Дай мне сделать — я пойму

Образование всегда и везде Дай мне сделать — я пойму
32

В Русском доме в Ташкенте состоялся итоговый семинар Школы педагогов-тренеров по РКИ «Nota Terra». Интересными методиками поделились участники Форума учителей и преподавателей русского языка и литературы из стран СНГ, прошедшего в столице Армении.

 

Так как мероприятие в рамках школы было последним в этом году, итоги работы подвела координатор образовательных программ Ирина Сульжина, которая отметила, в Узбекистане очень дружное педагогическое комьюнити. Только у группы «Nota Terra» более 180 участников. Наличие большого количества активных и стремящихся к повышению квалификации учителей Ирина Владимировна назвала «узбекистанским чудом» и выразила благодарность за проделанную сложную и глубокую работу, подчеркнув, что время, уделенное педагогами на саморазвитие, важно для страны. Подготовленность и заинтересованность наших учителей отметили также российские ученые-лингвисты, выступавшие на прошедших недавно «Ушаковских чтениях».

Открыл рабочую часть семинара старший преподаватель кафедры русского литературоведения Национального государственного университета имени Мирзо Улугбека Алексей Ротанов. Он рассказал о приемах развития навыка чтения на уровнях «А2» и «В1», отметив, что предложенные им задания подходят и для носителей языка, так как зачастую школьники даже в 5 классе не имеют достаточных навыков осмысленного чтения и пересказа. Развить их помогут упражнения по работе с тестом. Например, подобрать логическое продолжение предложения из предложенных вариантов или вставить слова вместо пропусков (на уровне «А2» их нужно давать учащимся в правильной грамматической форме). Несмотря на возможные ошибки, важно похвалить учащегося. Также можно дать задание по сборке текста из 5-6 частей с последующим пересказом и выделением основной мысли.

Уровень «В1» предполагает достаточную скорость чтения, а на «В2» она должна быть приближена к скорости носителя.  Объем текста при этом увеличивается с 600 слов до 800–1 000. На этих уровнях отдельное внимание уделяется грамматике и можно вводить в материал до 15 % новой лексики.

Полезными упражнениями для учащихся могут стать изменение лица глагольных форм с 1-го на 3-е (с «я» на «он»), формулировка собственного мнения (согласен ли с автором), развернутые ответы на вопросы по  тексту. Алексей Николаевич подчеркнул, что приемы отработаны в течение 1,5 лет на учащихся и показали хорошие результаты.

Роль искусственного интеллекта в процессе преподавания РКИ раскрыл в своем выступлении доцент кафедры русского языка университета «Alfraganus» Темур Дилшодбеков. ИИ пока не стал серьезным участником учебного процесса, но его вполне можно использовать для дополнительных и самостоятельных заданий, что поможет охватить аудиторию полностью. Ведь в классе или среди студентов всегда есть ученики разного уровня знаний: начального, среднего и высокого. Обычно активно участвуют в обучении вторые, первые могут не все понимать, а последние — скучать. Задания ИИ возможно подобрать с учетом уровня знаний. То, что человек делает сам, остается с ним навсегда. Известное изречение гласит: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Лектор предложил использовать для уровня «А» чат-боты, для «В» — электронные учебники, для «С» — veb-сайты и дал для этого ссылки на полезные инструменты в интернете.

Например, BotFather, главный сервис в Telegram, через который происходит регистрация всех пользовательских ботов. Или измеритель хронометража текста — textomer.ru, разработанный Институтом русского языка имени Пушкина. Он облегчит труд преподавателя по определению уровня сложности текста, выделению ключевых слов, поиску лексики, отсутствующей в лексических минимумах и др. А сайт twee.com предлагает создать вопросы для любого видео YouTube всего за несколько секунд, а также диалоги, истории, письма или статьи на любую тему и для любого уровня, вопросы с несколькими вариантами ответов, утверждения «Верно/неверно» и др. Его можно использовать для работы со всем классом или отдельными учащимися. При этом нельзя забывать, что говорение и письмо требует обратной связи педагога, поэтому ИИ не стоит активно использовать в развитии этих навыков. Зато знания лексики, грамматики и другие отлично подойдут для проверки цифровым разумом.

Коммуникативную методику, которая развивает в первую очередь говорение и аудирование, представила на семинаре педагог Камила Жумаева из университета «Alfraganus». Дело в том, что естественное изучение языка (как это происходит у детей) начинается с устной формы. Они слышат, пытаются повторить, говорят, только потом учатся читать и писать. Когда мы изучаем иностранный язык, все происходит с точностью до наоборот. И не всегда результат такой методики положительный. Поэтому в обучении важно найти золотую середину между познанием грамматики и активной коммуникацией. В развитии устной речи помогут игры. Это ролевая игра «В аптеке», когда участники общаются в процессе продажи лекарств, рассказывая о назначении, инструкции применения и т.д. В игре «Немое кино» нужно озвучить ролик, а потом послушать оригинальный вариант. А задание «Музыкальный диктант» предполагает, что участники правильно вставят в текст песни слова, замененные изображениями. В зависимости от уровня подготовленности аудитории песню можно прослушать до диктанта или после.

После семинара Камила Бобировна поделилась впечатлениями от поездки в Армению: «Мы удостоились чести стать участниками форума в Ереване. Он назывался «Русский язык без границ: наследие А.С.Пушкина и пушкинские традиции в русской литературе», проходил 26-28 ноября и был организован Россотрудничеством, Национальным исследовательским Нижегородским государственным университетом имени Н.И.Лобачевского при участии Минобрнауки РФ и поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армения. Для нас, молодых преподавателей, большое значение имеет обмен опытом. Там мы познакомились и пообщались с коллегами из стран СНГ и выступили сами. Была организована культурная программа, в последний день — мастер-классы по преподаванию русского языка и литературы в ереванской школе №8 имени Пушкина.

Все участники форума получили сертификаты».

Участники семинара в Русском доме также получили сертификаты, а еще подарки — учебные пособия по преподаванию РКИ.

М.НИКОЛЕНКО.

Фото из архива Россотрудничества.

Article Author

Марина НИКОЛЕНКО

Марина НИКОЛЕНКО

Образование всегда и везде

Tags

  • #образование
  • #Подростки

Share