Что есть совершеннолетие…
Полезное
22 / 09 / 2018
По мнению психолога В.Слободчикова, кризис юношеского возраста приходится на период 13-14 лет, а по мнению Л.Выготского — на 17-18 лет. Кризис знаменуется как выход человека в самостоятельную жизнь. Основной критерий развития — главное новообразование переходного возраста — социальное сознание, перенесенное во внутренний план. Это и есть самосознание, где происходят все динамические изменения. Выделяются как внешние социальные условия, обусловленные выходом в самостоятельную жизнь, так и внутренний процесс развития, определяющий становление личности, поиск своего места в жизни.
Ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная: подросток ищет себя в избранной им профессиональной сфере. Причем, если в ранней юности (13-14 лет) наблюдается скачок в развитии операционной сферы (овладение навыками, умениями, приобретение профессиональных знаний), то в более позднем юношеском возрасте (17-18 лет) происходит развитие мотивационной сферы (постижение основных смыслов человеческой деятельности, освоение норм взаимоотношений). Это и есть совершеннолетие.
Кроме того, кризис юности — это переход от юности к молодости, от утверждения своего «Я» в среде сверстников, самостоятельной жизни к рождению жизненной перспективы, от стадии освоения в социуме к стадии принятия на себя новых обязанностей, ролей, ответственности за свою жизнь.
В юношеском возрасте происходит существенное изменение самосознания. Повышается значимость собственных качеств личности. Этот период в психологии называется перио-дом «брожения» психики, затем наступает период «уверенности». Для многих этот этап протекает болезненно. Человек осознает себя принадлежностью мира. Если ребенок самостоятельный, не надо тому мешать, нужно его правильно направить.
Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность, подчеркнуть это всеми возможными средствами. Этот возраст характерен мечтанием о будущем, с которым связаны все переживания подростков. Их психика очень ранима и хрупка, как хрусталь. В семье, где есть уважение и каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности, мало конфликтов «отцов и детей». Для ребенка очень важно в этот период почувствовать любовь, доверие, уважение к его «Я», понимание.
Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах достаточно ровные и стабильные. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, дружба более избирательна. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.
Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, в понимании, душевной близости, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности. Старшеклассники сенситивны к освоению своего внутреннего мира, идет совершенствование умения управлять собой, обогащение эмоциональной сферы. Развиваются и укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, самообладание. У нынешних старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт.
Каковы признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков? За что и против чего ведут они борьбу в подростковом возрасте? За то, этом показать себя, проявить собственное «Я», утвердиться среди сверстников, занять свое место в коллективе.
Правила, которые должны соблюдать родители и окружающие взрослые: помочь ребенку найти компромисс души и тела; все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без «ярлыков»; подробно и в доступной форме объяснить устройство и функционирование организма; оказывать постоянную поддержку.
Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы учения, которые нужно изучить классному руководителю.
Его задачей, а также родителей и педагога-психолога, работающих с учащимися юношеского возраста, является необходимость в пре-одолении определенных препятствий, обусловленных противоречиями этого возраста. Надо помочь сориентироваться старшеклассникам в этом круговороте, способствовать рождению индивидуальности, куда входит подготовка к профессиональной карьере, семейной жизни, формирование социально-ответственного поведения, побуждение к принятию участия в деятельности на пользу общества, усвоению политической и общественной ответственности гражданина и т.д.
Задача взрослых — не мешать проявлениям самостоятельности юношей и девушек, а предоставить им возможность для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать жизненные препоны. Самой большой неудачей может стать прекращение саморазвития, когда человек становится игрушкой ролевых ожиданий социума или пассивным исполнителем социальных норм.
Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном: каждый хочет занять достойное место в жизни, получить образование, интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи с выбором профессии у учащихся могут возникать конфликтные ситуации с семьей. Родители предлагают ту профессию, которую, по их мнению, легче получить, или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся рассматривают в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности. Нужно также отметить высокую тревожность старшеклассников в отношении своего будущего. Их беспокоит выбор профессии и пути ее обретения, тревожит, смогут ли они хорошо зарабатывать, принести пользу, быть востребованными, гордостью своих родителей и т.д.
Источником такой тревожности и страхов у учащихся является также их предполагаемая неспособность к конкуренции по окончании школы. Многие испытывают страх не соответствовать требованиям родителей, рынку труда и т.д. Поэтому одна из актуальных задач классного руководителя — помочь воспитанникам в совершении обоснованного профессионального выбора, формировании чувства уверенности в правильности выбора жизненного пути. Конечно, такие проблемы развития учащихся должны решаться в сотрудничестве с родителями и школьными психологами. Все это должно быть в поле зрения классного руководителя и занимать одно из главных мест в воспитательной работе со старшеклассниками.
Если в классе каждому тепло и уютно, приветствуется инициатива и правдивость, лечится и согревается душа, если ребята помогают и поддерживают, радуются успехам друг друга, они будут собираться и радоваться общению, им захочется шагнуть в детство и через 5, 10, 20 лет.
У.ХИКМАТОВА,
психолог ГСОШ № 4
города Навои.