Больше самостоятельности!
Полезное
11 / 01 / 2019
Хорошему ученику не надо все «разжевывать», достаточно ему «наточить зубы».
Сегодня существует много методик по преподаванию языка и литературы. Авторы предлагают развивающие игры, инновационные методы развития у детей логики, фантазии, артистических данных. Повсюду креатив! И слово такое красивое, иностранное…
Да, хочется, чтобы дети были более смелыми, раскрепощенными, умели отстоять свою точку зрения, нестандартно мылить. Но они разные! — по характеру, воспитанию, менталитету... Умение педагога подобрать «ключ» к сердцу ребенка, заинтересовать своим предметом, выявить его скрытый потенциал подобно работе ювелира, который с огромным вниманием, точностью и терпением оттачивает необработанный камень. Неустанно трудясь, педагог хочет увидеть плоды своей кропотливой работы. Много времени у него занимает подготовка к урокам. Это ежедневный труд, без которого не обойтись, порой увлекательный, захватывающий процесс. Предвкушая реакцию учащихся на отдельные акценты занятия, иные учителя готовы подолгу сидеть и разрабатывать план и конспект урока.
Всевозможные наглядные пособия, видео- и аудиоресурсы, игровые моменты, физкультминутки, диспуты — все это способствует лучшему усвоению материала учащимися. А учитель, продумывая детали, рассчитывая каждую минуту урока, желает довести до каждого сидящего в классе суть литературного произведения, значение грамотного письма, правильной речи. У каждого педагога найдется пара-тройка «волшебных» методов.
Кстати, в обмене опытом играют большую роль и курсы повышения квалификации, на которых коллеги делятся своими испытанными методами. Практические советы, методическую помощь учителя русского языка Ташкентской области получают от грамотных преподавателей регионального центра переподготовки и повышения квалификации работников народного образования В.К.Цой, Ш.А.Абдуллаевой. На занятиях слушатели апробируют новые методики, способы преподавания отдельных тем. Стоит привести пару примеров, которые, возможно, будут интересны многим.
Трудно написать сочинение по картине на уроке тем, кто не обладает богатым словарным запасом и широкой фантазией. Нам был предложен метод немой инсценировки картины, в которой, кстати, с удовольствием участвуют дети. Необходимо заранее детально изучить картину и, разделив класс на группы, изобразить ее. Подготовившись и заняв свои места в картине-инсценировке, участники должны замереть на пару минут, чтобы зрители могли сравнить «немое изображение» с оригиналом, отметить недостатки и достоинства. Можно сфотографировать. Главное, следить за временем и дисциплиной в классе. Особой популярностью пользуются картины «Опять двойка!», «Три богатыря», «На привале», «Вратарь» и другие, на которых запечатлены яркие, запоминающиеся образы. Обычно на написание сочинения отводится два часа, так что можно успеть изобразить, описать и проанализировать.
При изучении литературных произведений понравился метод «киносъемки» . Учащиеся снимают любительский фильм на телефон, камеру по изученному произведению либо по эпизоду из него, если оно объемное. Занимаясь постановкой, играя роли героев, подбирая декорации для своей короткометражки, учащиеся обязательно кропотливо изучат материал, проанализируют, проникнутся им и, как итог, будут иметь о нем личное мнение.
Все это плоды творчества и фантазии наших учителей в стремлении передать знания детям, в побуждении их к поиску, самостоятельному изучению тем и увлеченному познанию.
К слову, подобные подходы к изучению и анализу изученного приветствуются и любимы обеими сторонами образовательного процесса. Учителя наслаждаются «фиестой», а ученики в стремлении выделиться, продемонстрировать свои способности, «крепко хватают и грызут гранит науки».
В 11-м классе на изучение жизни и творчества С.Есенина отведено 3 часа. Ранее в программе по литературе эта тема изучалась довольно подробно. Конечно, столь известный поэт, его музыкальные стихи, трагическая судьба дают повод глубже изучать, больше читать, размышлять, анализировать. На уроке читали ранние и поздние его произведения, в том числе и наизусть, анализировали внепрограммные стихотворения, обсуждали. Казалось бы, материал изучен, в достаточной мере усвоен. Но захотелось приобщить выпускников к дружной, коллективной работе, потренировать в отборе фактов, обобщении изученного. К обобщающему уроку по данной теме классу было предложено подготовить собственные презентации по основным вехам жизни и творчества поэта. Нужны были спикеры, чтобы презентовать свое творение, и группа поддержки для декламации стихотворений, комментирования отдельных эпизодов. Наши выпускники — поколение, выросшее на смартфонах, планшетах, к слову сказать, отлично владеет умением составлять добротные слайды. Это им близко, интересно и совсем не трудно. Поставив перед ними конкретную задачу (с которой они справились за 3 дня), даже не могла представить столь высокий уровень их подготовки. Материал был подобран интересный, с малоизвестными фактами, его логическая последовательность удачна во всех смыслах. Подбор песен на стихи С.Есенина, видео, документальные кадры заставили удивиться и гордиться скрытым потенциалом учеников. И с научной стороны, и с технической презентации были подготовлены достаточно мастерски. В конце урока были заслушаны выводы, личные мнения об изученном, и, как следствие глубокого воздействия поэзии, — стихотворение, написанное одной ученицей. После урока, на перемене «сотрудники» (как они себя назвали сами) дали мастер-класс, дельные советы учителю, заинтересовавшемуся технической стороной составления презентаций.
Дружелюбная обстановка, серьезный настрой, стимуляция обязательно дадут плоды. Современное поколение наших старшеклассников «дремлет». Попробуйте «разбудить», передайте инициативу урока в их руки, объясните серьезность намерений. Думаю, изучать язык и литературу им станет совсем не скучно.
Юлия ХАЛВАЧИ,
учитель общеобразовательной школы № 6 Бекабадского района.
Ташкентская область.