«Совы», «жаворонки», «голуби»: как с ними работать?
Приоритетным в организации процесса обучения на качественном уровне, предусмотренном в системе народного образования, является применение индивидуального подхода к каждому школьнику, создание благоприятных условий для полноценного раскрытия его творческого, интеллектуального и физического потенциала. Для успешной реализации этой важной задачи учителям, наряду с глубоким знанием предмета, необходимы понимание психологии личности ребенка, умение подобрать подходящий «ключик», способный открыть внутренний мир ученика. В этой связи исследования, касающиеся разделения типов людей на «сов» и «жаворонков», заслуживают особого внимания. Опытные учителя, психологи, специалисты сферы образования применяют разные методы и способы работы, действенные и результативные приемы повышения успеваемости учеников, живущих в разных биологических ритмах. tc "Приоритетным в организации процесса
обучения на качественном уровне, предусмотренном в системе народного образования,
является применение индивидуального подхода к каждому школьнику, создание благоприятных
условий для полноценного раскрытия его творческого, интеллектуального и физического
потенциала. Для успешной реализации этой важной задачи учителям, наряду с глубоким
знанием предмета, необходимы понимание психологии личности ребенка, умение подобрать
подходящий «ключик», способный открыть внутренний мир ученика. В этой связи исследования,
касающиеся разделения типов людей на «сов» и «жаворонков», заслуживают особого внимания.
Опытные учителя, психологи, специалисты сферы образования применяют разные методы и способы работы, действенные и результативные
приемы повышения успеваемости учеников, живущих в разных биологических ритмах."
ОБ ОРГАНИЗМЕ, ЖИВУЩЕМ ПО "БИОЛОГИЧЕСКИМ ЧАСАМ" tc "ОБ ОРГАНИЗМЕ, ЖИВУЩЕМ ПО
\"БИОЛОГИЧЕСКИМ ЧАСАМ\""
Шохиста Тургунова, директор государственной специализированной общеобразовательной школы
№ 53 Чартакского района Наманганской области: tc "Шохиста Тургунова, директор государственной
специализированной общеобразовательной школы
№ 53 Чартакского района Наманганской области\:"
— Внутри каждого из нас есть так называемые «биологические часы», по которым живет человек. Именно поэтому существует подразделение на тех, кто придерживается правила «утро вечера мудренее», и тех, кто предпочитает вечернее время для творчества или умственной деятельности. Первые — «жаворонки», рано просыпающиеся и сразу же берущиеся за дело, вторые — «совы», пик работоспособности которых приходится на вторую половину дня, нередко даже на ночные часы. По проведенному в нашей школе исследованию, «жаворонков» — 20-25%, «сов» — 30-40%, остальные — «голуби», т.е. не подчиняющиеся ни тому, ни другому биологическому ритму. tc
"— Внутри каждого из нас есть так называемые «биологические часы», по которым
живет человек. Именно поэтому существует подразделение на тех, кто придерживается
правила «утро вечера мудренее», и тех, кто предпочитает вечернее время для творчества
или умственной деятельности. Первые — «жаворонки», рано просыпающиеся и сразу же
берущиеся за дело, вторые — «совы», пик работоспособности которых приходится на
вторую половину дня, нередко даже на ночные часы. По проведенному в нашей школе
исследованию, «жаворонков» — 20-25%, «сов»
— 30-40%, остальные — «голуби», т.е. не подчиняющиеся ни тому, ни другому
биологическому ритму. "
Психолог школы Нодирахон Шарипова выявила интересную тенденцию, согласно которой большинство «сов» — это «жаворонки», нарушившие заложенный биологический ритм под воздействием различных факторов извне. Очевидно, что существенное влияние на увеличение числа «сов» оказало стремительное развитие науки и техники, когда информационно-коммуникационные технологии предоставляют школьникам разнообразные возможности. Телефоны, телевизоры, интернет, компьютер зачастую оттягивают время отхода ребенка ко сну, что вскоре переходит в привычку. Иногда в этом виноваты родители, не умеющие правильно организовать распорядок дня своего чада, а некоторые из них сами живут ночной жизнью, подавая заразительный пример. tc "Психолог школы Нодирахон Шарипова
выявила интересную тенденцию, согласно которой большинство «сов» — это «жаворонки», нарушившие заложенный биологический
ритм под воздействием различных факторов извне. Очевидно, что существенное влияние
на увеличение числа «сов» оказало стремительное развитие науки и техники, когда информационно-коммуникационные технологии предоставляют
школьникам разнообразные возможности. Телефоны, телевизоры, интернет, компьютер
зачастую оттягивают время отхода ребенка ко сну, что вскоре переходит в привычку.
Иногда в этом виноваты родители, не умеющие правильно организовать распорядок дня
своего чада, а некоторые из них сами живут ночной жизнью, подавая заразительный
пример. "
На родительских собраниях, встречах и беседах знакомим с результатами проведенного тестирования и выявленными фактами, даем рекомендации по предотвращению негативных последствий. Статистика показала, что «жаворонки» более дисциплинированны, собранны, организованны и ответственны. tc "На родительских собраниях, встречах
и беседах знакомим с результатами проведенного тестирования и выявленными фактами,
даем рекомендации по предотвращению негативных последствий. Статистика показала,
что «жаворонки» более дисциплинированны, собранны, организованны и ответственны."
НАПРАСНО КИВАТЬ НА ГЕНЕТИКУ tc "НАПРАСНО КИВАТЬ НА ГЕНЕТИКУ"
Икболой Тургунова, психолог общеобразовательной школы № 15 Ташлакского района Ферганской области, победитель смотра-конкурса «Лучший психолог года-2017»: tc "Икболой Тургунова, психолог общеобразовательной
школы № 15 Ташлакского района Ферганской области, победитель смотра-конкурса «Лучший
психолог года-2017»\:"
— Современный мир живет в режиме бодрствования «жаворонков». Издавна, когда еще не было электричества, человечество следовало такому ритму жизни. Не подлежит сомнению, что это наиболее правильно и целесообразно для ведения здорового образа жизни, достижения успехов в карьере. Невыспавшиеся «совы» не отличаются высокой успеваемостью и хорошими оценками по общеобразовательным дисциплинам, а значит, и в будущем не смогут работать с требуемой производительностью. Хроническая бессонница приведет не только ко многим неудачам на трудовом поприще, но и станет причиной различных заболеваний. Ведь не секрет, что во время сна в организме вырабатываются необходимые для полноценной жизнедеятельности гормоны. Ученики должны спать не меньше 8 часов в день. tc
"— Современный мир живет в режиме бодрствования «жаворонков». Издавна, когда
еще не было электричества, человечество следовало такому ритму жизни. Не подлежит
сомнению, что это наиболее правильно и целесообразно для ведения здорового образа
жизни, достижения успехов в карьере. Невыспавшиеся «совы» не отличаются высокой
успеваемостью и хорошими оценками по общеобразовательным дисциплинам, а значит,
и в будущем не смогут работать с требуемой производительностью. Хроническая бессонница
приведет не только ко многим неудачам на трудовом поприще, но и станет причиной
различных заболеваний. Ведь не секрет, что во время сна в организме вырабатываются
необходимые для полноценной жизнедеятельности гормоны. Ученики должны спать не меньше
8 часов в день. "
История доказывает, что среди «сов» много творческих людей, которые привыкли ломать стереотипы. Но среди успешных и состоявшихся — больше «жаворонков». Учитывая, что настоящих «сов» намного меньше, чем «жаворонков» и «голубей», надо их поддерживать и понимать. Для этого можно придумывать и устраивать интересные и познавательные мероприятия, к которым они имели бы возможность подготовиться в удобное для их умственной активности время, поощрять их самостоятельную деятельность, давать дополнительные занятия, где наиболее ярко проявятся их индивидуальные способности. Бывали случаи, когда учителя-предметники обращались ко мне за советом, жалуясь на плохо выполненную отличниками контрольную работу. Просили помочь выяснить причину, думая, что у них, возможно, какие-то трудности в семье или в общении с друзьями. Изучив ситуацию, убедилась, что большинство подобных случаев происходит с находящимися в состоянии полусна-полубодрствования учениками-«совами», которые в другое время дня справились бы с работой намного лучше. Рекомендую учителям при их оценивании идти на уступки, дать возможность восполнить допущенные пробелы в учебе. Сюда не следует относить детей с нарушенным биологическим ритмом. Кивать на генетику напрасно, когда «сова» — это не сумевший правильно организовать себя «жаворонок». Чтобы прояснить вопрос, достаточно провести анкетирование и тестирование. tc "История доказывает, что среди «сов»
много творческих людей, которые привыкли ломать стереотипы. Но среди успешных и
состоявшихся — больше «жаворонков». Учитывая, что настоящих «сов» намного меньше,
чем «жаворонков» и «голубей», надо их поддерживать и понимать. Для этого можно придумывать
и устраивать интересные и познавательные мероприятия, к которым они имели бы возможность
подготовиться в удобное для их умственной активности время, поощрять их самостоятельную
деятельность, давать дополнительные занятия, где наиболее ярко проявятся их индивидуальные
способности. Бывали случаи, когда учителя-предметники обращались ко мне за советом,
жалуясь на плохо выполненную отличниками контрольную работу. Просили помочь выяснить
причину, думая, что у них, возможно, какие-то трудности в семье или в общении с
друзьями. Изучив ситуацию, убедилась, что большинство подобных случаев происходит
с находящимися в состоянии полусна-полубодрствования учениками-«совами», которые
в другое время дня справились бы с работой намного лучше. Рекомендую учителям при
их оценивании идти на уступки, дать возможность восполнить допущенные пробелы в
учебе. Сюда не следует относить детей с нарушенным биологическим ритмом. Кивать
на генетику напрасно, когда «сова» — это не сумевший правильно организовать
себя «жаворонок». Чтобы прояснить вопрос, достаточно провести анкетирование и тестирование.
"
ИКТ — В ПОМОЩЬ ВСЕМ tc "ИКТ — В ПОМОЩЬ ВСЕМ"
Фаррух Тешаев, учитель информатики школы № 16 Гиждуванского района Бухарской области,
участник республиканского этапа смотра-конкурса «Лучший учитель-предметник года-2017»: tc "Фаррух Тешаев, учитель информатики
школы
№ 16 Гиждуванского района Бухарской области,
участник республиканского этапа смотра-конкурса «Лучший учитель-предметник года-2017»\:"
— Трудности с «совами» или «жаворонками» существуют уже давно. Школа — это важный этап становления личности, когда учащиеся делают первые шаги на жизненном пути. Важно не упустить момент и оказать необходимую помощь в их восхождении по лестнице самосовершенствования, вне зависимости от принадлежности к тому или иному типу — «совам», «жаворонкам» или «голубям». На уроках с помощью разнообразных тематических презентаций, слайдов, видеороликов предлагаю школьникам различные эффективные методы организации образовательного процесса. Так, при работе с «совами» упор делается на дальнейшее развитие кульминации заданий с постепенным усложнением и присоединением новых элементов. Школьная жизнь тех детей, которые учатся в первую смену, приспособлена к режиму «жаворонков». (О «голубях» нет речи, они чувствуют себя хорошо в любое время дня.) При этом важно остановиться на способности организма перестраиваться. Типы людей изменить нельзя, но можно выработать в организме привыкание к определенному режиму дня, способность адаптации к происходящим регулярно событиям. Конечно, не все поддаются такому воздействию извне. Каждый ребенок — отдельный мир со своим характером, уровнем интеллектуального развития, склонностями и талантом. На каждого необходимо завести портфолио, где будут отражаться его успехи, заметки учителей, психолога, родителей и других лиц, имеющих отношение к его воспитанию. Тесное сотрудничество участников образовательного процесса поможет ему не ошибиться на жизненном пути и познать самого себя. Разделение на типы людей также учитывается при выборе будущей профессии. tc "— Трудности с «совами» или «жаворонками»
существуют уже давно. Школа — это важный
этап становления личности, когда учащиеся делают первые шаги на жизненном пути.
Важно не упустить момент и оказать необходимую помощь в их восхождении по лестнице
самосовершенствования, вне зависимости от принадлежности к тому или иному типу — «совам», «жаворонкам» или «голубям». На уроках
с помощью разнообразных тематических презентаций, слайдов, видеороликов предлагаю
школьникам различные эффективные методы организации образовательного процесса. Так,
при работе с «совами» упор делается на дальнейшее развитие кульминации заданий с
постепенным усложнением и присоединением новых элементов. Школьная жизнь тех детей,
которые учатся в первую смену, приспособлена к режиму «жаворонков». (О «голубях»
нет речи, они чувствуют себя хорошо в любое время дня.) При этом важно остановиться
на способности организма перестраиваться. Типы людей изменить нельзя, но можно выработать
в организме привыкание к определенному режиму дня, способность адаптации к происходящим
регулярно событиям. Конечно, не все поддаются такому воздействию извне. Каждый ребенок
— отдельный мир со своим характером, уровнем интеллектуального развития, склонностями
и талантом. На каждого необходимо завести портфолио, где будут отражаться его успехи,
заметки учителей, психолога, родителей и других лиц, имеющих отношение к его воспитанию.
Тесное сотрудничество участников образовательного процесса поможет ему не ошибиться
на жизненном пути и познать самого себя. Разделение на типы людей также учитывается
при выборе будущей профессии. "
В формировании гармонично развитых личностей существуют камни преткновения, связанные с принадлежностью учеников к разным биологическим типам. Устранить их можно благодаря эффективным и испытанным на практике способам и методам работы с учащимися. Ответственность за достижение ожидаемого результата в этом направлении лежит на каждом работнике сферы образования. Взаимообмен опытом, поиск передовых и инновационных форм педагогической деятельности, способных повысить мотивацию и послужить стимулом для каждого ученика, — залог перехода образовательного процесса на качественно новый уровень. Дети — цветы жизни, они требуют особого ухода, заботы и любви, а возможность дать им расцвести — в наших руках. tc "В формировании гармонично развитых
личностей существуют камни преткновения, связанные с принадлежностью учеников к
разным биологическим типам. Устранить их можно благодаря эффективным и испытанным
на практике способам и методам работы с учащимися. Ответственность за достижение
ожидаемого результата в этом направлении лежит на каждом работнике сферы образования.
Взаимообмен опытом, поиск передовых и инновационных форм педагогической деятельности,
способных повысить мотивацию и послужить стимулом для каждого ученика, — залог перехода
образовательного процесса на качественно новый уровень. Дети — цветы жизни, они
требуют особого ухода, заботы и любви, а возможность дать им расцвести — в наших
руках. "
Шахноза ХАЛСАИДОВА. tc "Шахноза ХАЛСАИДОВА."