Приветствуем тебя, Навруз!
Тема: «Навруз».
Цели: образовательные — познакомить учащихся со значением праздника Навруз, расширить и углубить их знания о древнем празднике; развивающие — развивать технику выразительного чтения стихотворений, умение работать в группах; воспитательная — прививать такие качества, как доброта, уважение к традициям народа.
Оборудование: слайды с фотографиями и текстами, национальная одежда, сервированный национальными блюдами и посудой стол, плакат-стенгазета «Здравствуй, Навруз!».
Форма проведения: праздник-презентация.
Ход мероприятия
Звучит музыка, выходят ученики в национальных костюмах.
Ведущий: — С седых гор и долин Зима убрала свои белые наряды и уступила права красавице Весне. С ее приходом зажурчала вода в арыках, прилетели ласточки. Этих птиц называют вестниками весны. (Музыкальное сопровождение, девочки с изображениями ласточек медленно делают круг, слышится пение птиц.)
Весна (входит в класс):
— Здравствуйте, дети. Вы меня узнали?
1-й ученик: — Да, долгими зимними вечерами думали о тебе, ждали, скучали. Ты — красавица Весна!
(Аплодисментами встречают Весну).
2-й ученик:
— Пришел Навруз, карнай зовет:
Скорей на праздник, весь народ!
Такой чудесный дастархан
Накрыт на весь Узбекистан!
Пригрело солнышко с утра,
Сады в зеленой дымке,
Похорошела махалля
Как на цветной картинке.
Ведущий: — Расскажите, пожалуйста, что это за праздник — Навруз?
3-й ученик: — Мой дедушка говорит, что Навруз — это начало нового года. В нашей стране его считают самым красивым древним праздником.
Ведущий: — Как мы узнаем о начале Навруза?
4-й ученик: — В махаллях и селах аксакалы зовут всех на хашар: приводить в порядок дворы и улицы, белить деревья, сажать саженцы растений. У всех праздничное настроение.
5-й ученик:
— Испокон веков весной начинаются полевые работы, посев.
6-й ученик: — В эти дни принято навещать больных, людей преклонного возраста. Дети приносят им подснежники. Бабушки и дедушки говорят: «Омонлик-омонлик, ҳеч кўрмайлик ёмонлик!» («Чтобы не видели зла, желаем всем добра!»).
7-й ученик читает стихотворение З.Александровой «Подснежник».
8-й ученик: — В 2010 году Организацией Объединенных Наций 21 марта объявлено Международным днем Навруз, и эта дата широко отмечается во всем мире.
Ведущий: — Какие угощения и сладости готовят к празднику?
9-й ученик: — Особым блюдом является сумаляк, который варят в больших котлах 24 часа. Получается сладкое угощение. Сумаляк раздают всем соседям, родственникам.
10-й ученик: — В праздничные дни проводятся разные спортивные игры, в том числе и состязания по курашу. Собираются спортсмены-джигиты и выявляют сильнейшего. Этот вид спорта требует смекалки, выносливости.
Ведущий: — А теперь составим кластер «Навруз».
Начало года Пробуждение
Н А В Р У З
Народное гулянье Равноденствие
В завершение праздника ученики исполняют песню о весне.
Боборахмат МУХАММАДИЕВ,
учитель общеобразовательной школы № 56 Нурабадского района.
Самаркандская область.