Примеры мыслителей в изучении языков
Мы должны гордиться наследием таких великих личностей, как Мухаммад Муса Хорезми, Абу Наср Фораби, Абу Райхан Беруни, Ибн Сина, Юсуф Хоса Хаджиб, Махмуд Кашгари. Они обогатили философию, географию, математику, астрономию, медицину, психологию, литературу, историю и другие науки своими великими открытиями, наделили мировую духовность неуемными трудами. Если мы изучим жизнь и деятельность этих великих мыслителей, то увидим, что они также были внимательны к языкам.
Великий ученый Мухаммад аль-Хорезми овладел турецким, арабским, персидским, санскритом и ивритом, а также родным языком. Он считал, что знание языка того или иного народа имеет большое значение в изучении науки конкретного народа. Он также внес свой вклад в перевод научной литературы. Например, книга «Рисола фи истихродж та рикс ал-йяхуд ва а йодихим», книга «Сурати-л-арз» (Книга сурати-л-ард), «География Хорезми» были переведены автором. Из «Книги Воли» ученого и комментариев к «Книге Арифметики» мы можем прочитать следующее: «Первые сведения о том, что индусы изложили новую систему вычислений, даны в рукописи сирийского священника Севера Себахта, который жил в Дайр Киннасрин на берегу Евфрата. В этом сочинении, написанном в 622 г., Себастьян возражает ученым, не пользующимся греческим языком, и упоминает индийскую систему исчисления как пример великих научных достижений таких ученых: «Я не хочу говорить о науке индийцев, отличающейся от сурьян, об их блестящих изобретениях в астрономии, которые глубже, чем у греков и вавилонян, и об их системах исчисления, превосходящих всякое описание. Может быть, я просто говорю о том, как они ведут подсчет с помощью девяти символов. Если бы только те, кто думает, что они достигли конца науки самим фактом владения греческим языком, знали бы об этом, они знали бы, что есть и другие, которые что-то знают».
Из этих идей видно, что новые открытия, современные инновации могут быть созданы человеком в любой точке мира. Поэтому, когда человек изобретает какую-то научную новинку или открытие, он должен мобилизовать себя на изучение науки о мире. В это время мы еще раз станем свидетелями ни с чем не сравнимой ценности изучения языка. В своей арифметической работе Хорезми первым на арабском языке описал десятичную систему чисел и основанные на ней операции. Подробно описав, как должны быть записаны числа в десятичной системе с индийскими цифрами и используя «маленький круг, похожий на О», Хорезми учит, как произносить большие числа, в которых он использует только названия единиц, десятков, сотен и тысяч.
Когда Хорезми заканчивает операции над целыми числами, он переходит к операциям с дробными числами. Дробные числа в латинском переводе трактата называются фрактконами, что является переводом арабского слова «дробь» – кусок («касара» – ломать, растирать). Позже от этого латинского названия распространились слова, означающие «дробь» во всех европейских языках. В латинском переводе хорезминского трактата по арифметике также сохранена свойственная арабскому языку особенность именования дробей. Представляется, что взаимозависимость языков ведет к дальнейшему совершенствованию науки, что отражается на творчестве Хорезми. В заключение можно сказать, что Хорезми, в какую бы область он ни двигал своим пером, осознавал, что эта область обязательно связана с языком, и обращал на него внимание.
Абу Наср Фораби, известный мыслитель Ближнего Востока, имевший титул второго учителя после знаменитого древнегреческого философа Арашу, обогатил свои взгляды практически на все аспекты мира науки, как и Арасту, обогатил своими уникальными знаниями области мифологии, философии, медицины, алхимии, арабской грамматики и логики и стал ведущим ученым своего времени. Поскольку изучение и овладение разными областями науки требовало знания нескольких языков, Фороби занимался и изучением разных языков. Изучение греческого языка позволило ему понять суть богатой науки и философии греков. Он является первым ученым в мусульманском мире, который перевел философские труды с греческого на арабский язык. Он также выдвинул идеи, связанные с изучением психики человека и показанием особенностей, отличающих его от других существ природы. Особое значение имеют его психологические взгляды на этот предмет. Фороби признан одним из основоположников развития психологии, логики, теории познания.
Другой великий ученый Беруни с юных лет был погружен в науку, изучал естественные и общественные науки, и из научных источников известно, что он придавал большое значение изучению языка. Беруни описывал эту ситуацию так: «С детства я испытывал жажду узнать как можно больше, в зависимости от моего возраста и обстоятельств. В доказательство этого достаточно привести следующее: в то место, где мы остановились, иммигрировал один грек. Я брал всякие злаки, семена, фрукты и т. д., показывал им и спрашивал, как эти вещи называются на его языке, и записывал его имя».
Крупный индийский деятель Джавахарлал Неру прочитал труды Беруни и написал: «Беруни изучал греческую философию и начал изучать санскрит (древний хинди), чтобы интерпретировать индийскую философию. Он сравнивал индийскую и греческую философию друг с другом и был поражен их общностью. Несмотря на то, что книга Беруни охватывает доказательный материал, она показывает, что, несмотря на войны, грабежи и массовые убийства, люди науки продолжали свою работу. В то время, когда настроения ненависти и эгоизма двух стран были тревожными, Беруни был чужим и пытался объяснить бедственное положение народов этих регионов».
В вопросе языка, как и в творчестве восточных мыслителей, Беруни дал много информации. Создавая свою третью крупную работу, «Индия», он смотрел на индийский народ с уважением и почтением. Чаттерджи считает, что первоначально Беруни изучал язык западного Пенджаба и афганских индуистов. Беруни продолжал изучать хинди сначала у индийцев, живших в газели, а затем путешествовал по индийским землям. Он также изучал санскрит, древний индийский язык, и научные и исторические памятники, написанные на нем, стали проходить глазами мыслителя. В результате он добивается достижений, которых не смог достичь ни один другой ученый его времени. В то время как Беруни изучал санскрит, чтобы знать Индию, он изучает греческие источники, необходимые ему для того, чтобы получить еще более глубокое понимание близости взглядов между двумя народами. По оценкам специалистов, Беруни свободно владел греческим языком. Академик И. Крачковский, рецензируя труд великого ученого «Индия», указывал, что его знание греческого языка было несомненным, а исследования последующих лет давали основания для его подтверждения. Крачковский, ссылаясь на М. Мейергофа, отмечал, что Беруни «умел читать на санскрите, греческом, иврите, сирийском языке и писать то, что ему было нужно, арабскими буквами».
Особенности языка хинди Аллома раскрыл в первой главе своего труда «Индия». Это говорит о том, что хинди, как и другие народы, имеет словарный запас. Никто не может легко преодолеть эту перемену. Ибо язык их богат и широк; Что-то особенное, например, арабское, заимствуется у определенной сущности и называется рядом имен, которые являются для нее специфичными. Эти идеи очень близки к идее о том, что значение целого слова (или предложения) меняется в результате неправильного произношения звука на иностранном языке, например, на английском. Из этого понятно, что важность правильного произношения подчеркивал Беруни еще десять веков назад.
В главе 16 своего труда Беруни выражает свои мысли о языке: «Язык – это переводчик, который передает желание говорящего слушателю. Таким образом, язык ограничен любой фиксированной частью времени. Если бы сила речи в человеке не распространялась повсюду, как ветер, и если бы она не породила искусство письма, которое время от времени переходит, как дыхание, то как могло бы быть перенесено послание прошлых времен на языки настоящего, особенно когда давно уже прошло? Исходя из вышеизложенных соображений, стоит отметить, что наши признанные во всем мире предки оставили неоценимое наследие во многих дисциплинах, как лингвистике, так и теории изучения языков, которые не утратили своей ценности и сегодня.
Васила Маадаупова,
Кафедра иностранных языков
Старший преподаватель
Сегодня
SUN’IY INTELLEKT: TILSHUNOSLAR ENDI NIMA QILADI?
GENERAL VA YOSHLAR UCHRASHUVI
Robot fikrlay oladimi? Yoxud fizikadan 2024-yilgi Nobel mukofoti neyroto‘r kashfiyotchilariga berilgani haqida
Я ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ЯВЛЯЮСЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ ФЕРМЫ! Или я соглашусь на эту зарплату!
ПОГОДА
0 C
Курсы валют
Центральный банк