Мастерская слова
Тема: «Повторение пройденного».
Цели: образовательная — обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография); развивающая — развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность, культуру речи; воспитательные — повысить интерес к русскому языку, закреплять умение работать в группах.
Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке и портретами авторов; словари (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов).
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Девиз: «Выучи русский язык, и ты откроешь целый мир!»
Условия игры. Повторение «золотых» правил урока:
Будь внимателен. Не перебивай говорящего. Говори по-русски. Если хочешь ответить, подними руку. Уважай мнение собеседника.
Учитель: — Добро пожаловать в Страну русского языка! Мы собрались здесь, чтобы узнать много нового, интересного о простых, на первый взгляд, вещах. Писатели-классики от Пушкина до наших современников любили, хорошо знали и берегли русский язык. Послушайте, с какой любовью они говорили о нем.
Чтение стихов и высказываний сопровождается показом слайдов с портретами писателей. Максимальная оценка за лучшее высказывание — 5 баллов.
Учитель: — Известно, что русский язык неизмеримо богат, насыщен синонимами, омонимами, паронимами, фразеологизмами. Появляются новые слова, иные исчезают или заменяются другими. Посмотрим, кто быстрее разгадает языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Его знание везде поможет. Уважаемое жюри, ждем от вас объективных оценок.
II. Конкурс «Приветствие». Капитаны представляют команды. Критерии оценивания — владение литературной речью, оригинальность, лаконичность.
Учитель: — Уважаемые участники, вас ждут вопросы, за каждый правильный ответ — 1 балл.
Вопросы: 1. Слова, разные по написанию, но близкие по значению. (Синонимы.) В каком глаголе слово «нет» слышится сто раз? (Стонет.) Как называются звуки, состоящие только из голоса? (Гласные.) В основе русской орфографии лежат три принципа (фонематический, фонетический, традиционный). Изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении. (Окончание.) Русская орфография — это … (Система правил написания слов.) Часть слова между корнем и окончанием. (Суффикс.) Новые слова, появляющиеся в русском языке для обозначения новых явлений в жизни. (Неологизмы.) Явление многозначности. (Полисемия.) Слова, пришедшие в русский язык из других языков на разных этапах его развития. (Заимствованные.)
2. Наука о словарях. (Лексикология.) Слова, вышедшие из употребления и замененные новыми. (Архаизмы.) По сфере употребления слова бывают… (Общеупотребительные и ограниченные в употреблении.) Как проверить безударную гласную в корне слова? (Подобрать однокоренные слова.) Фразеологизмы — это… (Устойчивые словосочетания.) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка.) Назовите 4 разновидности омонимов. (Лексические омонимы, омографы, омофоны, омоформы.) По происхождению лексика бывает... (Исконно русская, заимствованная.) Назовите основные способы словообразования в русском языке. Слова, связанные только с одним предметом, явлением, понятием. (Однозначные слова.)
Конкурс «Пантомима». Каждая команда за 3 минуты должна показать пантомимой как можно больше фразеологизмов, не называя их. Участники по очереди вытягивают листки с фразеологизмами. Выигрывает команда, которая сможет показать и угадать большее количество.
Например: Кошки скребут на душе (испытать тревогу). Дело в шляпе (все хорошо). Спустя рукава (плохо). Зарубить на носу (запомнить). Из мухи делать слона (преувеличивать). Съесть пуд соли (хорошо узнать друг друга). Как рыба в воде (чувствовать себя уверенно). Найти общий язык (достигнуть взаимопонимания). Руки чешутся (о большом желании что-либо сделать). Ветер в голове (ненадежный человек). Рука руку моет (связанные общими интересами люди защищают друг друга). Утереть нос (удалось кого-то превзойти). Язык проглотить (замолчать, перестать говорить).
Конкурс «Загадочная шкатулка». Учитель в шкатулке прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла.
1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть. (Яблоко.) 2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. (Хлеб.) 3. Глупый человек будет искать ее в стоге сена. Тот, кто волнуется, будет на них сидеть. (Игла.)
Конкурс афоризмов о книге и пользе чтения. Чтецы декламируют стихи и афоризмы.
«Ищущий в дороге и скучающий в одиночестве пусть возьмет себе в спутники книгу — нет спутника лучше ее; болеющий и страдающий пусть берет себе в помощь книгу — в мире нет лекарства сильнее» (восточная мудрость). «Книга — это мост между поколениями. Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дени Дидро). И т.д.
Конкурс «Словесная лесенка».
Учитель: — Капитанам команд предстоит выполнить трудное, но веселое задание.
Предлагается или выбирается буква, с которой будут начинаться все слова. За определенное время (3 минуты) нужно написать «лесенку слов»: первое слово должно быть из 2 букв, второе — из 3 и т.д. Победит тот, кто построит самую длинную лесенку. (Например: я, яд, яма, ямщик, ягода, ястреб, ящерица и т.д.)
Конкурс «Мастерская слова» — «В мире лексики».
Учитель: — Перевертыши — перевернутые пословицы, путем подбора антонимов надо восстановить известные пословицы.
Счастье всегда бывает вместе. (Беда не приходит одна.) Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет.) Будет плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается.) Собак не страшиться — по городу гулять. (Волков бояться — в лес не ходить.) От смелости затылок мал. (У страха глаза велики.) Чужое платье далеко от лица. (Своя рубашка ближе к телу.) Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.) Безделье любителя запугивает. (Дело мастера боится.) Счастье одно, а вопросов много. (Семь бед — один ответ.) Безделью часы — унынию год. (Делу — время, потехе — час.) Себя спасай, а неприятеля бросай. (Сам погибай, а товарища выручай.) Заведи один рубль и избавься от одного врага. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.) Занялся ерундой — сиди трусливо. (Сделал дело — гуляй смело.)
Конкурс «Самый сообразительный» с участием зрителей.
На доске написаны пословицы. Нужно быстро подобрать аналогичную русскую пословицу. Если команды затрудняются ответить, помогают болельщики, принося по 1 баллу в копилку своей команды.
Малайская: «Кончил шить — оборвал нить». (Сделал дело — гуляй смело.) Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнешь.) Арабская: «Скорпион своих привычек не меняет». (Как волка ни корми, он все равно в лес смотрит.) Таджикская: «Если кривы деревья, то и тень от них кривая». (Яблоко от яблони недалеко падает.)
Учитель: — Как мы знаем, архаизмы — это устаревшие слова, вышедшие из употребления по причине замены их современными синонимами. Каждой команде предстоит подобрать к слову современный синоним (командам раздаются карточки с архаизмами; за каждое верное слово —1 балл).
Длань (ладонь), пиит (поэт), ланиты (щеки), перст (палец), брань (ругань), глаголить (говорить), льзя (можно), живот (жизнь), ратник (воин), взрачный (видный, красивый).
Фразеологические загадки. Его проглатывают; у кого-то он подвешен; за него тянут, заставляя высказаться. Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают. Его тянут за хвост, покупают в мешке. Ее ловят в мутной воде; непринужденно чувствовать себя в какой-то области; безрезультатно добиваться улучшения материального положения. Ими можно стрелять; они зеркало души. У хорошего человека она бывает нараспашку; иногда она уходит в пятки. Они бывают разной высоты; кое-кто живет под ним; иногда его называют шпилькой.
Ответы: язык, вода, ветер, уши, кот, рыба, глаза, душа, каблук.
III. Подведение итогов игры. Рефлексия.
Учитель: — Персидский ученый визирь Сахиб страстно любил книги. У него была библиотека, где хранилось около 117 тысяч экземпляров, которые он брал с собой в походы. Для их перевозки было занято 400 верблюдов, они всегда шли в азбучном порядке, так что караванщики легко находили любую книгу.
Если вы любите читать, будете много знать. До новых встреч в удивительном мире русского языка!
Подготовила Максуда НАЖМИДДИНОВА,
учитель общеобразовательной школы № 2 Вабкентского района.
Бухарская область.