Ах, если бы земля умела говорить…
Тема: «Мусор — источник загрязнения и угроза окружающему миру».
Цели: образовательные — познакомить учащихся с информацией об экологических проблемах Земли и Узбекистана, о загрязнении окружающей среды бытовым мусором; совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации; развивающие — развивать интерес к изучению экологии, логическое мышление, умения обобщать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; воспитательные — воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде, способствовать формированию экологической культуры учащихся.
Методы и приемы: частично-поисковый, проблемный, исследовательский, дискуссия, беседа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, экологические иллюстрации и фотографии.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель: — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок — экологический. Начнем его с рассказа о том, что в 2008 году американская киностудия Pixar Animation Studios выпустила научно-фантастический мультфильм «ВАЛЛ-И» («Вселенский аннигилятор (уничтожитель) ландшафтный легкий, интеллектуальный») о жизни и деятельности обаятельного робота на планете Земля и проблемах экологии. По сюжету мультфильма люди покинули нашу планету, которая из зеленого оазиса превратилась в свалку мусора, улетев в космос на специальном корабле. На Земле остались лишь роботы-мусорщики, которых запрограммировали очистить планету от грязи и нечистот. Ежедневно ВАЛЛИ выходит на работу и спрессовывает мусор в кубики, из которых выстраивает целые небоскребы. Однообразие его работы и одиночество на всеми покинутой планете скрашивает единственный друг — таракан, о котором он с любовью заботится. (Фрагменты мультфильма.)
С первых минут мультфильм ужасает кадрами нашей планеты, на которой не осталось даже намека на жизнь. Взору доступны лишь заброшенные здания из стекла и бетона, потонувшие в океане использованного пластика, полиэтилена, жестянок, бутылок и других бытовых отходов, а на рекламных досках красуются призывы «Стало от мусора не продохнуть — купи билет в космос, и в добрый путь!». Ребята, не кажется ли вам, что, несмотря на фантастичность сюжета, вероятность подобной мусорной катастрофы весьма высока для современного мира, где сегодня существуют большие проблемы с утилизацией и переработкой бытовых отходов!?
Ученик (читает стихотворение):
— Не бросайте никогда корки, шкурки, палки —
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете —
Пострашней произойдут беды на планете:
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания: мини-сочинение-размышление на тему «Сохраним природу от мусора!»
2. Беседа об одной из глобальных экологических и социальных проблем современности — мусорном захламлении природной среды.
1-й ученик: — Современный человек стал производить гораздо больше мусора. Ежедневно мы неосознанно, а порой и вполне намеренно, вредим окружающей среде, выбрасывая этикетки, пластик и пакеты на прогулке в парке, из окна машины или возле дома.
2-й ученик: — К сожалению, большинству кажется, что от пары конфетных оберток и пластиковой бутылки из-под газировки вреда меньше, чем, например, от утечки топлива на какой-нибудь нефтедобывающей вышке. Однако, это не так.
3-й ученик: — Из года в год в Узбекистане, по оценкам специалистов, образуется более 4 миллионов тонн бытового мусора, или 12000 тонн ежедневно. С учетом всевозможных факторов ожидается, что к 2030 году данный показатель возрастет до 7 миллионов тонн. К этому необходимо добавить ежегодные 100 миллионов тонн промышленных отходов, требующих утилизации, которые пока преимущественно свозятся на полигоны, занимающие сотни гектаров земли по всей стране.
4-й ученик: — По данным Госкомэкологии Рес-публики Узбекистан, более 700 тысяч тонн отходов ежегодно производят жители Ташкента. Больше половины (60%) этого — отходы жилищно-коммунальных хозяйств. То есть эти цифры напрямую связаны с нами. Именно мы являемся главными производителями огромного количества мусора.
5-й ученик: — Во многих государствах давно озабочены тем, как избежать превращения планеты в большую свалку. В высокоразвитых странах регулярно внедряются инновационные и самые действенные методы переработки бытовых отходов. «В Германии, Бельгии, Японии, Голландии и Швеции перерабатываются 60–65% отходов, 20–25% используются для выработки энергии, а остальная часть сжигается. В результате достигается рациональное использование земельных ресурсов, экономический эффект и снижается негативное воздействие на окружающую среду», — отметил глава нашего государства Шавкат Мирзиёев на совещании по вопросам улучшения экологической ситуации и охраны окружающей среды 2 февраля 2018 года.
6-й ученик: — К сожалению, в нашей стране пока нет современных предприятий по масштабной утилизации и переработке мусора. Люди привыкли считать, что, выбрасывая мусор в ведро для отходов или контейнер на улице, они не засоряют окружающую среду. В уютной квартире или комфортабельном учреждении кажется, что мусорный полигон — это место, где «находят приют» бытовые отходы без каких-либо негативных последствий для природы и человечества. И мало кто задумывается о том, что там мусор напрямую контактирует с природной средой, вызывая загрязнение почвы, воздуха и грунтовых вод.
III. Изучение нового материала.
Учитель: — Ребята, как вы думаете, кто больше всего страдает от мусорного нашествия? (Ответы учащихся: природа, люди, животные, растения.)
Все необходимое человек получает из биосферы и, как это ни печально, туда же отправляет мусорные отходы. Долгое время природа самостоятельно справлялась с многочисленными нарушениями, к которым приводила жизнедеятельность человека. Однако сегодня ей все сложнее сохранять стабильность и равновесие в экосредах. Мусор захламляет и отравляет землю, плавает в реках и морях, оседает на дне водоемов, переполняет мусорные свалки и полигоны и даже дестабилизирует работу космической техники на борту искусственных спутников земли и международных космических станций.
1. Работа с презентацией.
Учитель: — Вы знаете, что существует целая наука о мусоре — гарбология (мусорология: от английского слова «мусор» — «garbage»), основоположником которой стал американский археолог и социолог Уильям Ратжи в 1973 году. (Слайд.) Гарбологи всего мира ищут безопасные пути, которые позволят избежать грядущей мусорной катастрофы, изучают состав мусора и методы его утилизации. Но, к сожалению, гарбология находится на 4-м месте среди непопулярных наук. Мусорные свалки, опасные тем, что на них есть не только бытовой мусор, но и промышленные и радиоактивные отходы, находятся под пристальным вниманием гарбологов. (Слайд.)
Какой же выход гарбологи видят из «мусорной» ситуации? Они призывают правительства всего мира повсеместно строить мусороперерабатывающие заводы, работающие по современным технологиям, что даст возможность снизить негативное воздействие ядовитых отходов на окружающую среду. Можно смело сказать, что «охота» за мусором — дело важное и вполне достойное. (Слайд.)
7-й ученик: — Различают следующие виды мусора: бытовой, промышленный, спецотходы и даже космический. Больший процент приходится на бытовой мусор, как один из видов отбросов жизнедеятельности человека. Он образуется в жилых домах, учреждениях и т.д. В его состав входят органические (75%) и неорганические (25%) части. Как правило, это непригодные к дальнейшему употреблению вещи: одежда, обувь, мебель, посуда, старые газеты, отходы продуктов питания или ремонта квартир и т.д. Самым распространенным мусором являются окурки сигарет. Ежегодно их выбрасывают 4500000000 штук. (Слайд.)
8-й ученик: — Мусор портит эстетический вид, будь то ваша квартира, подъезд, улица, парк или весь город. Но, прежде всего, он наносит огромный вред окружающей среде. Большое количество мусора свидетельствует о заброшенности и упадке — как отдельного дома, так и города, и страны, и всей планеты Земля. (Слайд.)
2. Составление кластера «Почему в современном обществе растет количество выбрасываемого мусора?». (Причины увеличения объемов мусора: рост количества людей, увеличение производства ярких одноразовых товаров, пластиковой и бумажной тары, синтетических упаковок.)
3. «Мозговой штурм». Работа в группах.
Учитель: — Сегодня известно более 20 методов утилизации и обезвреживания бытовых отходов. Чаще других используются 4 основных метода. Назовите их. (Учащиеся делятся на 4 группы, каждая презентует способ утилизации мусора, указывая на его «плюсы» и «минусы».)
1-я группа. Захоронение бытовых отходов на свалках и полигонах. Полигон — это участок, обеспечивающий прием, складирование и хранение бытовых отходов. (Слайд.)
2-я группа. Сжигание мусора — способ, широко распространенный в европейских странах (80% мусора сжигается в Швейцарии, 36% — во Франции). (Слайд.)
3-я группа. Компостирование — технология переработки отходов, основанная на их естественном биоразложении. Применима к отходам органического происхождения: растительным (листья, ветки, скошенная трава), пищевым и смешанным (бумага, древесина). (Слайд.)
4-я группа. Вторичная переработка — возвращение отходов в круговорот «производство — потребление». Для вторичной переработки практикуется раздельный сбор некоторых видов бытовых отходов. (Слайд.)
Учитель: — В нашей стране последовательно реализуется политика в области обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также улучшения санитарной и экологической обстановки регионов.
В целях дальнейшего развития системы обращения с бытовыми отходами, повышения уровня обеспеченности населения качественными услугами санитарной очистки принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обращения с бытовыми отходами» от 18 мая 2018 года. «В основе проводимой в этом направлении работы лежат здоровье и благополучие людей. Поэтому данным вопросом необходимо заниматься в каждом районе и на постоянной основе», — подчеркнул глава государства.
В Узбекистане разработана детальная «дорожная карта» по переходу на раздельный сбор мусора. Предусматривается до конца 2019 года внедрить раздельный сбор бытовых отходов во всех городах страны. Отходы будут делить на два типа: органические и вторичные материальные ресурсы (пластмасса, бумага, металл, стекло). В ряде городов Узбекистана за последние полтора года были созданы кластеры по сбору, вывозу, транспортировке, сортировке, утилизации, переработке и захоронению бытовых отходов общей мощностью переработки 1,2 миллиона тонн в год. Сортировка мусора на специализированных сортировочных станциях при полигонах и свалках — дорогостоящий, но прибыльный бизнес.
IV. Закрепление.
Игра «Лучший сортировщик».
Учащиеся делятся на группы. Понадобятся наборы мусора (газета, пластиковая и стеклянная тара, тюбики от косметических средств, флакон от шампуня, бумажная упаковка из-под молока, полиэтиленовый пакет, коробка, стеклянные осколки и т.д.). Можно заменить «настоящий» мусор карточками с соответствующими надписями. Ребята в группах сортируют мусор по разноцветным контейнерам: желтый — для пластика, синий — для бумаги, зеленый — для стекла. Проверка работы.
Учитель: — Ребята, все в наших руках. Только мы можем спасти город и себя от мусорной катастрофы. Подумайте, что может сделать каждый из вас, чтобы мусора стало меньше.
Предложения записываются на доске:
регулярно проводить уборку территории около дома и школы;
бросать мусор в специально отведенные места;
собирать и сдавать макулатуру и металлолом в пункты приема;
рационально использовать бумагу, тетради;
бережно относиться к вещам, чтобы продлить срок их службы;
при приготовлении пищи быть рациональным, бережливым и экономным, не превращая хорошие продукты в отходы;
по возможности давать старым вещам «вторую жизнь».
Учитель: — А теперь давайте перечислим, что может сделать общество в масштабах государства:
обеспечивать своевременный вывоз мусора с территорий дворов и жилых комплексов на специально оборудованную свалку;
принять закон, запрещающий сжигать мусор и применять систему штрафов к нарушителям;
формировать экологическую культуру населения, начиная с дошкольных образовательных учреждений;
разместить дополнительные урны в местах массового скопления людей (парки, торговые центры, базары, детские площадки и т.д.).
Стихотворение Е.Смирновой «Давайте вместе Землю украшать»:
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна —
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
V. Домашнее задание: — Ребята, прошу вас (когда все родные дома) взвесить мусор, выбрасываемый вашей семьей за выходные дни, подсчитать среднее количество на одного человека, определить, какой вид мусора преобладает.
Подготовила
Алина КУРБАНОВА.