовательных программ. Это междисциплинарная интеграция тем, формирование новых компетенций для учащихся, обновление содержания учебников, разработка современных методических пособий, создание специализированных учебных классов, внедрение практических проектов, разработка инструментов практической оценки, использование видео, анимаций и инфографики, интеграция «климатических шкатулок» с наглядными материалами, оснащение школ цифровыми лабораториями. Реализация этих мер должна способствовать системному внедрению климатического образования и формированию у школьников практических навыков, необходимых для понимания и решения климатических проблем.
Ожидается, что в скором времени более 1,3 млн учащихся 7–11-х классов получат современные знания и навыки в области изменения климата.
Марина ЧИЛАШВИЛИ.
Фото из архива организаторов.
Shu kecha va kunduzda
Климатическая повестка
Диалог с народом
Обучение «зеленых» послов
Созвучие культур Востока
OB-HAVO
0 C
Tashkent
Valyuta kurslari
Markaziy bank