Доброе слово — красное слово
Цель: формирование и расширение знаний детей о хороших поступках и доброте, их роли в жизни человека.
Задачи: научить детей нравственным понятиям доброты, воспитывать взаимоуважение, вежливость в обращении с окружающими, развивать творческие способности.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, пословицы о доброте.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Педагог: — Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая добра и радости. Сегодня у нас состоится урок доброты. Чтобы нам было легче общаться, вы объединитесь в четыре команды: «Доброжелатели», «Добропорядочные», «Добросовестные», «Добросердечные». В названиях команд есть что-то общее. Что это? Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.
II. Беседа. Творческие задания.
Игра «Сказочный герой — добрый или злой?».
Педагог: — Все вы любите сказки. Главные черты русских народных сказок — тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. В нашей игре я буду называть сказочного героя, а вы скажите — добрый он или злой. Если добрый, то хлопайте в ладоши, а если злой — закрывайте лицо ладонями.
(Иван-царевич, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Баба Яга, Золушка, Мальвина.)
Педагог: — Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? А что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают. Слайд.) В толковом словаре Ожегова слово «доброта» определяется так: «Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Это все положительное, хорошее и полезное. Как в математике мы делим числа на положительные и отрицательные, также и качества людей можно разделить на две группы.
В окружающей жизни вы часто наблюдаете за поступками взрослых и сверстников. Быть добрым одновременно легко и порой непросто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.
III. Вопросы и задания для беседы.
Педагог: — Перед вами — маленький росток. Как будет выглядеть взрослое дерево через 15 лет. Скажите, чья доброта поможет вырасти этому дереву. (Солнце, земля, воздух, ветер и т.д.) Назовите всех, чья доброта помогает расти вам. (Родители, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, друзья и т.д.) Издавна люди стремились к добру и старались искоренить зло. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из поколения в поколение. Вспомним некоторые из них.
IV. Работа с пословицами.
Педагог: — В карточках даны пословицы. Нужно к их первой половине подобрать продолжение.
Доброе слово и кошке приятно. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. Не хвались серебром, а хвались добром. Кто добро творит, того бог отблагодарит. В ком добра нет, в том и правды мало. Не ищи красоты — ищи доброты.
Педагог: — Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте — это доброе слово. (Слайд.) Такие духовные ценности, как любовь, доброта, красота и другие, называют вечными, общечеловеческими, потому что они живут в веках и признаются людьми. Человек, делающий добро другим, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. И наоборот, если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один.
Путь к доброте нелегкий и долгий, на нем человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Как вы думаете, где находится царство вежливости и доброты у каждого человека? (В сердце.)
V. Работа со словами.
Педагог: — Сейчас попробуйте заменить слова из первого столбца словами, противоположными по значению. (Слайд.)
Плохо — хорошо, зло — добро, война — мир, жадность — щедрость, грубость — вежливость, жестокость — ласка, ложь — правда, предательство — преданность.
Детям предлагается рассказать стихотворения о добре.
VI. Творческое задание «Дерево доброты».
Педагог: — Перед вами — «Дерево доброты» и набор слов на цветных листочках — человеческие качества. Выберите те, которые необходимы доброму человеку. Из этих листочков сделаем крону нашему дереву.
Работа в группах. Дети выбирают слова и приклеивают к веточкам дерева.
Педагог: — Какие деревья вы вырастили? (Каждая команда демонстрирует свое «выращенное» дерево.) Расскажите о своих добрых делах. (После каждого рассказа детей на дереве увеличивается количество сердечек.) Каждый из вас может дома «посадить» (нарисовать) свое «Дерево добрых дел» и время от времени добавлять к нему новые «плоды», совершая хорошие поступки.
VII. Работа с «волшебными» словами. (Слайд.)
Педагог: — Добрые слова мы говорим в приветствиях, пожеланиях друг другу. Вспомните, часто ли вы употребляете их? Эти слова еще называют «волшебными». Предлагаю в стихотворении досказать подходящее по смыслу доброе слово.
(Педагог читает стихотворения, а ученики подбирают подходящие слова.)
VIII. Подведение итогов.
Педагог: — Скажите, для чего доброта нужна каждому человеку?
Известный педагог Шалва Амонашвили сказал: «Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его — твори добро. Независимо от того, заметят твое добро или не заметят его — твори добро. Независимо от того, принимают твое добро или отбрасывают его — твори добро. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом — твори добро. Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром».
Чему вас научил наш урок?
В завершение ученики исполняют песню «Дорога добра» сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова.
Марина АХМАДЕЕВА,
учитель общеобразовательной школы № 2 Китабского района.
Кашкадарьинская область.