Мухитдин Рахимов: мастер, ученый, наставник

Культурная страничка Мухитдин Рахимов: мастер, ученый, наставник
35

В конференц-зале Академии художеств Узбекистана состоялась презентация книги-альбома «Мухитдин Рахимов: мастер, ученый, наставник», посвященной 120-летию со дня рождения выдающегося узбекского керамиста, народного художника Узбекистана, лауреата Государственной премии имени Хамзы, ученого, педагога и общественного деятеля. В издании представлены фотографии из семейного архива, а также уникальные образцы керамики из музейных и частных коллекций, раскрывающие жизнь и творческий путь мастера.


Председатель Академии художеств, народный художник Узбекистана, академик Акмаль Нуриддинов подчеркнул, что династия Рахимовых — одна из наиболее известных в стране, на протяжении более двух столетий сохраняющая традиции декоративно-прикладного искусства. К юбилейной дате академия организовала научно-теоретическую конференцию и персональные выставки мастера. На доме, где Рахимов долгие годы жил и работал, установлена мемориальная доска и скульптурная композиция «Аллегория керамики».

Мухитдин Рахимов родился в 1903 году в ташкентской махалле Чакар, издавна славившейся как квартал гончаров. С семи лет он обучался мастерству у своего деда. После окончания художественно-кустарной школы в Ташкенте по рекомендации художника и педагога Вячеслава Розвадовского Рахимов вместе с группой народных мастеров отправился в Москву, где в течение шести месяцев участвовал в оформлении первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

В 1924–1926 годах он учился на силикатном факультете Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева, а затем, в 1927–1929 годах, продолжил образование в Государственном керамическом институте в Ленинграде. Этот период стал важным этапом формирования его профессионального стиля.

Вернувшись в Узбекистан в 1929 году, Рахимов открыл цех «Красный керамист» и сотрудничал с ташкентским гончаром Турабом Миралиевым в учебно-производственном комбинате художественной промышленности.

Искусствовед, кандидат философских наук Эльмира Ахмедова отмечает, что на Ленинградском фарфоровом заводе мастер создал свои первые работы в бело-синей гамме, три из которых сохранились в семейной коллекции. На одном из блюд представлен растительно-цветочный орнамент в стиле ислими, на другом — стилизованные элементы архитектурных памятников, в реставрации которых Рахимов участвовал в 1930-е годы. Третье блюдо выполнено в сине-голубой палитре: в центре изображена виноградная лоза, а по бордюру — стилизованные коробочки хлопка. Этот орнамент, впервые примененный мастером, впоследствии получил широкое распространение в массовом фарфоре, став одним из узнаваемых символов узбекской керамики.

Мухитдин Рахимов был универсальным мастером: косагаром (создателем плоскостных форм — блюд, тарелок, чаш) и кузагаром (автором вертикальных сосудов — кувшинов и ваз). Его ученик Махмуджон Муллажонов вспоминает, что мастер свободно наносил узоры от руки, используя кистевую и тонкую контурную роспись по ангобированному фону. Он был виртуозным формовщиком, блестящим гончаром, тонким орнаменталистом и изысканным колористом.

Известный российский искусствовед Юрий Халаминский, многолетний друг мастера, отмечал: «Рахимов всегда внимательно изучал опыт других мастеров. Из Шахрисабза он привез простые кисти, в Туркмении его вдохновила форма стройной терракотовой вазы, а Муса Исмаилов поделился с ним рецептом редкой глазури».

Опираясь на многовековые традиции, Рахимов воспринимал народное искусство как единство духовных и эстетических начал. Со временем многие его мотивы и композиции обрели авторский характер и стали узнаваемыми — «рахимовскими». Среди них — сочетание растительных орнаментов с изображениями животных и птиц, а также назидательные надписи: коранические аяты и благопожелания, выполненные арабской каллиграфией черной краской на белом, синем и желтом фоне.

«Я представляю четвертое поколение династии Рахимовых. В нашей семье знания передаются от поколения к поколению. Моим наставником был дедушка Акбар Рахимов. Мы продолжаем работать в направлениях, в которых трудился наш прадед Мухитдин Рахимов: возрождаем старинные техники, изучаем археологические находки», — говорит правнук мастера Шохрух Рахимов.

Мухитдин Рахимов активно участвовал в выставках, в поездках по гончарным центрам страны, встречался с народными мастерами, участвовал в археологических и искусствоведческих экспедициях, изучая традиционные приемы керамического искусства.

На презентации заслуженный деятель искусств Узбекистана Акбар Рахимов отметил, что изделия, созданные его отцом, хранятся во многих музеях Узбекистана, Москвы и Санкт-Петербурга, а также в частных коллекциях. «В нашем семейном архиве сохранилось свыше ста блокнотов, путевых тетрадей, отчетов и записей полевых работ. Многие из них еще ждут исследования и публикации», — подчеркнул он.

Мухитдин Рахимов, как выдающийся представитель династии, оказал значительное влияние на формирование современного направления узбекской художественной керамики.

Гульбахор ШЕРАЛИЕВА.

Фото автора и из интернета.

Article Author

Гульбахор ШЕРАЛИЕВА

Гульбахор ШЕРАЛИЕВА

Культурная страничка

Tags

  • #Ustoz

Share