Как жить в темноте и не потерять внутренний свет?

Интервью Как жить в темноте и не потерять внутренний свет?
165

Задумайтесь на мгновение: каково это — жить в темноте, не видя мира вокруг? Феруза Расмухамедова с детства слабовидящая — сегодня активистка, студентка магистратуры, волонтер и член молодежного консультативного совета ООН в Узбекистане. Она посвятила свою жизнь поддержке людей с инвалидностью, стремясь изменить отношение общества к этим людям и улучшить условия их жизни.

 

— Феруза, расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь?

— Я учусь в магистратуре Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана. Являюсь членом молодежного консультативного совета, занимаюсь волонтерской деятельностью в ООН, которая охватывает множество областей, включая права людей с инвалидностью и инклюзивность.

— Когда у Вас начались проблемы со зрением, и как это повлияло на восприятие мира?

— Проблемы со зрением у меня были с рождения, никогда не видела мир стопроцентно, поэтому для меня это не является чем-то необычным. Я не могу представить, каково это — видеть мир в полной мере. Поэтому, несмотря на ограничения, я не ощущала сильного дискомфорта. Это не изменяло моего восприятия жизни в целом.

— Какие воспоминания из детства Вам особенно запомнились?

— Мое детство было наполнено яркими моментами. Особенно помню начальную школу, свою учительницу, которая была для меня как вторая мама. Часто о ней вспоминаю. Семейные поездки в горы на тихую охоту за грибами. Это были очень счастливые моменты. Также помню, как с нетерпением ждала появления младшего брата, и, конечно, радость, когда он родился. Мне было почти восемь, когда я узнала, что стану сестрой. У меня никогда не было ревности, напротив, благодарна родителям.

— Приходилось ли Вам сталкиваться с непониманием со стороны других детей?

— До второго класса не осознавала, что у меня есть особенности. Никто не говорил мне, что я отличаюсь от других. Только когда мне вручили грамоту за отличные результаты, услышала: «Школа для слепых и слабовидящих». Это стало для меня неожиданным. Перенесла множество операций на глаза, искренне думая, что все через это проходят и это нормально. После начала замечать, как иногда некоторые дети на улице смеялись: «Она что, больная? Она что, не видит?», но никогда не слышала подобного от родных и друзей. В школе также не приходилось сталкиваться с предвзятым отношением.

— Как Вас поддерживали родные?

— Родители всегда поддерживали мои стремления, будь то желание научиться играть на фортепиано или пойти на танцы. Никогда не ограничивали меня и всегда помогали, хотя я сама часто не доводила начатое до конца.

— Как Вы ориентируетесь по городу? Насколько Ташкент доступен для людей с инвалидностью?

— Основная проблема в повседневной жизни — это передвижение по городу. Инфраструктура не адаптирована для людей с инвалидностью. Также испытываю страх перед выходом на улицу одна, боюсь, что люди будут обращать на меня внимание или задавать неприятные вопросы. Не везде есть пандусы, а там, где они есть, часто возникают проблемы с состоянием дорожных покрытий. Некоторые тактильные дорожки ведут прямо в деревья или столбы, что, конечно, небезопасно.

— Как вы оцениваете текущую обстановку в области прав людей с инвалидностью в Узбекистане?

— Узбекистан действительно сделал шаги к улучшению ситуации, ратифицировав Конвенцию ООН о правах людей с инвалидностью. Однако, несмотря на наличие законов, их реализация далека от желаемого. В реальной жизни люди с инвалидностью сталкиваются с барьерами, как в физическом плане, так и в восприятии со стороны общества. На бумаге все идеально, но в реальности есть над чем работать.

— Какие льготы и программы для людей с инвалидностью существуют в Узбекистане?

— Льготы, как правило, связаны с медицинским обслуживанием и образовательными возможностями. Люди с инвалидностью имеют право на бесплатное образование в университетах, возможность получения стипендий, при этом не занимая места, предназначенные для студентов без инвалидности. Кроме того, они обеспечены бесплатным доступом к медицинским услугам и регулярным диспансеризациям.

— Как проходит Ваше обучение, какие технологии помогают в учебе?

— Мне сложно писать конспекты вручную, поэтому использую телефон для печати. Преподаватели часто разрешают мне записывать лекции на диктофон, а презентации я создаю с помощью искусственного интеллекта. Чтобы получать информацию, использую аудио- и электронные книги. Технологии шагнули вперед и очень облегчают процесс получения информации.

— Как бы Вы описали ситуацию с трудоустройством людей с инвалидностью?

— С юридической точки зрения нет никаких проблем, но на практике работодатели часто отказывают, ссылаясь на отсутствие условий для людей с инвалидностью. Это одна из главных проблем, с которой сталкиваются люди в поиске работы. Я пыталась устроиться социальным работником в махаллю, но меня не приняли, объяснив это тем, что я не смогу справляться с обязанностями.

— Бывали ли у Вас моменты выгорания и справлялись с ними?

— Да, выгорание действительно случалось. После завершения учебы не знала, что делать дальше. Это привело к депрессии. Однако нашла поддержку в волонтерской деятельности в ООН, которая стала для меня спасением. Мы проводим различные мероприятия, записываем видео, занимаемся созданием фотографий и лозунгов. Я активно участвую в различных проектах, направленных на развитие инклюзивности и продвижение прав людей с инвалидностью. Сейчас я работаю над проектом для людей с инвалидностью в возрасте от 15 до 30 лет. Планируем провести серию воркшопов, где будем обучать их элементарным правам человека, чтобы они знали свои права и могли их отстаивать.

— Как в Узбекистане развивается инклюзивное образование?

— Инклюзивное образование означает вовлечение всех в образовательный процесс. В Узбекистане это направление развивается. Совместно с UNICEF работали над проектом, в рамках которого была отремонтирована школа № 298, сегодня она полностью пригодна для обучения людей с инвалидностью. Планируем продолжить этот проект и создать инфраструктуру для людей с инвалидностью еще в 49 школах, а также обучить преподавателей.

— Что посоветуете людям, столкнувшимся с потерей зрения?

— Не опускать руки и воспринимать потерю зрения как начало новой жизни. Да, будет трудно, но адаптация возможна, и жизнь на этом не заканчивается. Важно верить в себя и продолжать идти вперед, несмотря на трудности.

Диана ШАРИПОВА.

Maqola muallifi

Диана ШАРИПОВА

Диана ШАРИПОВА

Интервью

Teglar

  • #образование
  • #Подростки
  • #Газета

Ulashish