Развитие устной речи у студентов технических вузов

На занятиях русского языка посредством несложных вопросов
с элементами «мозгового штурма» можно определить уровень владения устной речью
студентами, для которых русский язык является неродным.
В настоящее время задачей русоведов является повышение
уровня владения устной речью. К сожалению, некоторые студенты в технических
вузах имеют в этом плане проблемы, что выражается в неумении правильно
прочитать текст, поставить ударение в словах, без ошибок употребить гласные в
корнях слов и воспроизвести наизусть текст или его отрывок.
Устная речь характеризуется лексико-грамматическими
особенностями, которые обусловлены различными методами и путями ее развития:
прослушивание публичных выступлений, аудиозаписей, умение задавать вопросы и
правильно давать ответы, использование в речи прилагательных, употребление
синонимичных слов, проведение ролевых игр, включение диалогов, репортажей,
использование фразеологического словаря, развитие воображения и т.д.
Девизом учебных занятий мы взяли лаконичную фразу:
«Говорим легко и правильно». Несмотря на то, что в вузе обучается молодежь,
имеющая соответствующую школьную базу, начинаю с работы над произношением,
ритмом, интонацией, так как большинство студентов допускают нарушения
звукопроизношения, в употреблении предлогов, окончаний, порядке слов,
составлении синтаксических конструкций. Несформированность этих процессов
приводит к ошибкам в устной речи.
Существует множество способов преодолеть ошибки в речи:
чтение художественной литературы, прослушивание аудиокниг, постоянная
тренировка, практика, развитие воображения. Полезно следить за своей речью,
иметь под рукой фразеологический словарь, украшать речь прилагательными,
учиться задавать интересные вопросы, смотреть и слушать публичные выступления,
играть в логические игры типа «Табу»: объяснить то или иное слово, не называя
его (например: самое многолетнее дерево с продолжительностью жизни более 1 000
лет, растущее в Азербайджане, Армении, Италии, на восточном побережье и
некоторых островах (чинара, платан)). Таким образом можно формировать
эффективные способы действий.
При прохождении темы «Грамматические (синтаксические)
нормы русского языка. Нормы согласования и управления» обращаю особое внимание
на правильность использования порядка слов в согласовании, управлении и
примыкании, от которых во многом зависит речевая выразительность. В решении
этих задач прибегаю к таким заданиям, как определение способа связи на основе
составленных зависимых имен существительных: читать…, чтение…, читающий…;
интересоваться…, интерес…, интересно…, способность…, способный…, готовый…,
дом…, дорога…, а также словосочетаний, общеупотребляемых в профессии:
нефтяная…, бурение…, газовое..., разведать, переработка…, развивать…
При прохождении данной темы студентам предоставляется
возможность вспомнить и тему «Наречие», где с помощью подходящих наречий они
определяют способ связи:
1. Езда…, прыжки…, поездка…, ехавший…, посмотрев…, напишу…, пробурив…, используется…, не знали..., оценивать…, развито….
2. Определите способ связи: сообщил в редакцию, срочно
сообщил, напишу статью, прямая дорога, прочитал лекцию, разговаривать громко,
добрый к сыну, слишком добрый, выбегающий подросток, десятый дом, три брата.
3. Задание, обусловленное определением способа связи и
составлением синтаксических конструкций, связанных по содержанию с будущей
профессией: с данными словосочетаниями составьте предложения на тему «Нефть».
Известный человечеству, добывали ее, использовали нефть, используется в производстве, важное свойство, большое значение.
4. Знание темы «Глагол» также поможет правильно составить
словосочетания и определить способ подчинительной связи: основываться…,
опираться…, указывать…, говорить…, рассуждать..., бороться…, стоять…
Ошибки, как в устной, так и письменной речи, допускаются
в случаях неверного выбора падежа (обеспечить дома достаточным количеством
тепла), неверного выбора предлога и падежной формы (для определения поиска и
исследований), подмена предложного управления беспредложным (отличать что? от
чего?), при наличии общего зависимого слова (надеяться на улучшение, верить в
улучшение).
Часто студенты затрудняются и допускают ошибки в
предложном и беспредложном управлении: руководство (кем? чем?) заводом,
руководство (чего?) отдела, заинтересованный (в чем?) в сотрудничестве, нефть
идет (на что?) на переработку, ориентироваться (по местности) по лесной
тропинке, ориентироваться на Восток. Достаточно уязвимыми в речи являются
употребление предлогов в и на: опыт сказался в его работе, отсутствие опыта
сказывается на темпах; Д.п.: машина удовлетворяет всем требованиям технической
безопасности; В.п.: исполнить чьи-либо желания, просьбы, задания; директор
завода удовлетворил все наши требования.
При управлении главное слово определяет форму зависимого.
Ошибки при этом могут быть разные: возмутиться ее речам — возмутиться ее
речами, любоваться на пейзаж — любоваться пейзажем, избегать ответственность —
избегать ответственности, участвовать в соревнование — участвовать в
соревновании, касаться до решения проблемы — касаться решения проблемы.
Наблюдаются нарушения в речи в примерах управления в
словосочетании с производным предлогом (согласно распоряжения директора были
составлены новые планы — согласно (чему?) распоряжению, подруга интересуется о моем
здоровье (сущ+ зависимое слово) — подруга интересуется моим здоровьем, надо
срочно оплатить по счетам (глагол+зависимое слово) — оплатить счета), а также в
беспредложных конструкциях (оплатить проезд, оплатить труд рабочих. оплатить
расходы по командировке, проехать остановку, купить хлеб).
Наблюдения показывают, что ошибки в устной речи
допускаются при употреблении предлогов в и на (ехать в поезде, ехать на поезде;
работать в поле, работать на поле; слезы в глазах, слезы на глазах; корабли в
море, корабли на море), словосочетаний с личным местоимением 3-го лица (скучаем
по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам), но скучаем по бабушке, по
детям, по родителям).
Профессионально-ориентированный подход к преподаванию в техническом вузе является основополагающим. Знание русского языка, как коммуникативной дисциплины, помогает студентам овладеть специальными компетенциями, многопланово расширить свой профессиональный кругозор. Недостаточная лингвистическая подготовка может стать серьезной причиной невыполнения в будущем должностных обязанностей. Доказано, что в условиях формирования рыночной экономики это обстоятельство становится фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность специалистов технического вуза, где дисциплина «Русский язык» должна отвечать велениям времени.
Часто мы слышим от студентов о том, что они могут
говорить, общаться, знают термины, понятия. А изъясняться, выступать,
резюмировать, докладывать, оспаривать мнение, комментировать? Безусловно,
возникают затруднения. Это все виды речевой деятельности, занимающие важное
место в профессиональной деятельности, где особое внимание должно быть уделено
практическому использованию знаний о языке. Языковая безграмотность студентов
технических вузов должна быть своевременно предупреждена. Имеются в виду
специфика общения как особый вид взаимодействия людей, особенности грамотной
речи с учетом стилистики современного русского языка, правил составления
текста, в том числе научного, официально-делового, публицистического.
К основным приемам и речевым упражнениям относится
создание на занятии атмосферы, побуждающей к диалогическому общению, обмену
мыслями. Предлагаю студентам следующую тематику диалогов: «Значение
нефтегазовой отрасли в современном мире», «Поговорим о первых коучингах
нефтегазовой отрасли», «Развитие нефтегазовой отрасли в Узбекистане». Диалог на
занятиях — это не самоцель. Поэтому при подготовке к такой работе необходимо
выполнить ряд домашних заданий: собрать материал по указанной теме,
систематизировать имеющийся материал, выделить главную идею темы диалога,
произвести подбор языковых средств, составить план выступления, интересные
вопросы. В результате обучения диалогической речи у студентов вырабатываются
важные умения обмениваться мнениями, подхватывать и развивать мысль,
высказанную собеседником, возражать, доказывать свою точку зрения.
Наряду с этим практикуется составление монолога в различных формах — сообщение, описание, рассуждение, повествование, где важны правильное произношение слова, обогащение словарного запаса, накопление языкового материала, умение конструировать связную речь. Монологическая речь должна содержать элементы проблемного характера, передавать не только информацию, но и аргументировать, предоставлять различные факты, аннотировать и рецензировать какой-либо материал. Речевое общение дает возможность приобщаться к миру культуры, искусства, литературы.
При прохождении темы «Стили речи» важно, чтобы студенты
знали о необходимости их использования в практике будущей профессиональной деятельности. Существует немало методов для восприятия
текста с помощью изученных тем, его аналитических особенностей.
Многофункциональный метод «Синквейн» известен в методике обучения как
закрепляющий знание текста, а также по таким темам, как существительное,
прилагательное, глагол, кроме этого участвует в формировании навыков
креативного мышления.
Например, синквейн при работе над текстом
«Значение нефти и газа»:
1. Нефть (существительное, главное слово в тексте).
2. Нефтехимический синтез, горючее ископаемое, основной
источник (прил.+сущ., в данном случае можно только прилагательное).
3. Называют, содержит, является (наиболее употребляемые
глаголы).
4. Нефть называют основным источником энергии и тепла
(наиболее значимое предложение).
5. Черное золото (синонимичное слово, или СС).
Работа по формированию навыков говорения, диалогической
речи может быть продолжена методом проекта, презентации, в ходе дискуссии,
конференции, круглого стола. Методы и виды работ по мере системного подхода
могут быть выбраны самими студентами.
Для творческого использования навыков устной речи
эффективен метод проектной работы, или презентация. К примеру, в проектной
работе по тексту «Нефть и газ как сырье для нефтехимической промышленности»
работают 3 группы студентов: «Полимеры», «Пластмассы» и «Синтетические
волокна». Они изучают, исследуют и закрепляют общую проблему и представляют
результат в виде презентации, акцентируя внимание на новые факты, которые не
оговариваются в изучаемом тексте. В данном случае выявляется подготовка
студентов к знаниям специфики выбранной профессии, где теоретическое вооружение
необходимо не меньше практического.
Таким образом, данные виды работы помогают студентам овладеть всеми видами речевой деятельности и специальными компетенциями и в целом способствуют практическому использованию знаний о языке, что повысит профессиональный уровень будущего специалиста как конкурентноспособной личности, имеющей высокий рейтинг в системе социальных ценностей и современных производственных отношений.
Гетта КИМ,
преподаватель Филиала РГУ нефти и газа
имени И.М.Губкина в городе Ташкенте.
Today
О главных ценностях — через творчество классиков
Талант не имеет возраста
Первый шаг — он сложный самый
Влияние «зеленой» экономики на рынок труда
WEATHER

0 C
Tashkent
Currency Rates
Central Bank