Дай мне сделать — я пойму

В Русском доме в Ташкенте состоялся итоговый семинар
Школы педагогов-тренеров по РКИ «Nota Terra». Интересными методиками поделились
участники Форума учителей и преподавателей русского языка и литературы из стран
СНГ, прошедшего в столице Армении.
Так как мероприятие в рамках школы было последним в этом
году, итоги работы подвела координатор образовательных программ Ирина Сульжина,
которая отметила, в Узбекистане очень дружное педагогическое комьюнити. Только
у группы «Nota Terra» более 180 участников. Наличие большого количества активных
и стремящихся к повышению квалификации учителей Ирина Владимировна назвала
«узбекистанским чудом» и выразила благодарность за проделанную сложную и
глубокую работу, подчеркнув, что время, уделенное педагогами на саморазвитие,
важно для страны. Подготовленность и заинтересованность наших учителей отметили
также российские ученые-лингвисты, выступавшие на прошедших недавно «Ушаковских
чтениях».
Открыл рабочую часть семинара старший преподаватель
кафедры русского литературоведения Национального государственного университета
имени Мирзо Улугбека Алексей Ротанов. Он рассказал о приемах развития навыка
чтения на уровнях «А2» и «В1», отметив, что предложенные им задания подходят и
для носителей языка, так как зачастую школьники даже в 5 классе не имеют достаточных
навыков осмысленного чтения и пересказа. Развить их помогут упражнения по
работе с тестом. Например, подобрать логическое продолжение предложения из
предложенных вариантов или вставить слова вместо пропусков (на уровне «А2» их
нужно давать учащимся в правильной грамматической форме). Несмотря на возможные
ошибки, важно похвалить учащегося. Также можно дать задание по сборке текста из
5-6 частей с последующим пересказом и выделением основной мысли.
Уровень «В1» предполагает достаточную скорость чтения, а
на «В2» она должна быть приближена к скорости носителя. Объем текста при этом увеличивается с 600
слов до 800–1 000. На этих уровнях отдельное внимание уделяется грамматике и
можно вводить в материал до 15 % новой лексики.
Полезными упражнениями для учащихся могут стать изменение
лица глагольных форм с 1-го на 3-е (с «я» на «он»), формулировка собственного
мнения (согласен ли с автором), развернутые ответы на вопросы по тексту. Алексей Николаевич подчеркнул, что
приемы отработаны в течение 1,5 лет на учащихся и показали хорошие результаты.
Роль искусственного интеллекта в процессе преподавания
РКИ раскрыл в своем выступлении доцент кафедры русского языка университета
«Alfraganus» Темур Дилшодбеков. ИИ пока не стал серьезным участником учебного
процесса, но его вполне можно использовать для дополнительных и самостоятельных
заданий, что поможет охватить аудиторию полностью. Ведь в классе или среди
студентов всегда есть ученики разного уровня знаний: начального, среднего и
высокого. Обычно активно участвуют в обучении вторые, первые могут не все
понимать, а последние — скучать. Задания ИИ возможно подобрать с учетом уровня
знаний. То, что человек делает сам, остается с ним навсегда. Известное
изречение гласит: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне
сделать — и я пойму». Лектор предложил использовать для уровня «А» чат-боты,
для «В» — электронные учебники, для «С» — veb-сайты и дал для этого ссылки на
полезные инструменты в интернете.
Например, BotFather, главный сервис в Telegram, через который
происходит регистрация всех пользовательских ботов. Или измеритель хронометража
текста — textomer.ru, разработанный Институтом русского языка имени Пушкина. Он
облегчит труд преподавателя по определению уровня сложности текста, выделению
ключевых слов, поиску лексики, отсутствующей в лексических минимумах и др. А
сайт twee.com предлагает создать вопросы для любого видео YouTube всего за
несколько секунд, а также диалоги, истории, письма или статьи на любую тему и
для любого уровня, вопросы с несколькими вариантами ответов, утверждения
«Верно/неверно» и др. Его можно использовать для работы со всем классом или
отдельными учащимися. При этом нельзя забывать, что говорение и письмо требует
обратной связи педагога, поэтому ИИ не стоит активно использовать в развитии
этих навыков. Зато знания лексики, грамматики и другие отлично подойдут для
проверки цифровым разумом.
Коммуникативную методику, которая развивает в первую
очередь говорение и аудирование, представила на семинаре педагог Камила Жумаева
из университета «Alfraganus». Дело в том, что естественное изучение языка (как
это происходит у детей) начинается с устной формы. Они слышат, пытаются
повторить, говорят, только потом учатся читать и писать. Когда мы изучаем
иностранный язык, все происходит с точностью до наоборот. И не всегда результат
такой методики положительный. Поэтому в обучении важно найти золотую середину
между познанием грамматики и активной коммуникацией. В развитии устной речи
помогут игры. Это ролевая игра «В аптеке», когда участники общаются в процессе
продажи лекарств, рассказывая о назначении, инструкции применения и т.д. В игре
«Немое кино» нужно озвучить ролик, а потом послушать оригинальный вариант. А
задание «Музыкальный диктант» предполагает, что участники правильно вставят в текст
песни слова, замененные изображениями. В зависимости от уровня подготовленности
аудитории песню можно прослушать до диктанта или после.
После семинара Камила Бобировна поделилась впечатлениями
от поездки в Армению: «Мы удостоились чести стать участниками форума в Ереване.
Он назывался «Русский язык без границ: наследие А.С.Пушкина и пушкинские
традиции в русской литературе», проходил 26-28 ноября и был организован
Россотрудничеством, Национальным исследовательским Нижегородским
государственным университетом имени Н.И.Лобачевского при участии Минобрнауки РФ
и поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики
Армения. Для нас, молодых преподавателей, большое значение имеет обмен опытом.
Там мы познакомились и пообщались с коллегами из стран СНГ и выступили сами.
Была организована культурная программа, в последний день — мастер-классы по
преподаванию русского языка и литературы в ереванской школе №8 имени Пушкина.
Все участники форума получили сертификаты».
Участники семинара в Русском доме также получили
сертификаты, а еще подарки — учебные пособия по преподаванию РКИ.
М.НИКОЛЕНКО.
Фото из архива Россотрудничества.
Сегодня
Природа полна чудес
Три десятилетия уверенного движения вперед
Школа, где начинается большое будущее
Открыть для учеников мир русской культуры
ПОГОДА

0 C
Tashkent
Курсы валют
Центральный банк