Математический снеговик
Тема урока: «Состав чисел 16, 17».
Цели: образовательные — познакомить детей с составом чисел 16, 17, закрепить навыки устного счета, совершенствовать умения сравнивать двузначные числа, называть компоненты сложения и вычитания; развивающие — развивать интерес к предмету, математическую речь, сообразительность; воспитательные — стимулировать к сотрудничеству, воспитывать уважение к товарищам.
Методы: кластер, проблемная ситуация, «мозговой штурм».
Оборудование: мультимедийный проектор, картинка со снеговиком, счетный материал, фрагмент мультфильма Р.Саакянца «Уроки тетушки Совы».
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
II. Актуализация знаний. Повторение. Устный счет. (Слайд).
Учитель: — Считаем от 6 до 12. А теперь — от 9 до 15. Посчитаем до 9 через 1.
Игровая разминка «Живые числа». (Слайд. На экране показаны однозначные числа и одно двузначное.)
Учитель: — Какое из чисел «лишнее» и почему? (14. Оно двузначное.) Какие цифры используются при написании числа 14? (1 и 4.) Какие остальные числа? (Однозначные.)
III. Объявление темы урока.
Учитель: — Ребята, сегодня мы познакомимся с
составом чисел 16 и 17, закрепим навыки устного счета, повторим компоненты сложения и вычитания, а потом займемся вашей любимой зимней забавой, какой именно, нужно отгадать.
Три шара, ведро, морковка,
И для глаз — два уголька;
Палки-руки вставим ловко:
Лепим мы... (Снеговика.)
Беседа о зимних играх. (Иллюстрация «Зимние забавы».)
Учитель: — А какие еще зимние игры вы знаете?
Игра в «снежки». Беседа по вопросам.
Учитель: — Я буду бросать вам «снежки»-вопросы, а вы мне — «снежки»-ответы.
Вопросы: При помощи чего обозначают звуки на письме? (С помощью букв.) При помощи чего обозначаем числа? (С помощью цифр.) Сколько букв в алфавите? (33.) Сколько цифр в математике? (10.) Какие цифры мы используем? (Арабские.)
Молодцы, вот у нас получился первый снежный ком. (Учитель прикрепляет нижнюю часть снеговика). Давайте потрем ручки, чтобы не заморозить их. (Пальчиковая гимнастика.) Чтобы слепить следующий снежный ком, нам нужно проверить наши умения решать примеры. (Решение примеров.) Молодцы, у нас получилось туловище снеговика, и это все потому, что вы хорошо потрудились и очень старались.
IV. Объяснение новой темы.
Ну, а после десяти
Будет счет легко идти:
Начинаешь все сначала,
И во что бы то ни стало,
Можем мы тебе признаться,
Добавляй повсюду «-надцать».
Один-надцать, две-надцать,
Три-надцать, четыр-надцать, пят-надцать.
Дальше, если ты упрям,
Сосчитать сумеешь сам.
Учитель: — Итак, если мы к числу 15 прибавим 1 единицу, то получим 1 десяток и 6 единиц, то есть 16. Число 16 состоит из 1 десятка и 6 единиц, если мы прибавим 1 единицу, то получим 1 десяток и 7 единиц, или 17. Что получим, если от 16 отнимем 6 единиц? А если мы от 17 отнимем 1 десяток, получим 7 единиц. 16 — это 10 и 6, 17 — это 10 и 7.
Проблемная ситуация.
Учитель: — Помогите снежинкам найти свое место, некоторые из них заблудились. Какие снежинки должны попасть в наш снежный ком? Найдите примеры, ответ которых будет равен 17. Чтобы получился у нас веселый снеговичок, мы должны хорошенько постараться, подумать. (Слайд.) Какие выражения не попали в наш ком? (7+1, 10-7.) Назовите их компоненты. (Слайд.)
Дети, мы хорошо потрудились, посмотрите, какой у нас получился замечательный снеговик. Чего не хватает у него на лице? (Морковки). Давайте поработаем над задачей про морковки, не оставим его без главного украшения.
Решение задачи с записью на доске.
Вопросы: О чем задача? (О морковках.) Что нам известно? (Сколько было.) Что с ними сделали? (Скормили кроликам.) Что спрашивается в задаче? (Сколько морковок осталось.) Что запишем сначала? (Было 17 морковок.) Что с ними сделали? (7 морковок скормили кроликам.)
Учитель: — Ответили мы на вопрос задачи? А морковка — полезный фрукт? (Полезный, но это овощ.) Молодцы, вас трудно запутать. А теперь пусть наши глазки отдохнут.
Физминутка.
Работа с геометрическим материалом.
Учитель: — Наш снеговик остался без головного убора, а разве можно ходить без шапки в холодную погоду? Какие геометрические фигуры подходят под головной убор нашего снеговика?
Назовите остальные геометрические фигуры. (Круг, треугольник, квадрат.)
V. Закрепление. Просмотр фрагмента мультфильма (раздел «Учим математику»).
Работа по учебнику.
VI. Оценивание учащихся. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
Д.НУРМУХАМЕДОВА,
учитель общеобразовательной школы № 1 города Джизака.