Без букв и грамматики не выучишь математики
1-й ведущий: — Все вы знаете пословицу «Без букв и грамматики не выучишь математики». Знать грамматику должны все: и врачи, и летчики, и инженеры...
2-й ведущий: — Ведь все мы, когда говорим и пишем, составляем предложения. В этом нам помогает грамматика.
1-й ведущий: — А грамматика — наука точная. Одна грамматическая ошибка может исказить смысл целого предложения.
2-й ведущий: — Я слышал вот о каком случае. Девочка послала из лагеря телеграмму своим родителям. В телеграмме сообщалось: «Здорова. Прибываю в полном благополучии». Родители пришли на вокзал встречать дочь, а она не приехала. Оказалось, что девочка хотела написать «пребываю в полном благополучии», но допустила ошибку в приставке. А правописание приставок пре- и при- надо знать.
1-й ведущий: — Грамматика — наука точная и сложная. У нее содержательное настоящее, большое будущее и интересное прошлое. Ведь в языке с течением времени происходят изменения.
2-й ведущий: — Иногда слово настолько изменяет свое значение и грамматические признаки, что вообще становится другой частью речи.
Выступление чтеца.
Новое значение.
Пришла Работа к человеку и говорит:
— Я пришла к тебе как Существительное к Существительному. Хотя значение у нас разное, но грамматически мы довольно близки, поэтому я рассчитываю на твою помощь… Не возьмешь ли ты моего сынка на выучку? Поработает у тебя Прилагательным, в существительные выйдет, а там, глядишь, и воодушевится…
Человек: — А как зовут сынка?
Работа: — Рабочий.
Человек: — Ну что ж, имя хорошее. Пусть выходит завтра на работу.
И вот появился в тексте рядом со словом «человек» его ученик — «рабочий». Очень хорошее сочетание — «рабочий человек».
— Ты следи за мной, — говорит человек ученику. — Во всем со мной согласуйся… Пока ты Прилагательное, это необходимо.
Старается ученик, согласуется. А человек его поучает.
— Существительным, брат, стать непросто. В особенности одушевленным. Здесь не только род, число, падеж усвоить нужно. Главное — значение. Вот знаешь ты, что значит «человек»?
— Откуда мне знать? — вздыхает ученик. — Я же еще не учился.
Но со временем он разобрался во всем. Верно говорила Работа, что у нее способный, дельный сынок.
Увидев, что ученик усвоил его науку, человек сказал ему:
— Ну, вот и стал ты одушевленным Существительным, как говорят, вышел в люди. Теперь можешь работать самостоятельно — каждому будет ясно твое значение.
Так появилось в тексте новое Существительное:
«рабочий»…
1-й ведущий: — Все вы знаете падежи: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. А знаете ли вы, почему они так называются?
На сцену поочередно выходят ученики, каждый из них представляет какой-нибудь падеж. Их выход сопровождается веселой музыкой.
Именительный: — Я именительный падеж, потому что я называю, всему даю имя: дружба, свобода, мир!
Родительный: — Меня назвали родительным, потому что я нередко обозначаю происхождение, род предметов, их принадлежность: язык народа, люди земли.
Дательный: — А я — дательный. С моей помощью кому-то что-то передают, отдают. Я передаю привет. Кому? Товарищам, друзьям, всем зрителям!
Винительный: — У меня название на первый взгляд странное — винительный. А раньше меня называли даже виновным падежом. Разве я в чем-то виноват? Просто в древнерусском языке слово «вина» имело еще значение «причина». Я — причинный падеж, обозначаю предмет — результат какого-то действия. Мы пишем что? — сочинение, решаем что? — задачу. Рабочие руки создают что? Ответьте на этот вопрос!
Зрители называют существительные в винительном падеже.
Творительный: — Ну, меня-то вы все знаете. Я творительный, потому что помогаю творить. Я обозначаю орудие труда: пишут пером, а рубят топором!
Предложный: — Меня называли сначала сказательным, потому что я часто говорю, рассказываю о чем- то. Но так как я неразлучен с предлогами, меня стали называть предложным. Такое имя дал мне сам Михаил Васильевич Ломоносов.
Выходит звательный падеж.
Звательный: — Здравствуйте, братья-падежи. Здравствуйте, уважаемые зрители! Я звательный падеж. Когда-то я помогал людям обращаться друг к другу. Помните, как в сказке Пушкина золотая рыбка спрашивает у рыбака: «Чего тебе надобно, старче?» «Старче» — это существительное в звательном падеже. Но потом я состарился, и мою работу стал выполнять Именительный падеж.
Именительный: — Мы, падежи, работы не боимся. А вот некоторым ребятам лень работать с нами. Рассказали мне такую историю с Лежебокиным.
Появляется Лежебокин.
Именительный: —
Спросили Лежебокина:
— А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок,
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
Лежебокин:
— В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться придумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
Именительный:
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
Лежебокин:
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Губительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
2-й ведущий: — У падежей есть помощники — предлоги. Только именительный никогда не обращается к предлогам за помощью. У предлогов тоже нелегкая работа. Но, об этом они сами расскажут.
Предлоги За и О: — Дорогие зрители, вы нас постоянно путаете.
За: — На собраниях вы говорите «за дисциплину».
О: — А надо говорить о дисциплине.
За: — Вы скучаете «за кем-то».
О: — Но ведь скучают о ком-то!
Предлоги С и Из: — А нам, думаете, легче?
С: — Мы часто слышим: «пришел со школы», «возвратился с Крыма», «приехал с Ташкента».
Из: — А ведь здесь мое место: приходят из школы, возвращаются из Крыма, приезжают из Ташкента. И разобраться в этом нетрудно. Нас с предлогом с можно различить с помощью антонимов. У меня антоним — предлог в, а у предлога с антоним — на. Если вы идете в школу, едете в Ташкент, то возвращаетесь из школы, из Ташкента.
С: — А если идут на работу, едут на Кавказ, то возвращаются с работы, с Кавказа.
Все предлоги: — Товарищ! Будь осторожен и строг: используй уместно каждый предлог!
Ведущий: — К сожалению, и в нашей школе не все ребята ладят с грамматикой. А ведь с тем, кто не знает правил грамматики, может приключиться пренеприятная история. Вот такая например, как с Виктором Перестукиным, учеником пятого класса. Об этом рассказывается в книге Л.Гераскиной «В Стране невыученных уроков».
Инсценировка.
Действующие лица: ученик 5-го класса Виктор Перестукин, кот Кузя, Восклицательный знак, Вопросительный знак, Запятая, Глагол Повелительного Наклонения.
Действие первое.
На авансцене — высокие ворота, запертые большим замком. У ворот стоят часовые — Вопросительный и Восклицательный знаки. Входят Виктор Перестукин и Кот Кузя. Ученик пытается открыть ворота, но знаки скрещивают перед ним карандаш и ручку.
Вопросительный знак: — Ты кто?
Восклицательный знак: — Ох! Ах! Ох, Ох! Ах, Ах!
Виктор Перестукин: — Я ученик пятого класса.
Вопросительный знак: — А ты, который с хвостом, тоже ученик?
Виктор Перестукин: — Это кот, он животное. А животные имеют право не учиться.
Вопросительный знак: — Имя? Фамилия?
Виктор Перестукин: — Перестукин Виктор.
Восклицательный знак: — Ох! Ах! Увы! Тот! Самый! Ох! Ах! Увы!
Виктор Перестукин: — Я иду в Страну невыученных уроков. Дайте мне ключ.
Восклицательный знак: — Открывай! Открывай! Открывай! (Подает громадный ключ.)
Перестукин вставляет в замок ключ. Ключ не поворачивается.
Восклицательный знак: — Не откроешь. Этот замок может отпереть только грамотный человек!
Вопросительный знак: — Сумеешь ли ты написать правильно слова «ключик» и «замочек»?
Виктор Перестукин: — Отчего же не суметь! Подумаешь, хитрость какая.
Восклицательный и Вопросительный знаки подводят Перестукина к школьной доске.
Восклицательный знак: — Пиши! Если сумеешь, ключ тут же отопрет замок!
Перестукин пишет «ключ» и останавливается.
Восклицательный знак: — Пиши! Дальше!
Виктор Перестукин (обращаясь к зрителям): — Хорошо ему кричать, а если я не знаю, что писать дальше: -чик или -чек? «Ключик» или «ключек». То же самое с замочком… Есть же какое-то правило. Попробую припомнить. «После шипящих не пишется…» Но при чем тут шипящие? Они сюда никак не подходят.
Кузя (шепчет): — Пиши наобум. Если напишешь неправильно, потом исправишь.
Виктор Перестукин: — Толковый совет. Молодец, Кузя! (Подходит к доске.)
Восклицательный знак: — Нельзя! Неуч! Невежда! Ох! Увы! Пиши! Сразу! Правильно!
Перестукин садится на землю, вспоминает.
Кузя: — Зря расселся, все равно не вспомнишь.
Виктор Перестукин: — А вот вспомню! Это единственное правило, которое я когда-то выучил (что-то бормочет, вспоминая). Вспомнил! Если в родительном падеже в конце слова выпадает гласный, то пишется -чек, а если не выпадает, пишется -чик. Замочек — замочка. Ага! Значит, пишется замочек. Ключик — ключика. Гласный остается на месте. Значит, надо писать ключик.
Восклицательный знак: — Чудесно! Прелестно! Восхитительно! Ура! (Хлопает в ладоши.)
Перестукин, написав на доске слова, берет ключ и легко отпирает замок. Ворота распахиваются, все входят в Страну невыученных уроков.
Действие второе.
Зал. На высоком стуле сидит старик — Глагол Повелительного Наклонения.
Виктор Перестукин (обращаясь к Кузе): — Смотри, какой смешной старик. Если бы он держал в руках маленькую елочку, был бы похож на Деда Мороза. А кто это рядом сним?
Кузя: — Какая-то старушка. Чует мой нос, что от этой старушки добра ждать нечего. Я помню, как она била меня веником за то, что попробовал у нее сосиски. И всего-то три сосисочки съел.
Виктор Перестукин: — Пожалуй, ты прав! Смотри, она что-то шепчет старику и показывает на нас рукой.
Подходят к Глаголу Повелительного Наклонения.
Запятая: — Надеюсь, вы непременно накажете этого невежду, Ваше Величество Глагол Повелительного Наклонения!
Глагол Повелительного Наклонения: — Перестань! Не злись, Запятая!
Виктор Перестукин и Кузя переглядываются. Глагол манит ученика пальцем. Перестукин подходит. Запятая еще больше суетится.
Запятая: — Посмотрите на него. Сразу видно, что он безграмотный.
Виктор Перестукин (Кузе): — Неужели по моему лицу заметно, что я безграмотный? Или она тоже умеет читать в глазах, как моя мама?
Глагол Повелительного Наклонения: — Расскажи, как ты учишься.
Виктор Перестукин: — Учусь, как все.
Глагол Повелительного Наклонения: — А знаешь ли ты грамматику?
Виктор Перестукин: — Знаю не хуже других. Отпустите нас отсюда.
Запятая: — Ни за что! Пусть сначала докажет, что знает правописание безударных гласных!
В зал вбегает собака.
Глагол Повелительного Наклонения: — Скажи, как называется это животное?
Виктор Перестукин: — Это собака.
Глагол Повелительного Наклонения: — Напиши это слово.
Виктор Перестукин (быстро пишет): — Сабака.
Собака скулит. Запятая хохочет. Перестукин неуверенно исправляет ошибку. Собака машет хвостом и убегает.
Кузя: — Может быть, только эта собака пишется через о, а все другие через а?
Запятая: — Кот такой же невежда, как и его хозяин.
Кузя: — Ну, уж собак-то я лучше вашего знаю: от них всегда любой подлости можно ожидать.
Глагол Повелительного Наклонения: — Прибывший к нам ученик пятого класса Виктор Перестукин обнаружил редкое, безобразное невежество, проявил презрение и нелюбовь к родному языку. За это он будет сурово наказан. Я удаляюсь для вынесения приговора. Заключить Перестукина в квадратные скобки!
Глагол уходит. Запятая бежит рядом, приговаривая: «Никакой пощады! Только никакой пощады, Ваше Величество!» Появляются Вопросительный и Восклицательный знаки, заключают Перестукина в квадратные скобки.
Вопросительный знак: — А ты знаешь, что запятая может решить судьбу человека?
Виктор Перестукин: — Хватит рассказывать сказки, я не маленький.
Кузя: — Мы с хозяином уже давно не котята.
В зал входит Запятая. В руках у нее большой свернутый лист бумаги.
Запятая: — Это приговор.
Подает бумагу Вопросительному и Восклицательному знакам. Они разворачивают лист. Перестукин читает приговор.
Виктор Перестукин: — Приговор по делу невежды Виктора Перестукина:
«Казнить нельзя помиловать».
Восклицательный знак (радостно): — Казнить нельзя! Помиловать! Помиловать! Ура! Помиловать!
Запятая: — Восклицательный знак неверно понимает приговор. Казнить тебя надо, помиловать нельзя. Вот так и надо понимать.
Виктор Перестукин: — За что казнить? За что?
Запятая: — За невежество, лень и незнание родного языка.
Виктор Перестукин: — Но ведь тут же ясно написано: казнить нельзя.
Кузя: — Это нечестно! Мы будем жаловаться!
Восклицательный знак ахает, ломает руки.
Восклицательный знак (обращается к Запятой): — Неужели вы ничем не сможете помочь несчастному мальчику?
Запятая: — Пусть он, наконец, поймет, какое значение имеет запятая. Запятая может даже спасти человеку жизнь. Вот пусть Перестукин и постарается спасти себя, если он этого хочет.
Виктор Перестукин: — Хочу, конечно, хочу!
Запятая (подает Перестукину большой карандаш): — Пять минут на размышление. Ровно через пять минут запятая должна стоять на месте, иначе будет поздно.
Виктор Перестукин (рассуждает): — Казнить нельзя помиловать… Если я поставлю запятую после слова казнить, то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получится — нельзя помиловать? Нельзя!
Восклицательный знак: — Увы! Ох! Несчастье! Нельзя помиловать! Ах! Ох!
Кузя: — Казнить? Нам это не подходит.
Вопросительный знак (сквозь слезы): — Мальчик, разве ты не видишь, что осталось одна минута?
Виктор Перестукин (зажмуривается, говорит очень быстро): — А если поставить запятую после слова нельзя? Тогда получается: «Казнить нельзя, помиловать». Вот это мне и надо (ставит запятую).
Восклицательный и Вопросительный знаки, Кузя прыгают, радостно кричат.
Запятая (подобрев): — Помни: когда ты даешь своей голове работу, всегда достигаешь цели. Не сердись на меня. Лучше подружись со мной. Когда ты научишься ставить меня на мое место, я не причиню тебе никаких неприятностей (поет).
Хоть я лишь точка с хвостиком,
Невелика я ростиком,
Но я грамматике нужна,
И я для чтения важна.
Виктор Перестукин: — Я постараюсь научиться ставить запятые.
Кузя: — Мы с хозяином постараемся. Запятые ставить — не мышей ловить. А теперь нам пора в обратный путь.
Виктор Перестукин: — Прощайте, знаки препинания!
Знаки препинания: — Не прощайте, а до свидания! Мы еще с тобой встретимся на страницах книг, на листах твоих тетрадей.
Ученик и Кузя уходят, знаки препинания машут им вслед.
Вопросительный и Восклицательный знаки (поют):
Меня и брата знает всякий,
Мы выразительные знаки.
Я самый значительный —
Вопросительный!
Я самый замечательный —
Восклицательный!
Занавес закрывается. На авансцену, взявшись за руки, выходят все участники и обращаются к зрителям:
И дома, и в школе будьте внимательны:
Грамматику всем учить обязательно!
Подготовила
Гулнора ХАСАНОВА,
учитель общеобразовательной школы № 4 Булакбашинского района.
Андижанская область.