От развития науки и образования к развитию экономики
Полезное
22 / 02 / 2019
В Военно-техническом институте (ВТИ) Национальной гвардии Республики Узбекистан кафедрой «Организация производства и технический контроль» была организована беседа за «круглым столом» на тему «От развития науки и образования к развитию экономики». Участники «круглого стола» — профессорско-преподавательский состав вуза — отметили актуальность обсуждаемой темы и важность системного подхода к процессу обучения, позволяющему готовить современных и практико-ориентированных военных специалистов.
В ходе выступлений на дискуссионной площадке рассмотрены такие вопросы, как инновации, инвестиции в системе высшего образования, их значение и роль. Были озвучены актуальные проблемы, связанные с реформой системы образования, конкретные предложения и рекомендации.
В дискуссии нет проигравших, в споре нет выигравших, а «круглый стол» всегда приведет людей к общей точке зрения и позволит найти выход из самой трудной ситуации. Это и стало положительным итогом мероприятия.
Модератором «круглого стола» выступила кандидат экономических наук, доцент М.Абдуллаева. Она предложила заслушать все выступления, а затем перейти к дискуссии.
Учитывая актуальность обсуждаемого вопроса, предлагаем читателям ознакомиться с мнениями участников этого мероприятия.
Начальник ВТИ М.Рустамбаев, профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист Республики Узбекистан, полковник:
— Сегодня для развития страны необходим акцент на создании условий для развития цифровой экономики. Это позволит использовать новые каналы взаимодействия и снизить информационные издержки. При этом в условиях четвертой промышленной революции, когда мир становится все более технологичным и будущее любой страны зависит от успешного внедрения новых технологий, важной задачей государства является развитие человеческого капитала. В связи с этим Военно-технический институт Национальной гвардии призван готовить востребованные квалифицированные военные кадры.
Все большее значение приобретает дуальное образование, суть которого заключается в совмещении теории с практикой. При этом военные подразделения, осуществляющие заказ на специалистов, сопровождают перспективных курсантов в процессе их обучения, предоставляют им базу для практики. Выпускник, подготовленный специалист, получает диплом, уже обладая прикладными знаниями, государство экономит время и деньги, затраченные на обучение. Однако такой подход требует внедрения многоуровневой системы подготовки и переподготовки выпускников.
Говоря об основных направлениях деятельности Военно-технического института, который был создан в 2017 году, следует особо отметить его роль в жизни общества и значение для Национальной гвардии. Первостепенной задачей является обеспечение качества образования военных специалистов. Подготовка кадров в институте осуществляется по следующим направлениям и специальностям: командная тактическая войск специального назначения, квалификация — менеджер; командная тактическая войск специальных частей, квалификация — юрист; психологическое обеспечение служебной деятельности, квалификация — психолог; командно-инженерная по организации и экплуатации электронных систем обнаружения и охраны, квалификация — инженер электротехнических комплексов и систем; командно-инженерная по организации и управлению производством, квалификация — инженер-экономист.
За сравнительно короткий промежуток времени произошли существенные изменения в образовательной и научной структуре вуза. Впервые военные специалисты послевузовское образование продолжат в открытой недавно базовой докторантуре, создана возможность для самостоятельного соискательства в целях получения ученой степени. Открыт научный совет по юридическим направлениям.
Научный потенциал профессорско-преподавательского состава вуза заметно вырос: 24 доктора и 45 кандидатов наук, что составляет 47 процентов от общего числа работающих педагогов, которых отличают высокий профессионализм и большой опыт. Из 88 вузов в республике по научному потенциалу институт стоит на 8-м месте.
Заместитель начальника ВТИ Д.Юсупов, кандидат технических наук, доцент:
— Одновременно с образованием государство должно финансировать и военную науку, однако здесь необходима эффективная система оценки результатов научных изысканий. В вопросах оценки научных знаний надо учитывать опыт зарубежных вузов.
Военно-технический институт активно включается в решение многих проблем. Стоит отметить участие кафедр в грантовой деятельности.
Заместитель начальника ВТИ, доктор юридических наук, майор юстиции М.Миракулов:
— Особую актуальность имеет проблема сохранения человеческих ресурсов и перспектив молодого поколения в Узбекистане. У нас каждый курсант на счету. Основной вопрос в том, чтобы «слышать молодых людей», то есть серьезно заниматься молодежной политикой, игнорирование которой может привести к проблемам в будущем.
Профессор А.Маматов, доктор экономических наук:
— Профессиональное военное образование — весомый фактор экономического роста государства и его политической стабильности. В связи с этим было бы полезным и эффективным содействие командования Национальной гвардии в организации практики курсантов на базе соответствующих подразделений, а также привлечение их специалистов к участию в образовательном процессе института.
М.Абдуллаева:
— В контексте взаимосвязи экономики и образования важно учесть, что инновационная экономика предполагает создание интеллектуальной среды. ВТИ должен продвигаться в этом направлении. Во главу угла должны быть поставлены емкие, прорывные в научном отношении проекты. Такая постановка вопроса потребует ускоренной подготовки кадров, в связи с этим целесообразно пересмотреть отношение к квотам, направив часть из них не на подготовку, а на переподготовку нужных для страны специалистов.
Современная реформа образования предполагает изменение моделей профессиональной подготовки. Особую актуальность при этом приобретает формирование ценностных ориентаций обучающихся, что является основой профессионального роста и отразится на деятельности будущих военных специалистов.
Вопрос: Что из себя представляет военное образование и с чем связано его получение?
М.Рустамбаев:
— Военное образование — это отрасль образования, оно осуществляется в системе военно-учебных заведений, предназначенных для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Республики Узбекистан, других воинских формирований и органов. Получение военного образования связано с высшей ступенью учебной деятельности. Оно возможно, когда человек способен регулировать свои действия сознательной целью, осознавать ценностные установки, развивать познавательные процессы. Военное образование предусматривает осуществление специфической деятельности, в результате которой происходит формирование новых ценностей через присвоение культурно-исторического опыта. Исходным моментом при этом выступает потребностно-мотивационный аспект.
Вопрос: Являются ли военные лицеи источником пополнения курсантов Военно-технического института?
— В числе обучающихся в вузе есть и выпускники военных лицеев «Темурбеклар мактаби», в которых учащиеся наряду с общим средним получают профильное дополнительное образование, поэтому некоторые ребята выбирают военное образование. В Законе Республики Узбекистан «Об образовании», к сожалению, нет строки о «Темурбеклар мактаби», а это дополнение необходимо внести.
Вопрос: Как проходит отбор среди желающих поступить в военно-технический институт?
— В Военно-технический институт Национальной гвардии поступают, прежде всего, физически сильные, подготовленные молодые люди, которые уже нацелены на то, что процесс обучения в институте будет нелегкий. Среди абитуриентов немало тех, кто отслужил срочную службу в армии. Абитуриенты проходят медицинскую комиссию, сдают нормативы физической подготовки, после индивидуального собеседования проводится тестирование по математике, физике, истории, иностранному языку, в соответствии с выбранным направлением.
Самое главное, практически каждый абитуриент четко представляет, что помимо учебы он будет овладевать военными навыками, стоять в карауле, быть в наряде и при этом должен хорошо учиться. Поступившие упорно стремятся к достижению поставленной цели. То есть у нас престижно быть не только успевающим, но и активным, и выносливым, и смелым. А обидного слова «ботаник» в нашем лексиконе нет.
Одно из объяснений высоких требований к преподавателям и курсантам: иначе сегодня нельзя, нужно исправлять то, что когда-то в силу разных причин упустили. Не случайно Президент страны отдает приоритет качественному образованию и поручил правительству повысить престиж учительской профессии, заявив, что не уважает «тех руководителей, которые не уважают учителей». Эти слова можно отнести и к преподавателям высшей школы.
Вопрос: Чем Военно-технический институт принципиально отличается от гражданских высших учебных заведений страны?
Начальник отдела по организации и координации учебного процесса М.Расулметов, доцент, подполковник:
— Во-первых, миссия института заключается в воспитании уверенного в себе человека, настойчиво овладевающего знаниями, способного служить Родине и защищать ее, учиться в течение всей своей жизни. Во-вторых, программа учебного заведения принципиально отличается от программ гражданских вузов тем, что курсанты изучают военные дисциплины в тесной взаимосвязи с другими предметами. А самое главное — основной акцент мы делаем на развитие у курсантов критического и креативного мышления, что необходимо для будущего офицера.
Командующий Национальной гвардией выразил свою четкую позицию: к окончанию института выпускник ВТИ должен владеть тремя языками — узбекским (государственным), русским (языком межнационального общения) и другим иностранным языком. В настоящее время курсанты кроме английского, немецкого изучают на выбор китайский, арабский языки. Ведь выпускник-офицер в будущем должен уметь эффективно строить коммуникации на трех языках.
Вопрос: Как в ВТИ обстоит дело с изучением гуманитарных предметов, все-таки у института техническое направление?
Доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Н.Расулова, кандидат исторических наук:
— В обеспечении качества образования велика роль преподавателей общественных дисциплин. Если в других вузах идет сокращение часов по гуманитарным предметам, то в нашем институте их количество увеличено. Гуманитарное образование нужно всем. Это же кругозор!
Что касается историков, в настоящее время ответственность выросла вдвойне. В ноябре 2018 года Президент Ш.Мирзиёев в своем выступлении на заседании Совета Безопасности при Президенте Рес-публики Узбекистан вновь подчеркнул важность изучения славной истории нашей страны и овладения глубокими знаниями о военнослужащих и подвигах великих героев и полководцев, которых взрастила наша земля. Их стратегия и тактика изучается во многих военных школах и академиях мира. Более того, глава государства отметил, что солдаты перед принятием воинской присяги обязательно должны сдавать экзамены по истории Узбекистана и книге «Уложения Темура».
Все это требует от нас, историков, более углубленно преподносить ранее скрывавшуюся информацию, доносить до сознания курсантов и солдат истинные факты.
Вопрос: Некоторые деструктивные силы пытаются внушить ложную концепцию гражданского общества, понимаемого как совокупность индивидов с отметкой в паспорте, что физическая жизнь человека представляет-де собой высшую ценность.
— Совершенно не согласна: это секулярная пародия, извращение тезиса о том, что человеческая личность и ее опыт бесценны. Как человек поступает в жизни, имеет универсальное значение. Почему одни люди погибают, пытаясь защитить других? Ведь не только из-за инстинкта продолжения рода или инстинкта самосохранения. Человек именно потому и возвысился над животным миром, что был способен к самопожертвованию за высшие идеалы. Если физическая жизнь представляет собой самоцель, то мать не закроет собой дитя, а друг не заступится за друга. Тогда получается, что все, кто отдал жизнь за веру, Отечество, честь, долг, любовь, были глупцами или ошибались. При таком подходе нельзя иметь ни армии, ни государства. Есть высшие ценности, за которые мы
боремся, за которые стоит умирать.
Вопрос: В связи с изложенными мнениями, что является важнейшим фактором эффективности и результативности образования?
М.Расулметов:
— Прежде всего особую важность имеют так называемые постматериальные, духовные ценности. Между тем нельзя забывать, что процесс военного образования является многоуровневой системой подготовки военных специалистов и предполагает наличие единой, особой педагогической модели формирования ценностей, включающей в себя разные компоненты. В плане профессиональной подготовки военных специалистов важны знания и умения в области и математики, и истории, и психологии адаптации, и физической культуры.
Вопрос: Обучение в высшем военном образовательном учреждении осуществляется согласно целевой модели организации учебно-воспитательного процесса. Что учитывает эта целевая модель?
Старший преподаватель Р.Ходиев, методист отдела организации и координации учебного процесса, подполковник:
— Целевая модель учитывает основные особенности и задачи, возложенные на структурные составляющие Национальной гвардии, требования к их личному составу, а также передовой зарубежный опыт по подготовке военных кадров для соответствующих служб. Ее особенности: углубление гуманитарной составляющей — гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам отводится до 40% от объема общей учебной нагрузки; с учетом ориентации на военную специальность совершенствуются учебные программы
8 дисциплин, вводятся дополнительно 13 дисциплин обязательного обучения; в целях развития базовых технических знаний и умений, навыков работы с техническими средствами коммуникаций математические и естественно-научные дисциплины изучаются в объеме до 15% от общей нагрузки в составе типовых дисциплин.
Вопрос: Что вы можете сказать о дальнейшем совершенствовании военного образования?
— Сейчас много говорится о том, что учебные заведения должны быть инновационными. Более того, современное военное образование должно обогащаться за счет военной составляющей социально-гуманитарных, естественных и технических наук. Во-вторых, система военного образования должна сочетать обучающие и воспитательные функции. В-третьих, для инновационного прорыва в области военного образования в первую очередь должен быть подготовлен преподавательский и научный состав образовательных учреждений. Современные информационно-коммуникационные технологии требуют высококвалифицированного труда педагогов и инженерно-технического состава.
Вопрос: Чем подтверждается роль образования в развитии эффективного человеческого потенциала?
Заместитель начальника кафедры «Организация производства и технический контроль» А.Анаркулов, подполковник:
— В настоящее время именно образование считается одним из самых прибыльных видов инвестиций государства. Лидерами в развитии экономики знаний являются Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия, Новая Зеландия, Швейцария, Великобритания, Нидерланды, США. Опыт развивающихся стран — Гонконга, Сингапура, Южной Кореи, где ставка на инвестиции в образование и создание конкурентоспособного человеческого капитала является наиболее эффективной стратегией экономического развития государств, также подтверждает вышесказанное. Узбекистан по уровню развития человеческого потенциала пока отстает от мировых лидеров, хотя этим направлениям уделяется большое внимание, выделяются средства. Такое положение, на мой взгляд, объясняется пока недостаточной развитостью систем здравоохранения и образования и тем, что человеческий потенциал не всегда используется по назначению.
Теория человеческого капитала всегда исходила из высокой эффективности вложений в образование. Все исследования эффективности вложений в человека через образование указывали на ее рост по мере увеличения сроков обучения, причем рентабельность ассигнований в этом случае намного превосходила прибыльность вложений в физический капитал. Эти выводы стали теоретическим обоснованием для беспрецедентного развития сферы просвещения и подготовки кадров в развитых капиталистических странах. Затраты на образование стали восприниматься общественным мнением уже не как статья непроизводительного потребления, а как один из наиболее эффективных видов инвестиций.
Вопрос: В чем определяется экономическая эффективность образования?
Старший преподаватель кафедры «Организация производства и технический контроль» А.Умаралиев, подполковник:
— Экономическая эффективность образования определяется, прежде всего, соотношением прямых денежных доходов, приходящихся на образование, и издержек, связанных с его получением. Однако, рассматривая проблему эффективности инвестиций в трудовые ресурсы, мы видим, что кроме денежных доходов существуют и «неденежные», которые не учитываются в расчетах норм отдачи капиталовложений в образование, здравоохранение и т.д. Поэтому нельзя судить об эффективности инвестиций в трудовые ресурсы только на основе норм отдачи, так как учет лишь денежной доходности образования занижает его действительную ценность.
Основанием для проведения расчета показателей экономической эффективности образования служит предположение о том, что инвестиции в человеческий капитал (расходы на образование) порождают увеличение производительности труда, что в свою очередь порождает более высокие заработки.
Вопрос: В чем суть научно-обоснованной концепции военного образования?
Старший преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Р.Ашуров, полковник:
— Если совсем коротко: чему, в каком объеме и на каком уровне учить — эти вопросы должны быть главными в проведении модернизации национальной армии нашей страны. Президент Ш.Мирзиёев в поздравлении в связи с 27-летием образования Вооруженных Сил Республики Узбекистан и Днем защитников Родины отметил, что в центре внимания должны постоянно находиться вопросы повышения национального самосознания, боевого духа, интеллектуального потенциала военнослужащих, усиления их патриотического воспитания.
Вопрос: Инвестиции — это вложение ресурсов с целью получения прибыли. Ресурсы можно вкладывать абсолютно любые, соответственно, прибыль тоже может измеряться не только в денежном эквиваленте. Почему выгодно инвестировать в образование и саморазвитие? Принесут ли они выгоду?
Преподаватель кафедры «Организация производства и технический контроль» Г.Алимова:
— Смысл вложений в образование в том, что накопленные знания и умения никто не сможет у вас забрать. Но это работает и в обратном порядке: никто не сможет заставить вас учиться, кроме самого себя. Чем осознаннее мы становимся, тем больше ответственности готовы на себя брать.
В США, к примеру, свою будущую прибыль определяют так: расходы на образование умножают на 10. Получив приличное образование и диплом, легче устроиться на высокооплачиваемую работу. То есть чем больше вы вложите в свое образование сейчас, тем выше вероятность хорошо зарабатывать в будущем.
Вопрос: Как правильно инвестировать в образование?
— Определить цель и область, в которой хотите добиться успеха, составить план по саморазвитию и следовать намеченному. Инвестиция в себя обязательно даст свои плоды, если цель определена правильно, мотивация присутствует, усилия потрачены не зря, а форма получения знаний выбрана подходящая. Нет бесполезных знаний: все дело в их верном использовании.
Вопрос: Новые информационные технологии проникают во все сферы деятельности человека, что требует содержательной и технологической реструктуризации системы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Какова роль информационных технологий в процессе профессиональной подготовки курсантов ВТИ?
Старший преподаватель кафедры вооружения и стрельбы В.Кушнарёв, подполковник:
— Очевидно, что сейчас на первый план в системе образования выходит подготовка специалиста к самостоятельной деятельности в информационной среде. По сути, информатизацию образования необходимо рассматривать как изменение содержания, форм и методов подготовки будущих специалистов посредством внедрения в учебный процесс инновационных технологий. Офицер должен быть готов не только к реализации профессиональных функций, но и свободно ориентироваться в информационном пространстве современного социума.
Основные задачи информатизации военной подготовки — повышение уровня профессионализма курсантов через освоение ими информационных технологий в части проведения комплексных организационно-методических и информационно-ресурсных процедур, улучшение качества образовательного процесса путем внедрения инновационных методов и форм обучения, базирующихся на новейших информационных технологиях. Ведь именно они позволяют обеспечить индивидуализацию профессиональной подготовки будущих военных специалистов, повысить гуманитарную составляющую образовательного процесса и мотивацию обучения.
М.Расулметов:
— Безусловно, информационные технологии представляют качественно новые возможности интенсификации образовательного процесса, в том числе и в военных вузах. Но заменить преподавателя не могут даже самые совершенные и продвинутые технологии. Поэтому один из важных аспектов деятельности преподавателя в военно-техническом институте — разработка учебно-методических комплексов (УМК) по преподаваемым дисциплинам. В настоящее время он имеется у каждого преподавателя института. Конечно, чтобы разработать и реализовать УМК, основанный на новой технологической платформе, преподавателю необходимо владеть современными информационными технологиями.
При всех своих широких возможностях информационные технологии выступают только инструментом повышения эффективности деятельности человека в различных сферах, в том числе в сфере образования. Основная проблема — поиск ответа на вопрос о том, как обеспечить продуктивное применение данного инструмента для более качественной подготовки курсантов с учетом соблюдения требований информационной безопасности. Необходима такая модель профессионального образования будущих офицеров Национальной гвардии, в которой органично сочетаются содержательные, обучающие, организационно-процессуальные и инструментальные элементы информационных технологий.
Вопрос: В свете последних требований времени невозможно представить жизнь без инновационных процессов, в том числе и в образовании. Какова роль инноваций в военном образовании, формировании профессиональной компетентности военнослужащих?
Доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий П.Халилова, кандидат технических наук, старший лейтенант:
— Инновационные технологии в вузе — это, прежде всего, условие повышения качества образования, следовательно, возможность повысить конкурентоспособность конкретного вуза на рынке образовательных услуг. Анализируя современное состояние высшего образования, можно обозначить следующие условия, позволяющие обеспечить качество обучения: во-первых, подготовка абитуриентов, измеряемая на основе результатов довузовского образования и результатов вступительных экзаменов; во-вторых, высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава; в-третьих, используемые образовательные технологии, рационально сочетающие классические методики преподавания с инновационными. Эти условия позволят соответствовать системе образования и потребностям современного общества.
Развитие современного военного образования предполагает изменение требований и к профессиональной подготовке будущих офицеров, оценке эффективности их воспитательной и познавательной деятельности в соответствии с инновационными тенденциями.
Вопрос: На что должны опираться современные инновационные педагогические разработки в системе военного образования?
Старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий Б.Хатамов, подполковник:
— Прежде всего они должны опираться на исторический опыт, нормативные документы и теоретическую платформу, а также учитывать основные положения теории ценностей, т.е. аксиологический подход. Применяемые государством стратегии к внедрению инноваций в систему военного образования можно интерпретировать именно так.