Развитие устной речи у студентов технических вузов

Педагогический поиск Развитие устной речи у студентов технических вузов
45

На занятиях русского языка посредством несложных вопросов с элементами «мозгового штурма» можно определить уровень владения устной речью студентами, для которых русский язык является неродным.

В настоящее время задачей русоведов является повышение уровня владения устной речью. К сожалению, некоторые студенты в технических вузах имеют в этом плане проблемы, что выражается в неумении правильно прочитать текст, поставить ударение в словах, без ошибок употребить гласные в корнях слов и воспроизвести наизусть текст или его отрывок.

Устная речь характеризуется лексико-грамматическими особенностями, которые обусловлены различными методами и путями ее развития: прослушивание публичных выступлений, аудиозаписей, умение задавать вопросы и правильно давать ответы, использование в речи прилагательных, употребление синонимичных слов, проведение ролевых игр, включение диалогов, репортажей, использование фразеологического словаря, развитие воображения и т.д.

Девизом учебных занятий мы взяли лаконичную фразу: «Говорим легко и правильно». Несмотря на то, что в вузе обучается молодежь, имеющая соответствующую школьную базу, начинаю с работы над произношением, ритмом, интонацией, так как большинство студентов допускают нарушения звукопроизношения, в употреблении предлогов, окончаний, порядке слов, составлении синтаксических конструкций. Несформированность этих процессов приводит к ошибкам в устной речи.

Существует множество способов преодолеть ошибки в речи: чтение художественной литературы, прослушивание аудиокниг, постоянная тренировка, практика, развитие воображения. Полезно следить за своей речью, иметь под рукой фразеологический словарь, украшать речь прилагательными, учиться задавать интересные вопросы, смотреть и слушать публичные выступления, играть в логические игры типа «Табу»: объяснить то или иное слово, не называя его (например: самое многолетнее дерево с продолжительностью жизни более 1 000 лет, растущее в Азербайджане, Армении, Италии, на восточном побережье и некоторых островах (чинара, платан)). Таким образом можно формировать эффективные способы действий.

При прохождении темы «Грамматические (синтаксические) нормы русского языка. Нормы согласования и управления» обращаю особое внимание на правильность использования порядка слов в согласовании, управлении и примыкании, от которых во многом зависит речевая выразительность. В решении этих задач прибегаю к таким заданиям, как определение способа связи на основе составленных зависимых имен существительных: читать…, чтение…, читающий…; интересоваться…, интерес…, интересно…, способность…, способный…, готовый…, дом…, дорога…, а также словосочетаний, общеупотребляемых в профессии: нефтяная…, бурение…, газовое..., разведать, переработка…, развивать…

При прохождении данной темы студентам предоставляется возможность вспомнить и тему «Наречие», где с помощью подходящих наречий они определяют способ связи:

1. Езда…, прыжки…, поездка…, ехавший…, посмотрев…, напишу…, пробурив…, используется…, не знали..., оценивать…, развито….

2. Определите способ связи: сообщил в редакцию, срочно сообщил, напишу статью, прямая дорога, прочитал лекцию, разговаривать громко, добрый к сыну, слишком добрый, выбегающий подросток, десятый дом, три брата.

3. Задание, обусловленное определением способа связи и составлением синтаксических конструкций, связанных по содержанию с будущей профессией: с данными словосочетаниями составьте предложения на тему «Нефть».

Известный человечеству, добывали ее, использовали нефть, используется в производстве, важное свойство, большое значение.

4. Знание темы «Глагол» также поможет правильно составить словосочетания и определить способ подчинительной связи: основываться…, опираться…, указывать…, говорить…, рассуждать..., бороться…, стоять…

Ошибки, как в устной, так и письменной речи, допускаются в случаях неверного выбора падежа (обеспечить дома достаточным количеством тепла), неверного выбора предлога и падежной формы (для определения поиска и исследований), подмена предложного управления беспредложным (отличать что? от чего?), при наличии общего зависимого слова (надеяться на улучшение, верить в улучшение).

Часто студенты затрудняются и допускают ошибки в предложном и беспредложном управлении: руководство (кем? чем?) заводом, руководство (чего?) отдела, заинтересованный (в чем?) в сотрудничестве, нефть идет (на что?) на переработку, ориентироваться (по местности) по лесной тропинке, ориентироваться на Восток. Достаточно уязвимыми в речи являются употребление предлогов в и на: опыт сказался в его работе, отсутствие опыта сказывается на темпах; Д.п.: машина удовлетворяет всем требованиям технической безопасности; В.п.: исполнить чьи-либо желания, просьбы, задания; директор завода удовлетворил все наши требования.

При управлении главное слово определяет форму зависимого. Ошибки при этом могут быть разные: возмутиться ее речам — возмутиться ее речами, любоваться на пейзаж — любоваться пейзажем, избегать ответственность — избегать ответственности, участвовать в соревнование — участвовать в соревновании, касаться до решения проблемы — касаться решения проблемы.

Наблюдаются нарушения в речи в примерах управления в словосочетании с производным предлогом (согласно распоряжения директора были составлены новые планы — согласно (чему?) распоряжению, подруга интересуется о моем здоровье (сущ+ зависимое слово) — подруга интересуется моим здоровьем, надо срочно оплатить по счетам (глагол+зависимое слово) — оплатить счета), а также в беспредложных конструкциях (оплатить проезд, оплатить труд рабочих. оплатить расходы по командировке, проехать остановку, купить хлеб).

Наблюдения показывают, что ошибки в устной речи допускаются при употреблении предлогов в и на (ехать в поезде, ехать на поезде; работать в поле, работать на поле; слезы в глазах, слезы на глазах; корабли в море, корабли на море), словосочетаний с личным местоимением 3-го лица (скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам), но скучаем по бабушке, по детям, по родителям).

Профессионально-ориентированный подход к преподаванию в техническом вузе является основополагающим. Знание русского языка, как коммуникативной дисциплины, помогает студентам овладеть специальными компетенциями, многопланово расширить свой профессиональный кругозор. Недостаточная лингвистическая подготовка может стать серьезной причиной невыполнения в будущем должностных обязанностей. Доказано, что в условиях формирования рыночной экономики это обстоятельство становится фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность специалистов технического вуза, где дисциплина «Русский язык» должна отвечать велениям времени.

Часто мы слышим от студентов о том, что они могут говорить, общаться, знают термины, понятия. А изъясняться, выступать, резюмировать, докладывать, оспаривать мнение, комментировать? Безусловно, возникают затруднения. Это все виды речевой деятельности, занимающие важное место в профессиональной деятельности, где особое внимание должно быть уделено практическому использованию знаний о языке. Языковая безграмотность студентов технических вузов должна быть своевременно предупреждена. Имеются в виду специфика общения как особый вид взаимодействия людей, особенности грамотной речи с учетом стилистики современного русского языка, правил составления текста, в том числе научного, официально-делового, публицистического.

К основным приемам и речевым упражнениям относится создание на занятии атмосферы, побуждающей к диалогическому общению, обмену мыслями. Предлагаю студентам следующую тематику диалогов: «Значение нефтегазовой отрасли в современном мире», «Поговорим о первых коучингах нефтегазовой отрасли», «Развитие нефтегазовой отрасли в Узбекистане». Диалог на занятиях — это не самоцель. Поэтому при подготовке к такой работе необходимо выполнить ряд домашних заданий: собрать материал по указанной теме, систематизировать имеющийся материал, выделить главную идею темы диалога, произвести подбор языковых средств, составить план выступления, интересные вопросы. В результате обучения диалогической речи у студентов вырабатываются важные умения обмениваться мнениями, подхватывать и развивать мысль, высказанную собеседником, возражать, доказывать свою точку зрения.

Наряду с этим практикуется составление монолога в различных формах — сообщение, описание, рассуждение, повествование, где важны правильное произношение слова, обогащение словарного запаса, накопление языкового материала, умение конструировать связную речь. Монологическая речь должна содержать элементы проблемного характера, передавать не только информацию, но и аргументировать, предоставлять различные факты, аннотировать и рецензировать какой-либо материал. Речевое общение дает возможность приобщаться к миру культуры, искусства, литературы.

При прохождении темы «Стили речи» важно, чтобы студенты знали о необходимости их использования в практике будущей профессиональной деятельности.  Существует немало методов для восприятия текста с помощью изученных тем, его аналитических особенностей. Многофункциональный метод «Синквейн» известен в методике обучения как закрепляющий знание текста, а также по таким темам, как существительное, прилагательное, глагол, кроме этого участвует в формировании навыков креативного мышления.

Например, синквейн при работе над текстом

«Значение нефти и газа»:

1. Нефть (существительное, главное слово в тексте).

2. Нефтехимический синтез, горючее ископаемое, основной источник (прил.+сущ., в данном случае можно только прилагательное).

3. Называют, содержит, является (наиболее употребляемые глаголы).

4. Нефть называют основным источником энергии и тепла (наиболее значимое предложение).

5. Черное золото (синонимичное слово, или СС).

Работа по формированию навыков говорения, диалогической речи может быть продолжена методом проекта, презентации, в ходе дискуссии, конференции, круглого стола. Методы и виды работ по мере системного подхода могут быть выбраны самими студентами.

Для творческого использования навыков устной речи эффективен метод проектной работы, или презентация. К примеру, в проектной работе по тексту «Нефть и газ как сырье для нефтехимической промышленности» работают 3 группы студентов: «Полимеры», «Пластмассы» и «Синтетические волокна». Они изучают, исследуют и закрепляют общую проблему и представляют результат в виде презентации, акцентируя внимание на новые факты, которые не оговариваются в изучаемом тексте. В данном случае выявляется подготовка студентов к знаниям специфики выбранной профессии, где теоретическое вооружение необходимо не меньше практического.

Таким образом, данные виды работы помогают студентам овладеть всеми видами речевой деятельности и специальными компетенциями и в целом способствуют практическому использованию знаний о языке, что повысит профессиональный уровень будущего специалиста как конкурентноспособной личности, имеющей высокий рейтинг в системе социальных ценностей и современных производственных отношений.

Гетта КИМ,

преподаватель Филиала РГУ нефти и газа

имени И.М.Губкина в городе Ташкенте.

Maqola muallifi

Гетта КИМ

Гетта КИМ

Педагогический поиск

Teglar

  • #образование
  • #Talaba
  • #Filologiya

Ulashish