О взаимоотношениях в семье
Тема: «Л.Н.Толстой «Прыжок».
Цели: образовательные — познакомить с произведением Л.Н.Толстого «Прыжок», учить анализировать поступки героев и отвечать на поставленные вопросы; развивающая — развивать речь, внимание, воображение; воспитательная — воспитывать внимательное отношение к членам семьи.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Оборудование: раздаточный материал (карточки со словами).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
III. Опрос по домашнему заданию.
Учитель опрашивает учеников.
Ученики рассказывают наизусть пословицы:
Творя добро, делай до конца.
Не касайся котла — сажа пристанет.
Не сближайся с дурнем — беда не пристанет.
Не зная нрава коня, не подходи близко.
Утолив жажду, благодари того, кто колодец вырыл.
С водой не шути — утонешь, с огнем не играй — сгоришь.
Учитель: — С какими русскими поэтами и писателями мы познакомились?
Ответы учеников.
IV. Объяснение новой темы.
Учитель: — Отгадайте загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья.)
Сегодня на уроке мы поговорим о взаимоотношениях в семье, познакомимся с произведением великого русского писателя Л.Н.Толстого «Прыжок». Что такое семья?
Ответы учеников: — Семья — это родные друг другу люди, живущие вместе. Когда нам плохо, трудно, случилось несчастье, кто выслушает, успокоит, даст совет, защитит? Конечно, родные люди: родители, дедушки, бабушки, братья, сестры — наша семья.
Учитель: — К сожалению, иногда по разным причинам семья бывает неполной. Но это все равно семья. Ваши родители заботятся о вас, любят, понимают и делают так, чтобы вы не испытывали трудностей жизни. Они счастливы, когда чувствуют со стороны детей взаимную любовь, внимание и душевную теплоту. Будьте внимательны к родным, старайтесь не совершать необдуманных поступков, которые могли бы привести к беде. Вот о такой детской, вначале совсем безобидной шалости говорится в рассказе Л.Толстого «Прыжок».
Просмотр фильма.
Разбор слов и словосочетаний: кругосветное путешествие, передразнивала, перекладина, раззадорился, макушка мачты, пушечное ядро, расходилась.
V. Беседа по содержанию. Вопросы:
Что происходило на корабле? Как вела себя обезьяна? Почему все засмеялись? Как дразнила обезьяна мальчика? Где оказались мальчик и обезьяна? Почему все замерли от страха? Что сказал отец, увидев сына на мачте? Как мальчик упал в воду? Как его спасли? Кого не хватает ребенку? Кто автор рассказа «Прыжок»? Какова главная мысль произведения?
Словарная работа: аршин — узунлик ўлчови, зашататься — қимирлаб кетмоқ, вынырнуть — сузиб чиқмоқ, корчиться — тиришиб-буришмоқ, мачта — мачта.
Составление кластера. Какие качества присущи мальчику? Решительность. Смелость. Храбрость. Достоинство. Мужество.
VI. Подведение итогов. Оценивание.
VII. Домашнее задание.
Зульфия САДЫКОВА,
учитель общеобразовательной школы № 10
города Андижана.