Приобщаясь к международному опыту, или нужен ли юристам искусственный интеллект

Круглый стол Приобщаясь к международному опыту, или нужен ли юристам искусственный интеллект
40

Заинтересованность вузов Узбекистана в развитии международного сотрудничества с зарубежными образовательными учреждениями, придание этому сотрудничеству комплексного и взаимовыгодного характера повышает потенциальные возможности и рейтинг вузов. Преимущество от такого взаимодействия усматривается и в усвоении зарубежного опыта в использовании современных инновационных технологий в процессе обучения. Поиск наиболее прогрессивных методов и передового опыта побуждает вузы устанавливать деловые контакты и получать пользу от предоставляемых ими возможностей.

В рамках изучения опыта Германии по подготовке высококвалифицированных юристов в Ташкенте прошел круглый стол, где были обсуждены наиболее актуальные вопросы международного сотрудничества в этой области. Инициатором его проведения стал Ташкентский государственный юридический университет.

В беседе участвовали специалисты из Восточного института при Университете прикладных наук города Висмара (ФРГ): Андреас Штайнингер — профессор экономического права, основатель уникальной образовательной программы Legal Tech в университете, Ханс-Йоахим Шрамм — профессор экономического права, научный руководитель, консультант по правовым реформам в Центральной Азии и Восточной Европе в рамках проектов правовой помощи, Димитри Олейник — научный сотрудник, специализирующийся на публичном праве ФРГ, а также государств СНГ.

— Подготовка специалистов, способных отвечать требованиям времени, является залогом устойчивого развития любого общества. Какие факторы способствуют специализированной подготовке студентов для их успешной профессиональной реализации в современных рыночных условиях?


Шрамм: — Обучение должно иметь не столько теоретический, сколько практический характер, быть ориентировано на методы и правила применения права в конкретных случаях, привитие способностей и умений решать конкретные юридические казусы с опорой на законы и практические методики.

— В Узбекистане сейчас заметны фундаментальные изменения в правовой сфере, важную роль в которой играют юристы, представители судебной системы, государственных органов, адвокаты. Чтобы они могли решать поставленные перед ними задачи, большое значение придается их подготовке. Юридическое образование в разных странах организовано по-разному. Как этот процесс осуществляется в Германии?

Шрамм: — Отправной точкой всегда является вопрос о том, какая цель должна быть достигнута в результате обучения. Законодательство Германии четко ее определяет для юридического образования: в университете осуществляется подготовка студентов к работе в качестве судей. Такой подход часто критикуют, утверждая, что лишь небольшая часть выпускников действительно становится судьями. Это действительно так, но и задача адвоката или прокурора — убедить судью принять решение в их пользу. Для этого представители других групп юристов должны знать, как судья выносит свое решение. Поэтому в Германии важной частью юридического образования является обучение студентов тому, как страж закона принимает решение по конкретному делу. Ключевую роль в этом играет юридическая техника, то есть вопросы методологии. Ведь, как правило, судья не может просто вычитать решение по делу из закона. Более того, он должен с помощью определенных правил проверить, применим ли закон к конкретному делу или нет. Мы практикуем это с нашими студентами с первого семестра. На экзаменах им приходится решать незнакомые казусы, пользуясь освоенной методикой. Конечно, мы передаем знания нашим студентам. Но материал сейчас настолько обширен, что невозможно выучить все. Кроме того, законы устаревают или меняются. Поэтому для нас важно научить студентов не только основным структурам правовых отраслей, но и, прежде всего, привить им определенные навыки, которые позволят решать даже незнакомые юридические казусы.

— В чем заключается основная идея этой методики? Можно ли применить такую модель в Узбекистане?

Шрамм: — Основная идея данной методики заключается в том, что решение юридического казуса всегда должно основываться на конкретной норме. Это вытекает из принципа верховенства права. Например, в соответствии с условиями казуса истец хочет получить что-то от ответчика, но тот не готов это сделать. Тогда задача юриста состоит в том, чтобы в первую очередь найти норму, которая наделяла бы истца правом получить именно то, что он хочет. Когда выход найден, следующим шагом будет анализ того, применима ли данная норма к конкретному делу. Во многих случаях это проблематично, поскольку из ее текста неясно, подпадают ли конкретные фактические обстоятельства под ее действие или нет. Чтобы принять обоснованное решение, студенты должны научиться определять, как следует понимать закон посредством его толкования. Это также предполагает рассмотрение дела с разных точек зрения и поиск аргументов в пользу того или иного мнения, что в свою очередь готовит к работе в качестве адвоката. Дальнейшая проверка зависит от того, каким образом защищается ответчик. Главное, чтобы студенты освоили технику, метод, с помощью которого они приходят к решению казусов, концентрируясь на вопросах, имеющих значение для решения конкретного дела.

Следует признать, что немецкая модель подготовки юристов развивалась в течение длительного времени и столько же времени подвергалась критике. Но несмотря на то, что всегда можно что-то улучшить, я убежден в правильности основной концепции. Это связь с практикой как юридической науки, так и юридического образования. Задача юристов в университетах и на практике — совместно вырабатывать решения конфликтов в реальном мире путем дискуссий. Любая теория хороша лишь настолько, насколько она способствует решению проблемы. Все остальное, особенно споры о понятиях, — «вода». Такой подход верен и для Узбекистана. Иными словами, целью образования должно быть обучение выработке решений на основе практических кейсов. Задача теории — систематизировать эти решения и вырабатывать принципы, лежащие в их основе.

Следует также отметить, что в Германии выпускной экзамен проводят не преподаватели университета, а независимая государственная комиссия, состоящая преимущественно из практиков, которая дает кандидатам примеры из своей практики для решения. Такая система экзаменов за пределами университета отражается на университетском образовании. Ведь студенты в первую очередь ожидают от своих преподавателей подготовки к таким экзаменам.

Я убежден, что методика, которой обучают в Германии, полезна и в Узбекистане. Она важна для судей по той простой причине, что решение, основанное на общепринятых методологических правилах, скорее всего, убедит и стороны спора, и апелляционный суд. Убедительное решение — это лучшая защита от обвинений в том, что оно было принято не по правовым соображениям. После того, как судьи откроют для себя эту методику, она найдет свое применение и в университетском образовании.

Остается вопрос подходящего учебного материала. На мой взгляд, это задача узбекских профессоров, которые должны самостоятельно, но и с привлечением зарубежной юридической литературы, составить подходящий материал, чтобы подготовить своих студентов к ответственной деятельности на этой основе.

— Безусловно, будущее юридического образования и науки связано с интеграцией новых технологий и междисциплинарных подходов. Подготовка современных юристов должна включать не только глубокие знания в области IT, но и в использовании искусственного интеллекта. Расскажите о новой образовательной программе, которая была Вами создана в университете Висмара.


Штайнингер: — Имея опыт работы в международных юридических фирмах, могу сказать, что в настоящее время наметился спрос не просто на квалифицированных юристов, а на понимающих принципы программирования и умеющих самостоятельно составлять программы. В связи с этим в 2023 году я открыл бакалаврскую образовательную программу Legal Tech, целью которой является получение навыков создания программ, самостоятельно решающих юридические проблемы, например, при составлении договоров, аудите коммерческих компаний и особенно при разработке смарт-контрактов.

Эта образовательная программа на 40 процентов состоит из информатики и математики, на основе которых студенты должны разработать соответствующие программы на языках программирования Python и C++, которые служат инструментами для юристов и даже могут заменить юристов в некоторых областях. Это также включает в себя интеграцию искусственного интеллекта в данные программы.

Особым направлением исследований в этой области является разработка так называемых классификаторов, способных автоматически различать определенные термины в юридической сфере.

— Как вы оцениваете проводимые в Узбекистане правовые реформы?


Олейник: — В последние годы в Узбекистане проводится коренная реформа судебно-правовой системы, которая выражается в усилении мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективном обеспечении правосудия, повышении роли органов судейского сообщества. В частности, хотелось бы отметить, что в 2018 году введен в действие Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, который устанавливает, что споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматривают административные суды. Ранее обжалование решений и действий органов исполнительной власти рассматривалось гражданскими и хозяйственными судами. Создание административных судов было обусловлено необходимостью обеспечения надежной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и субъектов предпринимательства. Ст. 55 Конституции Республики Узбекистан устанавливает право каждого гражданина на действенный и всесторонний судебный контроль публичной власти. Конкретизация указанной гарантии правовой защиты осуществляется на основе базовых конституционных положений как раз посредством регулирования административного судопроизводства в соответствующем кодексе.

Мы считаем, что при реализации этой реформы будет интересно ознакомиться с немецким регулированием в области административного судопроизводства, которое является схожим с узбекским. Ведь немецкая наука и судебная практика наработали большой опыт в этой области.

Штайнингер: — Также хотелось бы отметить, что в Узбекистане продолжается внедрение цифровых технологий в судебную систему. В частности, планируется внедрить такие возможности, как прогнозирование исхода судебных разбирательств, расчет судебных расходов, создание виртуального консультанта для оказания юридической помощи гражданам, а также онлайн-мониторинг и оплата штрафов. Для реализации этих задач при вашем Верховном суде будет создан Центр информационных технологий.

— В ходе моей поездки в Висмар в 2023 году мне была предоставлена возможность ознакомиться с правовой и образовательной системой, изучить опыт деятельности высших образовательных учреждений в сфере подготовки юридических кадров в Германии. Какие еще интересные программы предлагает ваш университет?

Олейник: — На базе нашего университета проводятся курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава, а также практических работников, в первую очередь судей из государств Центральной Азии. При помощи конкретных примеров участники обсуждают вопросы юридической методики, образования и требований, предъявляемых к юридической деятельности на практике, в частности решают практические казусы на основе немецкой юридической методики, но с учетом национального права государств, из которых прибывают участники.

Кроме того, в университете Висмара совместно с вузами-партнерами из государств СНГ реализуется магистерская образовательная программа «Международное экономическое право». По итогам обучения студенты получают диплом магистра юриспруденции своего университета и диплом магистра права (LL.M) Университета Висмара, дающие возможность заниматься профессиональной юридической деятельностью. Такой совместный проект позволяет готовить высококвалифицированных специалистов в области права, востребованных в международных компаниях.

— Узбекистан в настоящее время является одним из самых перспективных регионов для инвестирования. Местный и зарубежный бизнес проявляют все больший интерес к инвестированию в республике. Страна с одной из самых быстрорастущих экономик в СНГ предлагает инвесторам вкладывать активы не только в промышленность, но и в энергетику, фармацевтику, коммуникации и другие сферы. Как Вы это прокомментируете?

Штайнингер: — Инвестиционный климат в Узбекистане, безусловно, улучшается. Повышается открытость страны, признаются трудности и проблемы, предпринимаются конкретные шаги по их преодолению. Растет интерес со стороны иностранных инвесторов, в том числе институциональных. В целом за последние четыре года объем вложений в основной капитал вырос с 24 до 35 процентов ВВП при его росте в 1,5 раза, а уровень освоения увеличился до 22 млрд долларов в 2023 году.

Ключевыми факторами, привлекающими иностранные инвестиции в страну, являются богатые и диверсифицированные природные ресурсы, социально-политическая, макроэкономическая и финансовая стабильность, амбициозная государственная инвестиционная программа, масштаб емкости внутреннего рынка с населением в 37 млн, стратегическое географическое положение между Китаем и Европой. В целом Узбекистан обладает преимуществом макроэкономической стабильности, которая в сочетании с текущими реформами открывает возможности в разных секторах экономики, будь то финансовые услуги, строительство или туризм. В Узбекистане также имеется достаточная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность.

— Находясь в Ташкенте, Вы примете участие в IV Международном юридическом форуме «Tashkent Law Spring», который 29–30 мая 2025 года проводит Министерство юстиции Республики Узбекистан. Тема форума — «Цифровая эпоха: юридический взгляд в будущее». Есть ли у Вас пожелания к организаторам и участникам форума?

Штайнингер: — Считаю, что данный форум, посвященный в том числе использованию искусственного интеллекта в правовой сфере, станет чрезвычайно важной вехой для развития цифровых систем в праве не только в Узбекистане, но и во всем Центрально-Азиатском регионе, а возможно, и во всем мире. На самом деле, существует не так много конференций подобного рода, которые бы прямо рассматривали взаимосвязь искусственного интеллекта с юриспруденцией и юридической практикой. Организовав этот форум, Узбекистан может стать центром или новатором в развитии систем искусственного интеллекта для юриспруденции в Центральной Азии и, возможно, за ее пределами.

— В заключение хотел поблагодарить наших зарубежных участников и редакцию «Учитель Узбекистана» за помощь и сотрудничество в организации данного круглого стола.


Беседовал Омон МУХАМЕДЖАНОВ,

профессор ТГЮУ,

модератор мероприятия. 


Maqola muallifi

Омон МУХАМЕДЖАНОВ

Омон МУХАМЕДЖАНОВ

Круглый стол

Teglar

  • #образование
  • #Подростки
  • #Газета

Ulashish