ВОСПОМИНАНИЯ О РЕБЕНКЕ РОДИНЫ И СВОБОДЫ, НАРОДНОМ ПИСАТЕЛЕ УЗБЕКИСТАНА ШУКУРЕ ХОЛМИРЗАЕВЕ КРАТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Бисмиллахир-Рохманир-Рохийм.
Шукюр Холмирза был человеком немногословным в литературе. У него не было другой жизни, кроме литературы. Мало найдется таких личностей, которые были бы заключены в тюрьму ради творчества. Он не соревновался со своими товарищами по стране, а брал для себя высочайшие образцы мировой литературы. Уже сам он говорил: «Я написал каждый из этих рассказов в соответствии с нарративом мировой литературы...».
Неприступный уровень словесного искусства Адиба был омрачен его скромной жизнью, некоторой его «мужественностью».
В искусстве любви к Родине, преданности Родине он является одним из уникальных духовных учителей всех патриотических писателей.
Он был человеком, чье сердце сжималось, когда он говорил о родине, когда он говорил о свободе. Все любят родину. Кто любит Узбекистан так же сильно, как он, кто может воспевать оазис Сурхан и горы Байсун в символе Узбекистана? Последующие поколения познали любовь и пение Родины, привлекая внимание к истории страны, прививая в сердцах народа чувство национального освобождения от Эркина Вохида, Абдуллы Орипова, Рауфа Парфи в поэзии, а в прозе Шукюр Холмирза был лидером в этой главе.
ЧЕЛОВЕК, КАК НИКТО, ЧЕЛОВЕК, КАК НИКТО
Когда я учился в школе, я читал книгу «Далеко под звездами». Когда я учился в университете, мы жили в съемных домах, а потом в общежитии с нашим однокурсником Мухаммадкурбоном Холмирзаевым. Он рассказывал рассказы писателя так выразительно, почти вслух, что слушать его было трогательнее, чем читать. У меня в чаме он шутил, что поступил в университет из-за фамилии: потому что он из Сурханского оазиса и его фамилия.
Тогда я впервые увидел Шукура Холмирзу в здании Союза писателей (улица Пушкина, 1), в редакции журнала «Восточная звезда». К счастью, он же человек, как никто другой, так же как он был человеком, как никто. Возмутительный сипо: красиво одетый, красивый сам по себе, красивый на словах, решительный, с неизгладимым лицом. Он внимательно следил за каждым словом и действием говорящего, отвечал вдумчиво, одно за другим, энергично, резко. Мы приглашали одноклассника на литературную встречу. Мужчина не дал твердого обещания и не пришел.
Позже на филологическом факультете бывшего Ташкентского государственного университета, а ныне Национального университета Узбекистана состоялась встреча автора. Примерно в то же время, когда был опубликован роман «Последняя остановка». В политике Шоро были и интересные хитрости: ее старались максимально отдалить от народа писателей, которые вызывали в сердцах молодежи национальное настроение, прививали им чувство правды, трогали их умы национальным духом. В тот день студентов нашего факультета журналистики вывели на день сбора хлопка. Я остался под предлогом, чтобы поехать на конвенцию. Выбор редакцииВсе Была сессия вопросов и ответов. Парень:
─ Дорогой брат на День Благодарения! Как вы уместили историю романа в три дня? — спросил он. Писатель:
«Я планировал на один день, но на это ушло три дня», — ответил он.
Тогда Умарали Норматов высказал свое мнение о рекомендации произведения писателя на соискание Молодежной премии, а Шукюр aka пожал ему руку и поблагодарил. Но мечта ученого не сбылась: награда осталась.
«ГДЕ ТЫ, БИБИДЖАН, ДАВАЙ...»
В Союзе писателей рукопись первых книг молодых поэтов обсуждалась и издавалась после рекомендации. Мы, молодые люди, прочитали объявление в газете и пошли на обсуждение стихов Мухаммада Рахмана. Многие люди говорили хорошие вещи и разные вещи. Но я до сих пор помню, как брат Шукур немного говорил и очень трогательно прочитал стихотворение «Когда слушал дискуссию». Этот жаргонный голос остался у меня в ушах. Строки стихотворения стали запоминающимися:
Царь он в поэзии, служитель в Ироде,
И только всю жизнь пленник любви,
Хотя проходит, ожидая, вот, пять веков,
Бибим, где ты, бибиджан, давай!
Это было прекрасное стихотворение, основанное на символическом значении газели Хазрата Навои «Вчера келгумдир дебон ул сарви гулро келда» (Вчера келгумдир деон уль сарви гулро не вернулось) и выражавшее тоску того, кто провел свою жизнь в полноте. Выражение «бибиджан», характерное для южных сторон, придало стихотворению особый дух, возможно, приятный литературному сердцу. После этого была издана и шла рука об руку поэтическая книга Мухаммада Рахмана «Равновесие», которая имела для нас статус учителя. Впервые я нашел и прочитал «Бибижон» из сборника. День благодарения, он же День Благодарения, способствовал развитию духа поэзии и различению хороших строк.
"ОГ'ИР ТОШ КО'ЧСА"
После окончания университета и работы в издательстве «Молодая гвардия» был издан сборник рассказов Шукура Холмирзы «Тяжелый каменный ход». Обложка была задумана так, чтобы напоминать географические книги, за исключением «Тяжелого каменного хода»: работа подразумевала идею о том, что этот угнетенный, униженный народ сможет восстать и обрести свободу. В книгу также вошло эссе «На почве Древней Бактрии», ранее опубликованное в журнале «Гулистан» и популярное среди молодежи.
Однажды я оказался в присутствии главного редактора Эркина Вохида по поводу дела. Потом ему позвонили из Узлита, или Управления по защите государственной тайны в прессе. Цензор, прочитавший произведение, поинтересовался Шукюром Холмирзой. Брат Эркин ответил: «Шукюр Холмирзаев – очень талантливый, популярный писатель, любимый народом, особенно любимый молодежью». Тогда, говоря об эссе, цензор сказал, что кликать по работе рискованно. Перед лицом их угрозы все оказались в невыгодном положении. Тем не менее, книга, даже обложка, была напечатана тиражом в несколько тысяч экземпляров. Очерк был опущен из книги, искаженные страницы были перепечатаны, надпись «Цена 90 тонн» на обложке была закрашена черной краской и заменена на 80 т. снизу. Как представитель издательства, я сохранил первые полные страницы работы. Через некоторое время я сделал обложку этого полного экземпляра с эссе «В почве древней Бактрии» и подарил его брату Шюкуру. Я редко видел, чтобы Адиб радовался. И каждый из пришедших говорил это человеку. В этом маленьком инциденте скрывалось тираническое состояние тоталитарного режима, который боялся слова, книги, людей пера и боялся самосознания людей.
ВОЗВРАЩЕНИЕ С АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ
История, связанная с чувством отцовства брата Дня благодарения. Годы советско-афганской войны. Мы были в Доме творчества в Дюроне. Это место стало постоянным адресом Шукура. Однажды, когда я вышел на крыльцо со двора, я обнаружил, что брат на День благодарения ищет меня. Его эмоциональное и духовное состояние изменилось, он попытался подавить свое волнение и сказал: «Мирзаджан! Джамшид вернулся из Афганистана!» К счастью, такая ситуация вряд ли бы произошла. Руки дрожат от волнения. Мы обнялись и поздоровались. Бушевала война, гробы с погибшими солдатами Узбекистана постоянно прибывали, все с опасностью и отчаянием ждали свою печень. День благодарения, он же День Благодарения, мужественно ждал почти два года, впитывая в себя его тоску, страх, стоны. Иногда он говорил: «Когда мой сын уезжал на военную службу в Афганистан, он говорил: «Сын мой! Не умирайте! Если ты умрешь, ты сожжешь отца твоего!» Всем известно, что не от человека зависит, умирать или оставаться на войне. Но это был крик Благодарения, и молитва, и страх, и надежда!
Наконец, «Джигули» подожгли, мы вместе поехали в город ─ к его дому за «Детским миром»: «Мирзаджан! Скажи мне путь, продолжай подталкивать меня. Мой разум не на своем месте!» На каждом шагу, на светофоре, я все время предупреждал брата Шукура. С нас хватит. Поднялись на лифте на восьмой этаж, вошли. Как только он увидел своего сына с порога, из его сердца вырвался крик: «Варенье!» Он держал ее на руках. К счастью, брат День Благодарения не мог скрыть своей радости, волнения и отцовских чувств, когда он взял руку сына в свои объятия, прижал ее к своей груди и губам. Мне казалось, что так и оставалось до тех пор, пока я не убедился, что возвращение сына с войны было реальностью, а не мечтой. Я видел, как Шюкюр писал свой рассказ «Пойдем в горы» в том же доме, в многостраничной общей тетради.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ АДИБА
Душа, духовность, нравственность, натура каждого писателя, несомненно, отражена в его произведениях. Шукюр aka писал: «Если взять в руки любую из моих книг, то видно, что мои чернила смотрят из нее» («Моя няня дочь Планета!»).
Мы говорили о безудержном патриотизме брата Шюкура. В своих мемуарах-рассказе «Писатель»: Адиль Якубов выражает свою грусть по поводу того, как он смотрит на землю, где родился и вырос.
Вот они въезжают в Байсун на машине: «Адиль ака впереди – сидит рядом с водителем... Я сижу позади него. Я взволнован: я взволнован не только потому, что вижу свою страну, восхищаюсь ее заветными пейзажами и наслаждаюсь ею безмерно, но и потому, что я прочитал первую историю «Сверстников», и я люблю произведения моего писателя, который влюбился, и у которого, вероятно, был более сильный толчок полюбить мою страну, а также потому, что мне захотелось полюбить эти сцены...»
К счастью, брат День Благодарения снова упал: «Боже мой, как бы они тоже любили мою страну! Как их собственные...»
Таково патриотическое сердце брата на День благодарения!
Из этого короткого высказывания я делаю выводы:
Это значит, что для того, чтобы сильнее любить родину, человеку нужен еще и толчок.
А значит, будет и учитель патриотизма и любви к Родине.
Поэтому необходимо не только знать и стараться это делать, но и любить родину, но и заставлять других любить ее.
Любовь к Родине должна быть искренней, свободной от фальши в словах и делах, в делах.
Приехав во двор, где родился и вырос Шукюр Холмирза, он знакомится со своими родителями и братьями и говорит: «У нас такая хорошая мама, у нас есть отец». Это напоминает ему другую историю: «Мне нравится, что он говорит «мама и папа» и говорит это по-своему. Нет, она дрожит, и в глубине души я помню, что когда Учкун Назаров вошел в эту комнату, он называл мою маму «Эна», как и я, и слезы наворачивались на глаза: «Но я называю маму моего друга, как ее: «Айя»...
Таково любящее сердце брата Дня благодарения. (Матфея 24:14) Таким образом, любовь друга к другу отражается в том, как он относится к своим ближним. Это невероятно вдумчивые и тонкие выражения. Учкун Назаров находится на своей земле, в своем доме, называя свою мать «Эна». «Я брат твоего сына, брат, мы тебе как дети». К счастью, брат плакал из-за этого. Таково любящее, меланхоличное сердце брата Благодарения.
«НУ, ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО БЫЛА ОДНА МАЛЕНЬКАЯ ИЗБУШКА...»
На День благодарения брат пытался улучшить участок земли в лесу, пока не говорил, что у него пусто, не замки, сундуки, украшения, мрамор, а различные цветы, травы, пурпуры, ифоры и тюльпаны. Байсун выращивал свои тюльпаны и пытался сделать из земли кусочек Байсуна. Однако в переносном и правдивом смысле он сам еще в 1966 году сказал: «Оленю лучше расти в горах» (сюжет «Дикого цветка»).
Каждый раз, когда я проходил мимо сада, мне вспоминалась фраза поэта о Льве Толстом: «Ну, если бы у него была маленькая избушка в приюте великой страны со 100 миллионами крестьян...».
Позже, на краю этого прекрасного сада, Шукюр ака построил для себя хижину: она состояла из дома, небольшого крыльца и крыльца. Здесь находятся дома-музеи писателей прошлого. «Дом-музей» брата Шукура – это его душа, его работы.
В этом прекрасном саду мы вели долгие и свободные беседы на самые разные темы. И другие тоже.
ЧЕРНИЛА, НАРИСОВАННЫЕ СЛОВАМИ
Однажды:
─ Есть ли живопись в исламе? — спросил Сан-Паулу.
— Что ты имеешь в виду, брат Благодарение? Я сказал.
Имам Термизи (мир ему и благословение Аллаха) описывает все признаки Пророка (мир ему и благословение): лица, головы, волосы, линии роста волос, кольца, лбы, глаза, ресницы, брови, даже цвета, плечи, шаги. Разве это не картинка! – сказал он.
Действительно, внуки Хазрата Ибрагима ибн Мухаммада, внуки Хазрата Али (мир ему и благословение), в хадисе, переданном их дедами: «Два глаза невероятно черные, а ресницы невероятно длинные», и «между их двумя кифтами есть печать нубувват, то есть печать пророчества», и что они «самые щедрые из сердец» и что они «самые правдивые, нежные и благородные в семье». «Тот, кто сразу увидит господина Хасана, его страхи будут подавлены, и тот, кто хорошо узнает его и кто одержим его разговорами, влюбится в его друзей и разговоры», и в хадисе, переданном Хазратом Имамом Хасаном разийяллаху анху, «его святой лик нежен, как четырнадцатиночная луна» и «его лбы широки и стройны, брови изогнуты, тонкие и густые, отделенные друг от друга и не соединенные».
Я был так поражен, что Адиб так внимательно и внимательно смотрел на изображения в хадисах, что увидел у него образец картины, на который я не мог ответить. Через некоторое время:
─ Это татуировка, нарисованная словами, а не усами и маслом! Я сказал.
Брату Шукуру я так понравился, что я сказал «на словах», не скрывая его улыбки и признания.
«ГОЛОВА, КОТОРАЯ НИ ПЕРЕД КЕМ НЕ СКЛОНИЛАСЬ, НЕ СКЛОНИЛАСЬ ПЕРЕД ТЕМ, КТО ЕЕ СОЗДАЛ...»
Однажды, День благодарения, он же День благодарения, необычайно резко и впечатляюще:
«Можете ли вы «объяснить» мне, что Коран описывает их как «рай, тенистые места, где протекают реки, естественно для людей, живущих в теплых краях, мечтать о них, но для людей, живущих в вечных снегах и ледниках, что плохого в этих оттенках?» Мой язык был задет этим странным вопросом, но я сдавил себя:
«Спасибо, брат! Для народов, живущих в теплых краях, те места, которые являются тенистыми прохладными местами, являются мечтой, но для народов, живущих в вечных снегах, те же текущие реки, тенистые прохладные места становятся горячими-теплыми местами, о которых они всегда мечтали! Я сказал.
Адиб был глубоко тронут и произнес прекрасное слово, которое передавало искреннее признание. К сожалению, это слово вылетело у меня из головы. И затем он добавил: «Это очень хорошо сделано, это очень логично, это надежно сработало».
Когда Шукур впервые начал молитву, Благодарение написал приветственное стихотворение, в котором были строки, которые гласили: «Голова склонена никому, никто не склонился перед Богом одним». Thanksgiving aka был рад видеть его дисциплину в этом описании.
ИСТОРИЯ ЭШОНИ СУДУРА
Необычный пример отношения Адиба к своим произведениям и к сознанию фаната-читателя.
В то время драмы «Вечеринка» и «Черный пояс» Шукура Холмирзы были поставлены в театре юного зрителя «Аброр Гайд», снискали большой успех и известность. Тем более «Черный пояс» был произведением природы, пробуждающим людей, искренне побуждающим людей бороться за свою свободу и независимость. Оба произведения были поставлены Баходиром Юлдошевым.
После того, как «Черный пояс» ставили много раз, однажды мы говорили о нем в чудесном саду Дня благодарения. Мужчина был не в настроении принимать доклад, но я высказал некоторые из своих мыслей, думая, что у меня не будет больше времени для выступления.
«Спасибо, брат, — сказал я, — самострел Эшони Судура в конце «Черного пояса» далек от реальности.
Брат Благодарение сначала рассердился и, казалось, был ожесточен по отношению к человеку, который совсем не понимал:
«В литературе есть поговорка, что это искусство, художественная фактура, окаси! – сказал он. Казалось, что он собирается «раздавить» меня тоном разговора.
— Верно, — сказал я, — но разве художественная фактура не должна основываться на логике жизни? Разве вы не сказали про "Человека, который бегает по морю": "Взять соленую воду моря и использовать ее губкой уже открыто, и гусеницу писателя сдует!" Я сказал.
Это смягчилось, я вернулась в положение, которое подняло мою мужественность.
─ Говори! — спросил я, дав мне право. Я воспользовался случаем, чтобы повторять так часто, как только мог:
«В первую очередь, прототип ─ Эшони Судур – историческая личность, все знают, что он не убивал себя. Он был застрелен вторгшимися врагами, его могила стоит в Бойсоне. Информация об этом есть и в архивах. Во-вторых, в Исламе нет самоубийства, немыслимо, чтобы такой духовный лидер, как Эшони Судур, не знал об этом в своей работе. В-третьих, верующему человеку не подобает говорить: «Конец Мой сожжен». Загробная жизнь – это не материя мира сего, если можно легко согласиться с ее сожжением! В-четвертых, Эшани Судур является потомком Эшона, то есть Пророка. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мои потомки не уйдут из мира, пока не вернутся к добру». Это значит, что они умирают через веру и покаяние. Самоубийство человека, который является пророком, противоречит этому хадису. В-пятых, если он готов умереть за себя, не умрет ли он в борьбе с врагом-вторгшимся до тех пор, пока у него не появится последний шанс? Зачем вы просто так "убиваете" самого красивого героя?! В конце концов, что сказал командир шторма? «Чем раньше я верил, что родины больше нет, тем раньше я сам падал (перед лицом оккупантов). В какое время мученику следует уйти?» Разве он не был застрелен на глазах у людей? Я сказал.
Штурмовой командир - Из повести "Улыбка", символ храброго, отважного героя, который сражался с захватчиками за свободу Родины. Мое упоминание о нем «раздражало» брата Шукура, хотя и немного смягчало его:
«О, непослушный! – сказал он. Затем наступила тишина. Изнутри было видно, что он думал о том, что говорил. Но он не ответил. По какой-то причине наш разговор закончился, и я вышел в свой сад.
На следующее утро на День благодарения брат вызвал меня. Когда я выхожу, я задумчиво стою перед бутылкой.
— Сэр! Вы наполнили меня мыслями! И Баходир [Юлдошев] говорил: «Можем ли мы найти другое решение, брат Шукур?» Одна девушка сказала: «Разве мы не сделали Эсана пассивным?» Но «сцена» не выдержала более того. В нем также есть нефть. Теперь пришло время для того, чтобы работа сошла со сцены.
Другая девушка позвонила мне, чтобы поболтать, и:
«Мне нужно подумать об этом!» – сказал он. Но она осталась на сцене, я не знал, сработает ли она на пластинке или нет. Было понятно, что брат Шукюр давно думал над разгадкой шедевра. Позже я рассказал Эшкабилю Шукуру о том, что произошло между нами. Я ходил в смущении, задаваясь вопросом, не причинил ли я вреда этому человеку. Но День благодарения, он же литература, никогда не раскрывал свою печаль, поскольку он был человеком скорби.
ПАМЯТЬ СЫРДАРЬИ
Шукур он же был человеком своеобразного воображения. Когда кто-то хвалит работу или качество или обвиняет его в чем-то, им стыдно. Осман Азим много шутил.
Однажды Умрзак Ульджабоев и Акрам Каттабеков организовали в Сырдарьинском педагогическом институте конференцию, посвященную творчеству Шукура Холмирзаева. Усман Азим, Эркин А'зам, Надир Нормат, камина ─ каждый из нас рассказывал о характерах и качествах адиба. Брат на День благодарения сначала смутился. И тогда он стал прислушиваться. После конференции:
─ Меня сначала смущали и смущали ваши слова. Затем я увидел изображение человека по имени Шукюр Холмирзаев, которое было нарисовано и нечаянно подслушано, как будто вы говорите о другом человеке! – сказал он.
ЛИТЕРАТУРА УМИРАЕТ?..
В первые годы независимости Узбекистана встали вопросы «экономического расчета» и «рыночной экономики», как будто возникла опасность паузы для литературы. Некоторые трудоспособные писатели даже стали издавать свои книги «за свой счет». Затем в прессе разгорелись дебаты на тему: «Умирает ли литература?». Потому что было много разговоров о самоуправлении, господстве денег. Шукур Холмирза был ведущим активистом этой темы. Однажды его интервью-статья была вновь опубликована в газете «Литература и искусство Узбекистана». Я поехал в Дурмон. Произведение было найдено работающим в саду. Когда я проходил мимо сада, по дороге раздался голос: «Слава Богу! Деньги не убивают литературу!» — закричал я. Он сразу понял, что мне пришла в голову идея после прочтения статьи. Он стоял в саду, поднимал руки и молча хлопал в ладоши, и ему аплодировали, а его парень был лишь жестом. Когда брат на День благодарения что-то зажигал или признавал это, он хлопал в ладоши и беззвучно аплодировал. После этого более десяти лет не было опубликовано ни одной книги. Адиб сглотнул свою боль и продолжал упорствовать. Только с 2003 года был издан трехтомный сборник рассказов.
СОСТРАДАТЕЛЬНЫЙ И БЕЗЖАЛОСТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ
Наряду со своей неустанной работой, писатель проводит литературные уроки, выступает с лекциями на Высшем курсе литературы на филологическом факультете Национального университета Узбекистана, считает себя достойным и довольным этим.
Случаи, которые я наблюдал в «Хронике Холмирзы на День благодарения»: он был одновременно сострадательным и безжалостным читателем; Идите на компромисс в пользу хорошей работы, компромисс в пользу плохой работы. Он обладал решимостью и силой доносить свои мысли, стараясь вызвать сочувствие в сердцах окружающих, стараясь вызвать симпатию к талантливым людям. Читая лучшие отрывки из прозы и поэзии, его речь была впечатляющей.
При разговоре он ведет себя на уровне собеседника, он не приходит с высоты, когда собеседник высоко в своем понимании жизни и литературы, он высокий, а если собеседник средний, то он еще и средний. Но когда он говорил с невежественными и глупыми, он явно расстраивался.
«НАШИ ЮЖАНЕ В МУКАХ ВЕСНЫ...»
Мы были бы удивлены, если бы День благодарения, он же День Благодарения, использовал некоторые пословицы в таком месте, в момент реальности. Если вода течет по горлу, они говорят: «Если хочешь хлеба, иди к воде; Когда вода забита, они говорят: «Идите в могилу». Один молодой человек говорил одному из своих учеников: «Когда верблюд состарится, он последует за своим дедом». Когда человек не находил того, что он спрятал, он говорил: «Слепой не сможет вернуть то, что он спрятал».
Следующие поэтические строки были повторены ботом-ботом:
«Абрикос цвел в садах Сурхана, Наши южане бросились в весну...» «Не уходи со своего лба, йор, выйди из моей души, когда я пою, не волнуйся, ты...» Когда из речи брата Шукура прозвучали поэтические отрывки, сила влияния возросла. Например: «Но мне всегда хотелось лучшего времени, У вас есть река, да, по бокам Андижана»,
«В садах Сурхана цвел абрикос,
У нас на заре весны...»
«Не оставляй надписи на своем лбу, ты,
Пусть моя душа выйдет наружу, если я пою, не оборачивайся, дерзкий...»
Когда из речи брата Шукура прозвучали поэтические отрывки, сила влияния возросла. Например:
«Но я хотел хорошо провести время,
Есть ли у вас реки, да, по бокам Андижана?»
«Не оставляй надписи на своем лбу, ты,
Пусть моя душа выйдет наружу, если я пою, не оборачивайся, дерзкий...»
Когда из речи брата Шукура прозвучали поэтические отрывки, сила влияния возросла. Например:
«Но я хотел хорошо провести время,
Есть ли у вас реки, да, по бокам Андижана?»
Деркан делал сильный акцент на фразе «одно хорошее время».
Каждое воспоминание хочет выразить отношение вспоминаемого к своему творению. Однажды, когда я шел в лес и проходил мимо своего бедного сада, Брат на День благодарения окликнул меня из сада.
— Да, не умирай, я дам тебе! – сказал он. На низком столике между двумя гравюрами на дереве в саду стоит журнал «Молодежь». Я видела свои стихи на открытой странице и доводила их до того, чего не видела. При встрече:
— Садитесь, — сказал он, — а я прочитаю стихотворение. Чтение продолжилось:
Божественные горы в движении,
Мертвые долины соляного пиршества.
Тысяча мудрости в искусстве, как леди,
В муке блеска, вечная благодать...
О стихотворении «Юкинув» Шукюр aka задумчивый выразил свое восхищение. Было приятно слышать стихотворение с его языка.
АБДУЛЛА ОРИПОВ ─ АБДУЛЛАЖОН
Шукюр, он же Абдулла Орипов, говорил «Абдулладжан» как перед ним, так и позади него, и его признание и уважение были велики. Он высоко отзывался о Свободном Вахиде. Рауф считал Парфини художником слова. Ибрагиму нравилась беседа Хаккула, и он мог говорить часами. Осман с любовью отзывался об Азиме. Сироджиддин любил Сайида.
Это дало бы удивительные, ясные определения следующему поколению писателей. Некоторые говорили, что их тема хороша, а навыки слабы, некоторые хорошо пишут, но их заголовки не встают на свои места, некоторые говорили, что их предложения застряли «как кирпичи» и ни одного абзаца на одной странице. Он критиковал писателей, которые не знали истории своей родины, не интересовались ею, упускали из виду важные исторические темы. Он не любил насмешек в словесном искусстве. Толстой даже говорил: «Покаяние, лучше, если произведение искусства высмеивает жизнь» («Уединение»).
* * *
В 1991 году ему было присвоено звание Народного писателя Узбекистана, в 2000 году он был награжден орденом Мехната шухрати. Писателя эти вещи больше не интересуют. Я не хочу, чтобы об Адибе писали ложь. Для его определения достаточно самих истин.
«ТВОЯ СЕСТРА ПЛАНЕТА...»
Когда Шукюр говорил о своих сыновьях, он говорил: «Твой брат – Джамшид», «Твой брат – Джахонгир», а когда он говорил о своей дочери, он говорил: «Твоя сестра – Планета». Слова любви и гордости за планету в литературе его литературы, казалось, внушали надежду на конец его произведений. Воистину, он сказал: «Вы собрали мои разрозненные произведения, которые не видели света в течение двадцати лет, и создали сокровище, которого не существовало». На этом брат Шукюр выразил благодарность «дочки няни», свое недовольство ею и благословение своей воли. «Будьте добры к своей матери и поблагодарите ее за то, что она родила такую девочку, как вы», — сказал он. Моя сестра Планета довольна литературой. Шукур Холмирза не унаследовал материальных богатств, но унаследовал остальное свое духовное наследие. Из него стоит такой памятник, что мало кто из ученых обладает таким даром.
Жизнь есть жизнь, и мало кто мог понять ее всем сердцем, за исключением его дочери Планеты, которая сочувствовала ему. На самом деле, он был одинок в жизни, и в литературе одинок. Я думаю, что история об «одиночестве» – это, в то же время, констатация собственного состояния адиба.
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
О Шукуре Холмирзе: «В узбекской литературе после Абдуллы Каххора жанр рассказа поднялся на одну ступеньку выше». Это признание и прославление кажутся мне унизительными. Я думаю, что эта идея родилась из вдумчивого незнания обоих литературных произведений. Шукур Холмирза — писатель из племени беназир, у которого есть своя независимая школа в сюжетной главе. Эта школа также должна быть татисой для новых эпох.
Величие творчества Шукура Холмирзы определяется его темами, философией, современностью, идеями и своеобразным искусством. Он не «привязывал» себя к идеологии того времени. Он разорвал цепи, как мог. Уже в завещании Шукура он ака сказал: «Мои произведения, в частности, мои рассказы, являются новым этапом в узбекской литературе; Объяснение этому следует также спросить у интеллектуалов». Он не пошел по пути обвинения и «избиения» своего народа в инвалидности, он пошел по пути напоминания им об их огромном потенциале, самосознании, самопознании, пробуждении их, подготовке к борьбе и свободе.
Определение «полвека жизни узбекского народа отразилось в творчестве Шукура Холмирзы» также относительно. Его единственный рассказ иногда отражает «историю» века. Почитайте повесть «Правительство», посмотрите трагедию века. Посмотрите на крах системы и общества. «Узавтосаноат» преобразится В рассказе «Улыбка» выясняется, что орден Рыцаря, украшающий грудь верующего человека, только за его предательство и предательство своего народа, своей Родины.
ВЕЧНО БЕСПОЩАДНЫЙ ЗАКОН
История «Хромого журавля» излагает вечный закон жестокости в птичьей жизни. Согласно одному из стихов Корана, «есть существа, которые передвигаются по земле, и птицы, которые машут крыльями своими в небе и живут в обществе, как люди». Но у них другой тип личности. Описывая пренебрежение матери-журавля к своему хромому ребенку, писатель пишет: «Только у этого вида птиц будет свое сострадание. Да, но закон намного превосходит это чувство. Это закон жизни, закон естественной и врожденной потребности оставить потомство и найти здоровое развитие и повторить эту работу своей работы в будущем. Именно поэтому они легко отказываются от своих детей, которые будут баловать потомство и им будет тяжело жить в будущем».
В этот момент выявляется огромная разница между человеком и животным: человек заботится о своем инвалиде и больном ребенке до конца его жизни, следя за тем, чтобы жизнь общества приносила какую-то пользу, умственную и духовную пользу. Закон животных, птиц противоположен этому, это своеобразный жестокий закон.
СЕКРЕТЫ «ОДИНОЧЕСТВА»
«Секретность» своими примерами доказывает, что знаменитые писатели, признанные классиками в мировой литературе, коррумпированы, невинны, захватчики. Лев Толстой писал Достоевскому: «Между добром и злом, умирая, не делая различия между ними» Достоевский, совет которого Александру I.ga был постыдным, безнравственным: «Во что бы то ни стало, надо завоевать Среднюю Азию и Турцию», который отзывался о Достоевском, который «не удержался во время битвы с турками, и скакал на коне своем», «Да здравствует русский царь! Еще один холм турок – наш!» – говорил о молодом Пушкине, который «с любовью описывал русские войска», восклицал: «Кавказ будет нашим», Гоголь, который уже тогда превратил зло и нашествие в идею своего произведения, не высказывался по этому поводу. О Достоевском Толстой говорит: «... он захватчик, сторонник кровопролития, посоветовавший царю поскорее завоевать Среднюю Азию и Турцию» («Уединение»).
Толстой говорит: «Почему бы всем с санкции Божьей не жить свободно, как друзьям друг другу? Нет, так и должно быть, Любовь! В основе всех наших действий должна лежать эта – любовь. И величайшая задача искусства – объединить людей, сделать их братьями».
Опять же, Толстой говорит об Александре II: «Стыдиться – это нормально. Это нормально — стыдиться действий собственного короля, ненавидеть их». Толстой продолжает: «Знаете ли вы, куда видится наваждение духовенства в церкви, где оно сделалось абсолютным рабом государства, царя, служащим противоповстанческой политике наших царей?..».
Далее Толстой говорит: «Слуга Божий никогда не должен сочувствовать кровопролитию, убийству, вторжению в чужие земли, оковам свободных людей». В рассказе узбекского писателя Толстой говорит с искренней человеческой совестью и верой. Таково искреннее сердце Дня Благодарения Холмирза. Это уроки для нас, чтобы мы могли оценить независимость Узбекистана, чтобы мы знали, что такое свобода Родины.
ОТЧАЯНИЕ ДРУГА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГУ
Шукюр Холмирзоев обладал особой духовностью. Эта духовность была обусловлена не декламацией, молитвой и ритуалом, а, на мой взгляд, одиночеством писателя, точнее, его западностью. Наша литературная среда не привыкла к слову «запад», и когда мы говорим «западный», мы часто понимаем человека, потерявшего родину, семью. Нет, тогда как человек может быть странным со своим духовным состоянием даже среди своих родных и близких. «Западность» в данном месте имеет два значения: 1) индивидуальность в собственном таланте; 2) жить отдельно от них по природе творчества, даже если у них есть семья и дети. Как я уже говорил в другом месте, Шукюр был человеком, который отделил себя от всего остального ради непрерывного творчества.
Одной из девушек должны были стать похороны известного в Термезе писателя, покойного Менгзии Сафарова. Это означает, что их близкие хотят сделать пожертвование духу человека, сделав пожертвование духу человека. Я пошел в сад брата Шукура в Дурмане, где он сказал, что смотрит на Термез. Затем он задумчиво сказал: «Можете ли вы поверить мне, я стоял здесь, и здесь, по эту сторону, появился ваш брат Менгзия. Я долго смотрел на него. Он ничего не говорил. Не мечта, правда... Не могу не поехать в Термез, брат..». Спасибо, дух брата Мэнцзо полон надежды. Друг был бы полон надежды...» «Вот что я сказал. Мы, суфии, ценим такое положение дел. Западность дает человеку чувство принадлежности. Я думаю, что духовность брата Шукура была обусловлена его вестернизацией. В самом деле, если великий писатель был единственным среди своих современников со своим талантом и сострадательным трудом, то он был также одинок среди своих собратьев с печалью своего творения. Да пребудет милость Божия над ними обоими.
«МНЕ ВСЕГДА БЫЛО ИНТЕРЕСНО ПРОСТО ПИСАТЬ...»
Сам День Благодарения говорит: «... Мне всегда было просто интересно писать, получать удовольствие от процесса написания. Когда работа вышла в печать, я держал ее в голове полтора дня, а потом она была у меня за плечом...» («Моя бабушка – моя дочь Планета»).
В свои последние дни писатель смотрел на свои произведения глазами инопланетного читателя. В своем последнем письме, то есть в завещании, он писал: «Дитя мое, эти тома — новизна, богатство, и все же эти произведения находят свою ценность в мировой литературе». «У меня нет состояния, мое состояние — это мои пять или десять книг», — сказал он. Итак, «Нана — моя дочь Планета», она сказала: «У меня есть великое наследство от меня», и через свою дочь она предупредила свой народ, людей, которым она доверяла, людей, которых она любила... Таково сердце Дня благодарения Холмирза.
Его душа, вера, искусство, жизнь, идеи, боль, медицина – в его работах. Своей преданностью литературе Шукюр Холмирза показал пример самоотверженности перед Родиной, жил с болью и скорбью страны и закончил свою жизнь за этот народ, за эту Родину.
БЛАГОСЛОВЕННАЯ БОРОДА.
За день до его смерти я купил двухтомник в книжном магазине Ассоциации издательства и печати Шарк. Я много листала, много читала. Я пропустил День благодарения брата, я хотел увидеть, я попросил у одного или двух человек его телефон. «В доме планеты», — сказали они. Я намеревался поехать как можно скорее и посмотреть. На следующее утро пришло известие о его смерти.
Когда мы собирались омыть тело брата Благодарения, я наткнулся на его бороду, которая подходила к его лицу: если бы я был там раньше, я бы благословил его бороду и поднял его сердце, рассказав ему о том, что он делает. Жаль. Сердце подало мне добрый совет: «Поторопись, получи сообщение!», душа меня обманула. Именно это произошло при жизни и смерти трех человек: Не'мат Амина, Шукура Холмирзы, Саида Ахмада.
БАШНЯ НАД ЗАМКАМИ
Я смотрю на него каждый раз, когда прохожу мимо его прекрасного сада в лесу: зимой он покрыт снегом, весной дожди смываются, тюльпаны байсуна цветут, травы цветут все лето, на деревьях закончились плоды, дверца с решеткой открывается и закрывается, каменные коридоры стоят на месте, но хозяина сада не видно. Маленькая худжра смотрит на мир глазами жалости и упрека. Он знает, что превосходит замки. Слава богу, она же она больше не проходит порог. День благодарения брат больше не ведет дорогу к своему дому, своему саду, двору своих друзей, которые внезапно сжали его, День благодарения брат теперь поворачивает дорогу к книжным сердцам.
СТРОКИ ИЗ КНИГИ "СЛОВА МОЕГО СЕРДЦА К ЮНОСТИ"
«Без письма было трудно найти Шукура Холмирзаева. Он был человеком, который пожертвовал собой ради литературы. Оказывается, что требование искусства слова — это тяжелая работа».
«Действительно, жизнь Шукура Холмирзаева прошла при каких-то печальных, неприятных обстоятельствах, мы не можем этого скрыть. Но он, несомненно, был великим писателем. В узбекской литературе его назири не имеет себе равных. На повествовательном отделении он писал бессмертные произведения в соответствии с самыми высокими стандартами мировой литературы. Во всяком случае, он обладал непоколебимой творческой дисциплиной. Все его сознание, его предназначение, его деятельность, его ночи, его дни были направлены только и исключительно на творчество. Я редко видел писателя, который так много работает. Шукюр Холмирзоев, из-за своего сострадания к своему народу, был трудолюбивым писателем, который не испытывал жалости к себе. Его боль ─ народная тоска, идея ─ свобода родины, желание ─ величие нации, профессия ─ жертва своей жизни ради литературы, радость ─ завершение задуманного им дела, кров ─ тесный, низкий, трущобы, помойка, пища ─ его доля денег, простая пища, которую едят беднейшие из бедных. Прежде всего, в нем не было фальсификации его великих идей и целей. Моему сердцу не будет приятно вспоминать в тихих словах великого поэта, отдавшего себя за свой народ в таком нелегком труде! При написании мемуаров необходимо показать его величие, найти его образцовые качества, признать дисциплину железа, вспомнить его величие в жизни Запада. Если вы не можете их найти, оставьте память незаписанной.
Пусть каждый учится у Танкура Холмирзаева любви к Родине, самоотверженности перед народом! В то же время с удовольствием хотел бы напомнить, что преданный своему делу ученый и джуналист Олимжон Ташбаев написал не имеющее аналогов художественное и документальное произведение о Шукюре Холмирзаеве. Эта работа является лучшим примером преданности, сострадания и правдивости. Любой, кто является ребенком коренного народа, должен знать ребенка коренного народа.
2010–2020.
Мирзо КЕНДЖАБЕК,
Молодежный наставник заслуженной молодежи Республики Узбекистан,
Лауреат Международной премии имени Бабура
20.01.2021.
Сегодня
SUN’IY INTELLEKT: TILSHUNOSLAR ENDI NIMA QILADI?
GENERAL VA YOSHLAR UCHRASHUVI
Robot fikrlay oladimi? Yoxud fizikadan 2024-yilgi Nobel mukofoti neyroto‘r kashfiyotchilariga berilgani haqida
Я ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ЯВЛЯЮСЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ ФЕРМЫ! Или я соглашусь на эту зарплату!
ПОГОДА
0 C
Курсы валют
Центральный банк