Выучить иностранный? Запросто!

Образование всегда и везде Выучить иностранный? Запросто!
103

Знание иностранных языков не роскошь, а необходимость нашего времени. Все больше людей осознают это, особенно молодежь, которая использует языки для общения с единомышленниками по всему миру, для учебы, подъема по карьерной лестнице и путешествий. Но не всем легко дается их изучение: кто-то пасует перед трудностями, другой долго не достигает нужного результата. Существует множество методик, но не каждая помогает. Как же изучать язык эффективно?

 

С решением этой задачи молодежи решили помочь в Республиканской детской библиотеке, пригласив психолингвиста, синхронного переводчика Дмитрия Петрова. На мероприятие записалось более 90 человек, взрослых и детей. Зал был полон. Беседа получилась интересной и полезной. Присутствующие не только узнали некоторые секреты успешного обучения, но и ближе познакомились с таким «явлением» нашей жизни, как язык.

Ответ на вопрос, почему тему обучения языкам нужно обсуждать именно с Дмитрием Юрьевичем, прост: он знает много языков и является автором методик по их изучению, учебников-тренажеров,  а также лауреатом премии правительства РФ в сфере образования и культуры.

По его признанию, методику, ставшую уже достаточно известной, изначально разрабатывал для себя: всегда хотелось знать больше языков. Первые языки изучал в школе и вузе академическим способом, после чего ему захотелось сократить время, затрачиваемое на обучение. И это получилось. Методикой заинтересовались, и Дмитрию Юрьевичу предложили сделать телевизионную программу по изучению английского, а потом и других языков на канале «Культура», где за 16 академических часов 8 детей (4 девочки и 4 мальчика) получали необходимые знания и навыки. Всего вышло 8 сезонов: по английскому, итальянскому, французскому, испанскому, немецкому, хинди, португальскому и китайскому языкам (телеуроки есть в свободном доступе на платформе «Смотрим» и YouTube). Дмитрий Петров продолжает работать над языковыми проектами, сосредоточившись на языках малых народностей, сейчас — на якутском. У него также есть серия методических пособий по РКИ для англичан, французов, испанцев, сербов и других. А в Чили вышла программа «Русский язык для Южной Америки».

По мнению психолингвиста, первое условие эффективного обучения — оно должно приносить радость, быть интересным. Целью изучения должна стать не хорошая оценка и успешная сдача экзамена, а получение удовольствия, расширение кругозора и информационных ресурсов.

Трудно и легко — условные понятия. Труден обычно тот язык, который далек от родного. Например, для русского человека сложен китайский, а для вьетнамца — нет. Уровень знаний, которого хочется достичь, каждый определяет сам, однако есть база, необходимая для изучения. Но есть и хорошее известие: несмотря на то, что лингвистика не точная наука, в языке есть набор алгоритмов, усвоив которые, учащийся сможет хорошо продвинуться в обучении. Самому Дмитрию Юрьевичу нужно от 1 недели до 2 месяцев, чтобы выучить язык. Это зависит от того, знаком ли он с родственными языками. На каталонский переводчик потратил одну неделю, так как уже знал испанский, итальянский и португальский. А вот калмыцкий потребовал больше времени, зато лингвист познакомился и с другими языками алтайской семьи. Их объединяют агглютинация, сингармонизм, система притяжательных окончаний, строгий порядок слов в предложении. Освоив эти базовые алгоритмы, в следующий раз на изучение родственного калмыцкому языка он потратит меньше времени.

Конечно, у любого языка есть особенности, которые появляются в процессе его развития. Но древние языки, как ни странно, были сложнее современных. Дело в том, что человеку оказалось удобнее воспринимать информацию короткими элементами, эта необходимость отражается в языке. На язык влияет и история народа. Вот пример с английским. Раньше он также был достаточно сложным (3 рода, сложная система спряжения), но ему понадобилось выжить в условиях жесткой конкуренции и для этого стать проще. На протяжении нескольких веков в Англии официальным языком был французский. В 1066 году страна попала под владычество нормандцев. После этого французский стал языком юриспруденции и производства, на нем также преподавали в университетах, говорила аристократия. Чтобы «выжить», английский «приспособился» — стал более простым.

Не только история формирует язык. Также прослеживается взаимосвязь между языком и менталитетом. Например, в английском слова «доход» и «прибыль» имеют около 30 эквивалентов, а в русском их почти нет. Зато в русском есть множество слов, различающих оттенки цвета: карие глаза, каштановые волосы, гнедой конь. У англичан это все brown.

У каждого человека свое мировосприятие. Мы по-разному ощущаем гамму вкусов, цветов, так и у народов, которые формируются каждый на своей территории, имеют свою историю. И чтобы хорошо выучить язык, важно понять иное мировоззрение, увидеть мир «их глазами». Поэтому в среде учить его легче. Не оттого, что рядом много людей, хорошо владеющих иностранной речью, а потому, что изучение идет через ощущение реальности, в которой живут носители.

Дмитрий Петров считает, что можно и нужно знать несколько языков. На самом деле 50 процентов населения Земли билингвы (двуязычные), 10–15 процентов — трилингвы. Например, жители Индии, которые знают хинди, английский и обязательный язык штата. Там каждый школьник говорит на трех языках. Сингапурцы знают четыре, так как в их государстве 4 официальных языка. Жители Люксембурга в своем большинстве — тоже 4 (немецкий, французский, люксембургский и английский).

Итак, знание языков не является уделом наиболее одаренных. Но для эффективного обучения нужны мотивация и методика. Интерес формируется появлением достижений, пусть и небольших. С этим учетом и важно выстраивать методику. Человеку не хочется долго и с напряжением работать, не видя результата. А маленькие успехи его мотивируют.

Как уже говорилось, в каждом языке есть базовые алгоритмы (от 5 до 10), которые нужно усвоить. В любом случае важно освоить систему глаголов. В среднем это 200 активно употребляемых слов. Глаголы изменяются по времени, и это не всегда просто. Во французском, например, 48 временных форм, но в обиходе в основном используются 2–4. Этого недостаточно для чтения художественной литературы, но вполне хватит для общения. Один из советов психолингвиста — довести употребление базовых форм до автоматизма. Также нужно хорошо освоить систему местоимений, порядок слов в предложении.

Выучить язык для ведения несложных разговоров достаточно легко. Ведь 90 процентов слов в разговорной речи — это всего 350–400 наиболее часто используемых лексических единиц. Остальное зависит от индивидуальных потребностей каждого: одному нужно осваивать профессиональную лексику, другому достаточно минимальной базы для общения в путешествиях, третьему приятно поговорить о своих интересах.

Выражение «знать язык в совершенстве» всего лишь метафора, считает Д.Петров и признается, что даже русский не знает в совершенстве, ведь язык — это живой организм и находится в постоянном развитии.

Беседа с лингвистом вызвала много вопросов у слушателей. Как мотивировать детей на обучение? Важно вызывать интерес и не давить. Почувствовав сопротивление, отступить на время.

90 процентов обучающихся во взрослом возрасте получили в детстве психологическую травму и поэтому не смогли тогда усвоить язык. Также важно понимание уникальности человека, его интересов. Можно выбрать любимый мультфильм ребенка и включать его на иностранном. Хорошо осваивается язык в песнях и стихах, они же благодаря ритмичности помогают выработать правильный акцент. Музыкальные способности и умения — бонус при изучении языков. Учить детей надо плавно и с любовью, не ругать за ошибки. Страх перед ошибкой — вредная вещь, ведь невозможно научиться что-то делать сразу без ошибок.

Какой язык выбрать для изучения? Тот, который нужен, который будешь использовать. Если надо на профессиональном уровне и несколько, то английский, один европейский и один восточный.

Что делать, если плохая память? Тренировать ее. У нас отпала необходимость пользоваться в полной мере своей памятью. Раньше люди знали наизусть телефонные номера друзей, родственников, даты их рождения, стихотворения, песни. А сейчас молодежь надеется найти все в телефоне, в голове хранить «не нужно». А ведь тренировать память важно и для физического здоровья. Такой человек живет дольше и активнее. Изучение языка — самый простой и дешевый способ сохранить мозговую деятельность.

Как изучать язык без среды общения? Сейчас нет необходимости выезжать в другую страну, чтобы общаться с иностранцами. Для этого есть интернет. В изучении языка непрерывность важнее, чем объем. Лучше посвящать этому занятию 5 минут каждый день, чем 2 часа раз в неделю. Это делает язык менее чужим. Приложения также можно использовать, но они нужны больше для самодисциплины. Что касается методик, то нет одной, одинаково подходящей для всех.

В заключение Дмитрий Юрьевич рассказал о том, как сохранить и популяризировать язык. Главный очаг передачи языка — семья. В наше время есть народы, которые почти не общаются на родном языке, и он умирает. Например, в Ирландии почти исчез ирландский. В какой-то момент оказалось, что на нем говорят только немногочисленные жители рыбацких деревень. Чтобы сохранить язык, решили мотивировать детей на его изучение. Разработали программу, организовали в этих деревушках всевозможные фестивали и другие мероприятия для ребят, главным условием участия при этом стала родная речь. Эти фестивали вошли в моду, родители с удовольствие отправляли туда своих чад, и постепенно дети освоили язык, даже стали учить родителей.

Интересен и опыт Кореи. Благодаря уникальному культурному продукту (сериалы, аниме, музыкальные группы) их язык стал модным и вошел в 10 популярных. Лингвист уверен, что любой язык можно сделать популярным, и если постараться, то и на узбекском захотят говорить жители разных стран мира.

Марина ЧИЛАШВИЛИ.

Автор статьи

Марина ЧИЛАШВИЛИ

Марина ЧИЛАШВИЛИ

Образование всегда и везде

Теги

  • #Подростки
  • #Газета
  • #maktab

Поделиться