Традиции добра и поддержки
В преддверии Международного дня инвалидов в общеобразовательной школе № 53 Юнусабадского района города Ташкента состоялось мероприятие, объединившее учащихся 1–6 инклюзивных классов из 11 образовательных учреждений. Праздник прошел под девизом «Инклюзивное образование — не ограничение, а дверь к возможностям». Его главной целью стало воспитание у детей уважения, сострадания, толерантности и готовности прийти на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня развитие системы инклюзивного образования в нашей стране является одним из приоритетных направлений государственной политики. В этой области реализуется ряд позитивных изменений. Постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» от 13 октября 2020 года стало правовой основой
для последовательной работы в данном направлении.
Согласно документу, в первом полугодии 2023–2024 учебного года в 530 общеобразовательных организациях республики внедрена система инклюзивного образования, охватившая 1 195 детей с особыми образовательными потребностями. Работа по расширению положительного опыта продолжается. Начиная с текущего учебного года в каждом районе и городе Узбекистана функционирует как минимум одна общеобразовательная школа, соответствующая стандартам инклюзивного образования. С 1 января 2025 года в каждом районе и городе открыто по одной группе инклюзивного образования в государственных дошкольных учреждениях. А с 2026–2027 учебного года в детских садах начнут вести карту развития ребенка.
— Территория нашего квартала самая большая среди остальных кварталов района, но долгое время здесь не было школы. В 2017 году после встречи с премьер-министром нам выделили здание, которое не функционировало 8 лет, — поделилась директор Феруза Худоёрова. — После ремонта школа, рассчитанная на 550 мест, начала работу: тогда был принят 101 ребенок. Сегодня у нас обучаются 1 200 детей — школа работает с коэффициентом 2,2. Когда началось внедрение инклюзивного образования, мы, конечно, немного боялись: не было опыта, переживали, как дети будут взаимодействовать друг с другом. Но, к нашей радости, первые двое ребят с особыми образовательными потребностями без проблем влились в коллектив. Сегодня таких детей уже 13. Они пользуются особой любовью у одноклассников. Помимо обычных учебных занятий — письма, чтения, математики — они участвуют в предметных и спортивных конкурсах, где занимают призовые места. Изучают иностранные языки и порой говорят на английском лучше, чем их сверстники. С гордостью могу сказать: инклюзивное обучение органично вошло в жизнь 53-й школы, и мы этому искренне рады.
Перед праздничной программой, на которую были приглашены представители СМИ, удалось посетить уроки в некоторых начальных классах, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями. В классах царила здоровая, дружелюбная атмосфера, которую невозможно создать искусственно — поведение детей говорит об этом красноречивее любых слов.
Это подтвердила и учитель начальных классов Камила Муртазина:
— Двое моих учеников — дети с особыми образовательными потребностями. Они с нами с первого класса, поэтому никаких сложностей ни у них, ни у других детей не возникло. Сейчас они во втором классе. Тяжелых моментов почти не было, а если появляются какие-либо вопросы, нам помогают специальные педагоги. Бывает, ребенок привыкает к одному учителю и не сразу воспринимает нового. Специалисты помогают наладить контакт и адаптироваться — это очень важно в образовательном процессе.
Для успешной адаптации детей с особыми потребностями в школах внедрена система инклюзивного образования, открыты базовые коррекционные классы, а также выделены штатные единицы специальных педагогов. Одним из таких специалистов является Ирода Исроилова. Окончив Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами и завершив курс по инклюзивному образованию, она проходила практику в специализированных детских садах, получила ценный опыт. По ее словам, адаптация в первом классе может быть непростой, но со временем дети начинают понимать и принимать друг друга. Общение выстраивается на равных, появляется взаимопонимание и поддержка.
Актовый зал школы был полон гостей, пришедших на праздник. Яркие номера — песни, танцы, спортивные выступления, подготовленные школьниками, в том числе детьми с особыми образовательными потребностями, — вызывали искреннее восхищение. Разве это не доказательство того, что каждый человек уникален и достоин внимания, особенно если это ребенок, который только начинает свой путь?
Наша задача — создать для детей необходимые условия, разрушить стереотипы, мешающие полноценному взаимодействию. Лишь проявляя терпение, уважение и искреннюю поддержку, мы сможем помочь каждому ребенку раскрыть свои способности и почувствовать свою значимость. Ведь именно в атмосфере доброжелательности и принятия формируются уверенные, смелые и счастливые личности, способные изменить мир к лучшему.
Елена КОНСТАНТИНОВА.
Фото автора.
Shu kecha va kunduzda
Традиции добра и поддержки
Инклюзия в действии
Право учиться по-новому
Уроки китайского опыта
OB-HAVO
0 C
Tashkent
Valyuta kurslari
Markaziy bank