Дай мне сделать — я пойму
В Русском доме в Ташкенте состоялся итоговый семинар
Школы педагогов-тренеров по РКИ «Nota Terra». Интересными методиками поделились
участники Форума учителей и преподавателей русского языка и литературы из стран
СНГ, прошедшего в столице Армении.
Так как мероприятие в рамках школы было последним в этом
году, итоги работы подвела координатор образовательных программ Ирина Сульжина,
которая отметила, в Узбекистане очень дружное педагогическое комьюнити. Только
у группы «Nota Terra» более 180 участников. Наличие большого количества активных
и стремящихся к повышению квалификации учителей Ирина Владимировна назвала
«узбекистанским чудом» и выразила благодарность за проделанную сложную и
глубокую работу, подчеркнув, что время, уделенное педагогами на саморазвитие,
важно для страны. Подготовленность и заинтересованность наших учителей отметили
также российские ученые-лингвисты, выступавшие на прошедших недавно «Ушаковских
чтениях».
Открыл рабочую часть семинара старший преподаватель
кафедры русского литературоведения Национального государственного университета
имени Мирзо Улугбека Алексей Ротанов. Он рассказал о приемах развития навыка
чтения на уровнях «А2» и «В1», отметив, что предложенные им задания подходят и
для носителей языка, так как зачастую школьники даже в 5 классе не имеют достаточных
навыков осмысленного чтения и пересказа. Развить их помогут упражнения по
работе с тестом. Например, подобрать логическое продолжение предложения из
предложенных вариантов или вставить слова вместо пропусков (на уровне «А2» их
нужно давать учащимся в правильной грамматической форме). Несмотря на возможные
ошибки, важно похвалить учащегося. Также можно дать задание по сборке текста из
5-6 частей с последующим пересказом и выделением основной мысли.
Уровень «В1» предполагает достаточную скорость чтения, а
на «В2» она должна быть приближена к скорости носителя. Объем текста при этом увеличивается с 600
слов до 800–1 000. На этих уровнях отдельное внимание уделяется грамматике и
можно вводить в материал до 15 % новой лексики.
Полезными упражнениями для учащихся могут стать изменение
лица глагольных форм с 1-го на 3-е (с «я» на «он»), формулировка собственного
мнения (согласен ли с автором), развернутые ответы на вопросы по тексту. Алексей Николаевич подчеркнул, что
приемы отработаны в течение 1,5 лет на учащихся и показали хорошие результаты.
Роль искусственного интеллекта в процессе преподавания
РКИ раскрыл в своем выступлении доцент кафедры русского языка университета
«Alfraganus» Темур Дилшодбеков. ИИ пока не стал серьезным участником учебного
процесса, но его вполне можно использовать для дополнительных и самостоятельных
заданий, что поможет охватить аудиторию полностью. Ведь в классе или среди
студентов всегда есть ученики разного уровня знаний: начального, среднего и
высокого. Обычно активно участвуют в обучении вторые, первые могут не все
понимать, а последние — скучать. Задания ИИ возможно подобрать с учетом уровня
знаний. То, что человек делает сам, остается с ним навсегда. Известное
изречение гласит: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне
сделать — и я пойму». Лектор предложил использовать для уровня «А» чат-боты,
для «В» — электронные учебники, для «С» — veb-сайты и дал для этого ссылки на
полезные инструменты в интернете.
Например, BotFather, главный сервис в Telegram, через который
происходит регистрация всех пользовательских ботов. Или измеритель хронометража
текста — textomer.ru, разработанный Институтом русского языка имени Пушкина. Он
облегчит труд преподавателя по определению уровня сложности текста, выделению
ключевых слов, поиску лексики, отсутствующей в лексических минимумах и др. А
сайт twee.com предлагает создать вопросы для любого видео YouTube всего за
несколько секунд, а также диалоги, истории, письма или статьи на любую тему и
для любого уровня, вопросы с несколькими вариантами ответов, утверждения
«Верно/неверно» и др. Его можно использовать для работы со всем классом или
отдельными учащимися. При этом нельзя забывать, что говорение и письмо требует
обратной связи педагога, поэтому ИИ не стоит активно использовать в развитии
этих навыков. Зато знания лексики, грамматики и другие отлично подойдут для
проверки цифровым разумом.
Коммуникативную методику, которая развивает в первую
очередь говорение и аудирование, представила на семинаре педагог Камила Жумаева
из университета «Alfraganus». Дело в том, что естественное изучение языка (как
это происходит у детей) начинается с устной формы. Они слышат, пытаются
повторить, говорят, только потом учатся читать и писать. Когда мы изучаем
иностранный язык, все происходит с точностью до наоборот. И не всегда результат
такой методики положительный. Поэтому в обучении важно найти золотую середину
между познанием грамматики и активной коммуникацией. В развитии устной речи
помогут игры. Это ролевая игра «В аптеке», когда участники общаются в процессе
продажи лекарств, рассказывая о назначении, инструкции применения и т.д. В игре
«Немое кино» нужно озвучить ролик, а потом послушать оригинальный вариант. А
задание «Музыкальный диктант» предполагает, что участники правильно вставят в текст
песни слова, замененные изображениями. В зависимости от уровня подготовленности
аудитории песню можно прослушать до диктанта или после.
После семинара Камила Бобировна поделилась впечатлениями
от поездки в Армению: «Мы удостоились чести стать участниками форума в Ереване.
Он назывался «Русский язык без границ: наследие А.С.Пушкина и пушкинские
традиции в русской литературе», проходил 26-28 ноября и был организован
Россотрудничеством, Национальным исследовательским Нижегородским
государственным университетом имени Н.И.Лобачевского при участии Минобрнауки РФ
и поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики
Армения. Для нас, молодых преподавателей, большое значение имеет обмен опытом.
Там мы познакомились и пообщались с коллегами из стран СНГ и выступили сами.
Была организована культурная программа, в последний день — мастер-классы по
преподаванию русского языка и литературы в ереванской школе №8 имени Пушкина.
Все участники форума получили сертификаты».
Участники семинара в Русском доме также получили
сертификаты, а еще подарки — учебные пособия по преподаванию РКИ.
М.НИКОЛЕНКО.
Фото из архива Россотрудничества.
Today
Волонтеры укрепляют дружбу
Коллаборации и партнерство: новый тренд развития
Волшебная солнечная кисть художника
Дай мне сделать — я пойму
WEATHER
0 C
Tashkent
Currency Rates
Central Bank