STEM-образование: внедрение мировых стандартов
Полезное
5 / 01 / 2019
Стремительное развитие высоких технологий и их проникновение во все сферы жизнедеятельности общества ставит перед государством ряд важнейших задач, включая адаптацию экономических и образовательных стратегий к тенденциям научно-технического прогресса. Эпоха глобальных инновационных трансформаций предъявляет дополнительные требования к представителям привычных профессий и обуславливает появление на мировом рынке труда новых высокотехнологичных специальностей.
В этих условиях для государства становится приоритетным инвестирование в так называемый «интеллектуальный капитал» — молодых высококвалифицированных и креативно мыслящих специалистов, способных решать сложные производственные задачи, быстро осваивать новые технологии труда, тем самым обеспечивая непрерывный рост экономики и ее конкурентоспособность.
Базисом для подготовки таких кадров является модернизация традиционной системы научно-технического образования и применение инновационных форм обучения. Одним из наиболее перспективных подходов к формированию кадрового потенциала для наукоемких секторов экономики и промышленности эксперты считают STEM-образование.
Термин STEM (Science, Technics, Engineering, Mathematics) был введен в начале 2000-х годов Национальным научным фондом США. Данное понятие объединяет естественные науки, технологию, инженерное дело и математику, а также используется для обозначения инновационного подхода к научно-техническому образованию. Он предполагает изучение технологий, точных и естественных наук не в качестве отдельных дисциплин, а интегрированно, путем постановки задач, требующих комплексного применения знаний в этих областях. Главной целью при этом является не «вызубривание» предметов, а развитие у учащихся логического, креативного и творческого мышления, навыков командной работы, умения адаптироваться и находить новаторские решения, повышая мотивацию к выбору научно-технической карьеры.
Сегодня STEM-образование уже является традиционным компонентом государственных образовательных стратегий ведущих стран мира. Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и ряд других государств регулярно публикуют национальные доклады с рекомендациями по реформам в области STEM-образования. В рамках программных документов правительства совместно с научно-образовательными учреждениями и профильными негосударственными организациями разрабатывают и координируют образовательные проекты и программы, направленные на обеспечение STEM-образования молодежи всех категорий, стимулирование интереса к науке и технике и выбору соответствующей специальности в последующем.
К примеру, в США действует Комитет координации федеральных программ и мероприятий в области поддержки STEM-образования, занимающийся разработкой, внедрением и измерением политики в данной области совместно с Министерствами образования и энергетики США, Национальным научным фондом, агентством НАСА, Национальным управлением океанических и атмосферных исследований и др. В стране также принят пятилетний Стратегический план по развитию STEM-образования на 2013–2020 годы, нацеленный на подготовку 100 тысяч новых эффективных учителей STEM, поддержку действующих педагогов, увеличение доли учащихся и выпускников по STEM-специальностям до 1 млн человек к 2020 году.
Большое внимание уделяется укреплению взаимосвязи между школами и университетами. В рамках программы Национальной нано-технологической инициативы, запущенной в 2000 году, ведущие исследовательские университеты США (Колумбийский, Гарвардский, Северо-западный и др.) помогают школам внедрять STEM-дисциплины, организуют посещения школьниками лабораторий при вузах и лекций по STEM-предметам, предлагают долгосрочные программы подготовки учителей, профессиональной и научной ориентации школьников.
Активным проводником STEM-обучения становится Китай. В младших и средних классах китайских школ преподается курс «Труд и технологии». В старших классах обязательными являются предметы «Технология и дизайн» и «Информационные технологии», факультативными — «Технологии электронного управления», «Разработки простых роботов», «Вождение и обслуживание автомобиля» и др.
STEM-образование в КНР также продвигается в рамках частных образовательных проектов. В 2015 году небольшой китайской компанией Dianmao Technology был запущен стартап в области обучения детей программированию, в который было инвестировано 120 млн юаней (17 млн долл.) венчурного капитала компании Hill House Capital. В настоящее время Dianmao Technology организует платные онлайн-курсы для детей по программированию, разработке мобильных приложений и игр под брендом Codemao. Компания привлекла к курсам свыше 30 тысяч человек.
В Великобритании ставится задача обеспечить широкий доступ населения к STEM-образованию с ранних этапов обучения и информировать его о преимуществах такой методики с целью преодоления сложившегося стереотипа о низкой ценности профессионального обучения в сравнении с академическим. При правительственной поддержке благотворительная структура STEMNET реализует ряд школьных программ: «Послы STEM» — объединение свыше 27 тысяч волонтеров, содействующих популяризации технических дисциплин, STEM-клубы — организация школьных математических секций и кружков, школьная консультативная сеть STEM.
Поддержку технологическому обучению также оказывает Королевская инженерная академия — одно из крупнейших образовательно-просветительских профессиональных объединений Великобритании.
Говоря о развитии STEM-образования на пространстве СНГ, можно выделить Казахстан и Украину. В частности, в рамках образовательной программы Казахстана с 2016 года в 70 школах Астаны был введен факультативный предмет «Робототехника» для учеников 8–10-х классов и открыты высокотехнологичные учебные аудитории. С 2015 года в городе Караганде проходит ежегодный Международный фестиваль робототехники, программирования и высоких технологий «RoboLand».
В Украине по инициативе негосударственной организации Центр развития корпоративной социальной ответственности в 2015 году подписан многосторонний меморандум о создании Коалиции STEM-образования, объединивший компании «Киевстар», «Syngenta», «United Minerals Group», Национальная компания «Энергоатом», «Samsung», «Microsoft Украина», Киевский национальный университет культуры и искусств и другие (всего 16 участников). Коалиция готовит рекомендации Министерству образования и науки по внедрению инновационных методов и STEM-дисциплин в школьные программы, создает возможности преподавателям, учащимся школ и студентам для исследовательской и экспериментальной работы на современном оборудовании. Кроме того, в ряде городов страны ежегодно организуются фестивали STEM-образования. С 2016 года проводится «Interpipe TechFest» — крупный технический и научно-популярный фестиваль с выставкой современной инженерии и техники, лекториями и соревнованиями учащихся по техническим дисциплинам.
Активные действия стран по модернизации собственных образовательных стандартов и расширению научно-технического кадрового потенциала актуализируют вопрос внедрения STEM-методик в систему образования и нашей страны. Для этого в Узбекистане уже создаются предпосылки и необходимые условия. В частности, утверждена Программа мер по дальнейшему совершенствованию системы народного образования Республики Узбекистан на 2018–2021 годы. Документом намечено совершенствование и поэтапное внедрение новых государственных образовательных стандартов и учебных программ общего среднего образования, в том числе методик STEAM. Данная форма научно-технического обучения дополняет STEM-дисциплины творческой составляющей «Arts» — «искусство», что предполагает развитие у обучающихся креативного и художественного мышления.
В рамках реализации соответствующих мер в октябре текущего года в ходе визита делегации Министерства народного образования Узбекистана в США были достигнуты договоренности по реализации в нашей стране ряда проектов и программ, предусматривающих привлечение зарубежных специалистов к реформированию системы школьного образования, внедрение в Узбекистане современной методологии преподавания, в том числе STEM-обучения.
На этом фоне весьма важной представляется одна из последних инициатив главы Узбекистана по открытию в каждом регионе страны президентских школ, которые, как отмечает МНО, будут специализироваться на углубленном преподавании STEAM-дисциплин под руководством иностранных специалистов.
Ранее, согласно постановлениям Президента Республики Узбекистан, в Ташкенте образованы два государственных специализированных образовательных учреждения с углубленным изучением ИКТ, точных наук, а также аэрокосмонавтики и астрономии. Это школа имени аль-Хорезми и школа-интернат имени Мирзо Улугбека при Астрономическом институте Академии наук Республики Узбекистан. Создание же президентских школ в масштабе всей республики позволит расширить подобную инновационную практику и более широко охватить молодежь научно-техническим образованием, создав для нее благоприятные возможности и перспективы для интеллектуального роста.
Начальное обучение с элементами творчества, основанное на принципах STEM, развивается в Узбекистане и на уровне частных школ. В 2015 году в Ташкенте была создана первая начальная частная школа робототехники Robokidz Education. Здесь преподаются курсы робототехники, начального программирования и «Интернета вещей». В 2017 году открыта «Artel global school» — частная школа, ориентированная на углубленное изучение математики, физики, химии. Обучение также включает робототехнику, 3D-моделирование и программирование.
Вместе с тем на фоне принимаемых сегодня в Узбекистане мер интеграция STEM-методик в национальную образовательную систему остается весьма многоаспектным вопросом, сопряженным с необходимостью решения ряда задач. Первоочередным представляется создание эффективной системы подготовки STEM-педагогов для всех ступеней образования, а также обеспечение в образовательных учреждениях соответствующей инфраструктуры.
Необходимо также определить формы и методы интеграции STEM-обучения в национальные программы, исходя из конкретных потребностей экономики и рынка труда, с расчетом возможных рисков и издержек при реализации государственных STEM-проектов, параметры государственной поддержки и финансирования научно-технического образования.
Вышеуказанные направления должны быть облечены в конкретную правовую форму. Это ставит перед профильными учреждениями образования вопрос о разработке соответствующего нормативного акта и национального плана действий («дорожной карты»), нацеленных на координацию политики в области STEM, установление тесного взаимодействия между научно-образовательными учреждениями страны всех уровней, привлечение к данному процессу национальных технологических компаний, зарубежных партнеров и экспертов.
Реализация данных мер с учетом стратегической нацеленности Узбекистана на путь инноваций, несомненно, придаст новый импульс формированию принципиально новых подходов к национальному образованию. Внедрение передовых стандартов STEM-обучения послужит всестороннему раскрытию интеллектуального потенциала молодежи, стремящейся к новым горизонтам развития науки и создающей будущее нашей страны прямо сейчас.
Азиз ЕНГАЛЫЧЕВ,
главный научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.