О тесте PISA
Современная школа требует использования разнообразных методов в процессе урока и применения инновационного подхода в преподавании учебных предметов. Много говорилось и говорится о новейших способах проведения урока на разных его этапах. Но нынешняя школа уже поднялась на тот уровень, когда инновационные методы можно применить и к контролю усвоения знаний учениками за определенный период. Кроме стандартных видов контроля, при которых оцениваются знания учащихся по пройденным темам, рекомендуется также использование тестов PISA, помогающих преподавателю развить логику, память и мышление учеников.
Авторы PISA исходят из того, что новое качество образования связано с переориентацией школы на работу в логике компетентностного подхода (под компетентностью понимают способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях). А измерителем уровня развития компетентности являются исследования PISA.
Обычно задача PISA состоит из текста или текстов, которые объединены общей темой, снабжены рисунками, графиками, таблицами (как содержащими, так и не содержащими полезную для успешного ответа на вопросы информацию), набора вопросов, отнесенных к теме, заданной информационным блоком.
Образец теста PISA.
Тест PISA к трилогии Л.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
«Занятия в кабинете и гостиной»
Уже смеркалось, когда мы приехали домой. Mаmаn села за рояль, а мы, дети, принесли бумаги, карандаши, краски и расположились рисовать около круглого стола. У меня была только синяя краска, но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. Очень живо изобразив синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак, я не знал наверное, можно ли нарисовать синего зайца, и побежал к папа в кабинет посоветоваться об этом. Папа читал что-то и на мой вопрос: «Бывают ли синие зайцы?», не поднимая головы, отвечал: «Бывают, мой друг, бывают».
Задание.
1. Как можно по-иному озаглавить текст?
2. Заполните таблицу — верно/неверно:
Семья вернулась домой задолго до сумерек.
Mаmаn села за стол.
Мальчик нарисовал голубых собак.
3. Вставьте пропущенные слова:
У меня (Николеньки) была только _________краска.
Я (Николенька) затеял нарисовать __________.
Я не знал, можно ли нарисовать синего зайца, и ___.
Папа ________что-то.
4. Расположите названия частей в правильном порядке (расставьте номера):
Синие зайцы существуют.
Рисование.
Синяя лошадь.
Возвращение домой.
5. Семья для каждого из нас — это крепость, защита, надежный тыл. Именно семья воспитывает характер, привычки и формирует поведение человека. В семье мы учимся любить, рассуждать, помогать, трудиться…
Человек развивается везде, но только в кругу семьи он чувствует себя наиболее комфортно, и поэтому самое лучшее он вкладывает в себя возле верящих в него близких людей.
Почему сын спросил о существовании синих зайцев именно у папы? _________
6. Известно, что семья является богатством для каждого человека.
Критерии оценивания.
1 задание.
Деятельность: понимание общего содержания текста.
2 балла — есть ключевое слово «семья».
1 балл — название, отражающее общий текст.
0 баллов — другие ответы.
2 задание.
Деятельность: понимание общего содержания текста.
Неверно/верно.
2 балла — все ответы верны.
1 балл — 2 правильных ответа.
0 баллов — другие ответы.
3 задание.
Деятельность: выявление и сопоставление информации, выявление связей.
У меня (Николеньки) была только синяя краска.
Я (Николенька) затеял нарисовать охоту.
Я не знал, можно ли нарисовать синего зайца, и побежал к папа в кабинет.
Папа читал что-то.
2 балла — все верно.
1 балл — 2 верных ответа.
0 баллов — другие ответы.
4 задание.
Деятельность: выявление и сопоставление информации, интерпретация.
1. Возвращение домой.
2. Рисование.
3. Синяя лошадь.
4. Синие зайцы существуют.
2 балла — все верно.
1 балл — 3 варианта правильны.
0 баллов — непонимание материала.
5 задание (оценка и рефлексия).
Деятельность: аргументированное изложение собственной точки зрения.
2 балла — из ответа следует, что ученик приводит собственные доводы, размышляет над поставленным вопросом, опираясь на текст.
1 балл — ученик размышляет над поставленным вопросом, не ссылаясь на текст.
0 баллов — непонимание материала.
6 задание (оценка и рефлексия).
Деятельность: аргументированное изложение собственной точки зрения.
2 балла — из ответа следует, что ученик приводит собственные доводы, размышляет над поставленным вопросом, опираясь на текст.
1 балл — ученик размышляет над поставленным вопросом, не ссылаясь на текст.
0 баллов — непонимание материала.
Составила Ф.МИРЗАЕВА,
учитель общеобразовательной школы № 2
города Ферганы.