Как жить в темноте и не потерять внутренний свет?

Задумайтесь на мгновение: каково это — жить в темноте, не
видя мира вокруг? Феруза Расмухамедова с детства слабовидящая — сегодня
активистка, студентка магистратуры, волонтер и член молодежного
консультативного совета ООН в Узбекистане. Она посвятила свою жизнь поддержке
людей с инвалидностью, стремясь изменить отношение общества к этим людям и улучшить
условия их жизни.
— Феруза, расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь?
— Я учусь в магистратуре Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана. Являюсь членом молодежного консультативного совета, занимаюсь волонтерской деятельностью в ООН, которая охватывает множество областей, включая права людей с инвалидностью и инклюзивность.
— Когда у Вас начались проблемы со зрением, и как это
повлияло на восприятие мира?
— Проблемы со зрением у меня были с рождения, никогда не
видела мир стопроцентно, поэтому для меня это не является чем-то необычным. Я
не могу представить, каково это — видеть мир в полной мере. Поэтому, несмотря
на ограничения, я не ощущала сильного дискомфорта. Это не изменяло моего
восприятия жизни в целом.
— Какие воспоминания из детства Вам особенно запомнились?
— Мое детство было наполнено яркими моментами. Особенно
помню начальную школу, свою учительницу, которая была для меня как вторая мама.
Часто о ней вспоминаю. Семейные поездки в горы на тихую охоту за грибами. Это были
очень счастливые моменты. Также помню, как с нетерпением ждала появления
младшего брата, и, конечно, радость, когда он родился. Мне было почти восемь,
когда я узнала, что стану сестрой. У меня никогда не было ревности, напротив,
благодарна родителям.
— Приходилось ли Вам сталкиваться с непониманием со
стороны других детей?
— До второго класса не осознавала, что у меня есть
особенности. Никто не говорил мне, что я отличаюсь от других. Только когда мне
вручили грамоту за отличные результаты, услышала: «Школа для слепых и
слабовидящих». Это стало для меня неожиданным. Перенесла множество операций на
глаза, искренне думая, что все через это проходят и это нормально. После начала
замечать, как иногда некоторые дети на улице смеялись: «Она что, больная? Она что,
не видит?», но никогда не слышала подобного от родных и друзей. В школе также
не приходилось сталкиваться с предвзятым отношением.
— Как Вас поддерживали родные?
— Родители всегда поддерживали мои стремления, будь то
желание научиться играть на фортепиано или пойти на танцы. Никогда не
ограничивали меня и всегда помогали, хотя я сама часто не доводила начатое до
конца.
— Как Вы ориентируетесь по городу? Насколько Ташкент
доступен для людей с инвалидностью?
— Основная проблема в повседневной жизни — это передвижение по городу. Инфраструктура не адаптирована для людей с инвалидностью. Также испытываю страх перед выходом на улицу одна, боюсь, что люди будут обращать на меня внимание или задавать неприятные вопросы. Не везде есть пандусы, а там, где они есть, часто возникают проблемы с состоянием дорожных покрытий. Некоторые тактильные дорожки ведут прямо в деревья или столбы, что, конечно, небезопасно.
— Как вы оцениваете текущую обстановку в области прав
людей с инвалидностью в Узбекистане?
— Узбекистан действительно сделал шаги к улучшению
ситуации, ратифицировав Конвенцию ООН о правах людей с инвалидностью. Однако,
несмотря на наличие законов, их реализация далека от желаемого. В реальной
жизни люди с инвалидностью сталкиваются с барьерами, как в физическом плане,
так и в восприятии со стороны общества. На бумаге все идеально, но в реальности
есть над чем работать.
— Какие льготы и программы для людей с инвалидностью
существуют в Узбекистане?
— Льготы, как правило, связаны с медицинским
обслуживанием и образовательными возможностями. Люди с инвалидностью имеют
право на бесплатное образование в университетах, возможность получения
стипендий, при этом не занимая места, предназначенные для студентов без
инвалидности. Кроме того, они обеспечены бесплатным доступом к медицинским
услугам и регулярным диспансеризациям.
— Как проходит Ваше обучение, какие технологии помогают в
учебе?
— Мне сложно писать конспекты вручную, поэтому использую
телефон для печати. Преподаватели часто разрешают мне записывать лекции на диктофон,
а презентации я создаю с помощью искусственного интеллекта. Чтобы получать
информацию, использую аудио- и электронные книги. Технологии шагнули вперед и
очень облегчают процесс получения информации.
— Как бы Вы описали ситуацию с трудоустройством людей с
инвалидностью?
— С юридической точки зрения нет никаких проблем, но на практике работодатели часто отказывают, ссылаясь на отсутствие условий для людей с инвалидностью. Это одна из главных проблем, с которой сталкиваются люди в поиске работы. Я пыталась устроиться социальным работником в махаллю, но меня не приняли, объяснив это тем, что я не смогу справляться с обязанностями.
— Бывали ли у Вас моменты выгорания и справлялись с ними?
— Да, выгорание действительно случалось. После завершения
учебы не знала, что делать дальше. Это привело к депрессии. Однако нашла
поддержку в волонтерской деятельности в ООН, которая стала для меня спасением.
Мы проводим различные мероприятия, записываем видео, занимаемся созданием
фотографий и лозунгов. Я активно участвую в различных проектах, направленных на
развитие инклюзивности и продвижение прав людей с инвалидностью. Сейчас я
работаю над проектом для людей с инвалидностью в возрасте от 15 до 30 лет.
Планируем провести серию воркшопов, где будем обучать их элементарным правам
человека, чтобы они знали свои права и могли их отстаивать.
— Как в Узбекистане развивается инклюзивное образование?
— Инклюзивное образование означает вовлечение всех в
образовательный процесс. В Узбекистане это направление развивается. Совместно с
UNICEF работали над проектом, в рамках которого была отремонтирована школа №
298, сегодня она полностью пригодна для обучения людей с инвалидностью.
Планируем продолжить этот проект и создать инфраструктуру для людей с
инвалидностью еще в 49 школах, а также обучить преподавателей.
— Что посоветуете людям, столкнувшимся с потерей зрения?
— Не опускать руки и воспринимать потерю зрения как начало новой жизни. Да, будет трудно, но адаптация возможна, и жизнь на этом не заканчивается. Важно верить в себя и продолжать идти вперед, несмотря на трудности.
Диана ШАРИПОВА.
Shu kecha va kunduzda
Природа полна чудес
Три десятилетия уверенного движения вперед
Школа, где начинается большое будущее
Открыть для учеников мир русской культуры
OB-HAVO

0 C
Tashkent
Valyuta kurslari
Markaziy bank