Как жить в темноте и не потерять внутренний свет?
Задумайтесь на мгновение: каково это — жить в темноте, не
видя мира вокруг? Феруза Расмухамедова с детства слабовидящая — сегодня
активистка, студентка магистратуры, волонтер и член молодежного
консультативного совета ООН в Узбекистане. Она посвятила свою жизнь поддержке
людей с инвалидностью, стремясь изменить отношение общества к этим людям и улучшить
условия их жизни.
— Феруза, расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь?
— Я учусь в магистратуре Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана. Являюсь членом молодежного консультативного совета, занимаюсь волонтерской деятельностью в ООН, которая охватывает множество областей, включая права людей с инвалидностью и инклюзивность.
— Когда у Вас начались проблемы со зрением, и как это
повлияло на восприятие мира?
— Проблемы со зрением у меня были с рождения, никогда не
видела мир стопроцентно, поэтому для меня это не является чем-то необычным. Я
не могу представить, каково это — видеть мир в полной мере. Поэтому, несмотря
на ограничения, я не ощущала сильного дискомфорта. Это не изменяло моего
восприятия жизни в целом.
— Какие воспоминания из детства Вам особенно запомнились?
— Мое детство было наполнено яркими моментами. Особенно
помню начальную школу, свою учительницу, которая была для меня как вторая мама.
Часто о ней вспоминаю. Семейные поездки в горы на тихую охоту за грибами. Это были
очень счастливые моменты. Также помню, как с нетерпением ждала появления
младшего брата, и, конечно, радость, когда он родился. Мне было почти восемь,
когда я узнала, что стану сестрой. У меня никогда не было ревности, напротив,
благодарна родителям.
— Приходилось ли Вам сталкиваться с непониманием со
стороны других детей?
— До второго класса не осознавала, что у меня есть
особенности. Никто не говорил мне, что я отличаюсь от других. Только когда мне
вручили грамоту за отличные результаты, услышала: «Школа для слепых и
слабовидящих». Это стало для меня неожиданным. Перенесла множество операций на
глаза, искренне думая, что все через это проходят и это нормально. После начала
замечать, как иногда некоторые дети на улице смеялись: «Она что, больная? Она что,
не видит?», но никогда не слышала подобного от родных и друзей. В школе также
не приходилось сталкиваться с предвзятым отношением.
— Как Вас поддерживали родные?
— Родители всегда поддерживали мои стремления, будь то
желание научиться играть на фортепиано или пойти на танцы. Никогда не
ограничивали меня и всегда помогали, хотя я сама часто не доводила начатое до
конца.
— Как Вы ориентируетесь по городу? Насколько Ташкент
доступен для людей с инвалидностью?
— Основная проблема в повседневной жизни — это передвижение по городу. Инфраструктура не адаптирована для людей с инвалидностью. Также испытываю страх перед выходом на улицу одна, боюсь, что люди будут обращать на меня внимание или задавать неприятные вопросы. Не везде есть пандусы, а там, где они есть, часто возникают проблемы с состоянием дорожных покрытий. Некоторые тактильные дорожки ведут прямо в деревья или столбы, что, конечно, небезопасно.
— Как вы оцениваете текущую обстановку в области прав
людей с инвалидностью в Узбекистане?
— Узбекистан действительно сделал шаги к улучшению
ситуации, ратифицировав Конвенцию ООН о правах людей с инвалидностью. Однако,
несмотря на наличие законов, их реализация далека от желаемого. В реальной
жизни люди с инвалидностью сталкиваются с барьерами, как в физическом плане,
так и в восприятии со стороны общества. На бумаге все идеально, но в реальности
есть над чем работать.
— Какие льготы и программы для людей с инвалидностью
существуют в Узбекистане?
— Льготы, как правило, связаны с медицинским
обслуживанием и образовательными возможностями. Люди с инвалидностью имеют
право на бесплатное образование в университетах, возможность получения
стипендий, при этом не занимая места, предназначенные для студентов без
инвалидности. Кроме того, они обеспечены бесплатным доступом к медицинским
услугам и регулярным диспансеризациям.
— Как проходит Ваше обучение, какие технологии помогают в
учебе?
— Мне сложно писать конспекты вручную, поэтому использую
телефон для печати. Преподаватели часто разрешают мне записывать лекции на диктофон,
а презентации я создаю с помощью искусственного интеллекта. Чтобы получать
информацию, использую аудио- и электронные книги. Технологии шагнули вперед и
очень облегчают процесс получения информации.
— Как бы Вы описали ситуацию с трудоустройством людей с
инвалидностью?
— С юридической точки зрения нет никаких проблем, но на практике работодатели часто отказывают, ссылаясь на отсутствие условий для людей с инвалидностью. Это одна из главных проблем, с которой сталкиваются люди в поиске работы. Я пыталась устроиться социальным работником в махаллю, но меня не приняли, объяснив это тем, что я не смогу справляться с обязанностями.
— Бывали ли у Вас моменты выгорания и справлялись с ними?
— Да, выгорание действительно случалось. После завершения
учебы не знала, что делать дальше. Это привело к депрессии. Однако нашла
поддержку в волонтерской деятельности в ООН, которая стала для меня спасением.
Мы проводим различные мероприятия, записываем видео, занимаемся созданием
фотографий и лозунгов. Я активно участвую в различных проектах, направленных на
развитие инклюзивности и продвижение прав людей с инвалидностью. Сейчас я
работаю над проектом для людей с инвалидностью в возрасте от 15 до 30 лет.
Планируем провести серию воркшопов, где будем обучать их элементарным правам
человека, чтобы они знали свои права и могли их отстаивать.
— Как в Узбекистане развивается инклюзивное образование?
— Инклюзивное образование означает вовлечение всех в
образовательный процесс. В Узбекистане это направление развивается. Совместно с
UNICEF работали над проектом, в рамках которого была отремонтирована школа №
298, сегодня она полностью пригодна для обучения людей с инвалидностью.
Планируем продолжить этот проект и создать инфраструктуру для людей с
инвалидностью еще в 49 школах, а также обучить преподавателей.
— Что посоветуете людям, столкнувшимся с потерей зрения?
— Не опускать руки и воспринимать потерю зрения как начало новой жизни. Да, будет трудно, но адаптация возможна, и жизнь на этом не заканчивается. Важно верить в себя и продолжать идти вперед, несмотря на трудности.
Диана ШАРИПОВА.
Shu kecha va kunduzda
«Танец кисти»
Большой успех начинается с малого
Как жить в темноте и не потерять внутренний свет?
В память о «Небесном соколе»
OB-HAVO
0 C
Tashkent
Valyuta kurslari
Markaziy bank