Выучить иностранный? Запросто!
Знание иностранных языков не роскошь, а необходимость
нашего времени. Все больше людей осознают это, особенно молодежь, которая
использует языки для общения с единомышленниками по всему миру, для учебы,
подъема по карьерной лестнице и путешествий. Но не всем легко дается их
изучение: кто-то пасует перед трудностями, другой долго не достигает нужного
результата. Существует множество методик, но не каждая помогает. Как же изучать
язык эффективно?
С решением этой задачи молодежи решили помочь в Республиканской детской библиотеке, пригласив психолингвиста, синхронного переводчика Дмитрия Петрова. На мероприятие записалось более 90 человек, взрослых и детей. Зал был полон. Беседа получилась интересной и полезной. Присутствующие не только узнали некоторые секреты успешного обучения, но и ближе познакомились с таким «явлением» нашей жизни, как язык.
Ответ на вопрос, почему тему обучения языкам нужно
обсуждать именно с Дмитрием Юрьевичем, прост: он знает много языков и является
автором методик по их изучению, учебников-тренажеров, а также лауреатом премии правительства РФ в
сфере образования и культуры.
По его признанию, методику, ставшую уже достаточно
известной, изначально разрабатывал для себя: всегда хотелось знать больше языков.
Первые языки изучал в школе и вузе академическим способом, после чего ему
захотелось сократить время, затрачиваемое на обучение. И это получилось.
Методикой заинтересовались, и Дмитрию Юрьевичу предложили сделать телевизионную
программу по изучению английского, а потом и других языков на канале
«Культура», где за 16 академических часов 8 детей (4 девочки и 4 мальчика)
получали необходимые знания и навыки. Всего вышло 8 сезонов: по английскому,
итальянскому, французскому, испанскому, немецкому, хинди, португальскому и
китайскому языкам (телеуроки есть в свободном доступе на платформе «Смотрим» и
YouTube). Дмитрий Петров продолжает работать над языковыми проектами,
сосредоточившись на языках малых народностей, сейчас — на якутском. У него
также есть серия методических пособий по РКИ для англичан, французов, испанцев,
сербов и других. А в Чили вышла программа «Русский язык для Южной Америки».
По мнению психолингвиста, первое условие эффективного
обучения — оно должно приносить радость, быть интересным. Целью изучения должна
стать не хорошая оценка и успешная сдача экзамена, а получение удовольствия,
расширение кругозора и информационных ресурсов.
Трудно и легко — условные понятия. Труден обычно тот
язык, который далек от родного. Например, для русского человека сложен
китайский, а для вьетнамца — нет. Уровень знаний, которого хочется достичь,
каждый определяет сам, однако есть база, необходимая для изучения. Но есть и
хорошее известие: несмотря на то, что лингвистика не точная наука, в языке есть
набор алгоритмов, усвоив которые, учащийся сможет хорошо продвинуться в
обучении. Самому Дмитрию Юрьевичу нужно от 1 недели до 2 месяцев, чтобы выучить
язык. Это зависит от того, знаком ли он с родственными языками. На каталонский
переводчик потратил одну неделю, так как уже знал испанский, итальянский и
португальский. А вот калмыцкий потребовал больше времени, зато лингвист
познакомился и с другими языками алтайской семьи. Их объединяют агглютинация,
сингармонизм, система притяжательных окончаний, строгий порядок слов в
предложении. Освоив эти базовые алгоритмы, в следующий раз на изучение
родственного калмыцкому языка он потратит меньше времени.
Конечно, у любого языка есть особенности, которые
появляются в процессе его развития. Но древние языки, как ни странно, были
сложнее современных. Дело в том, что человеку оказалось удобнее воспринимать
информацию короткими элементами, эта необходимость отражается в языке. На язык
влияет и история народа. Вот пример с английским. Раньше он также был
достаточно сложным (3 рода, сложная система спряжения), но ему понадобилось
выжить в условиях жесткой конкуренции и для этого стать проще. На протяжении
нескольких веков в Англии официальным языком был французский. В 1066 году
страна попала под владычество нормандцев. После этого французский стал языком
юриспруденции и производства, на нем также преподавали в университетах,
говорила аристократия. Чтобы «выжить», английский «приспособился» — стал более
простым.
Не только история формирует язык. Также прослеживается
взаимосвязь между языком и менталитетом. Например, в английском слова «доход» и
«прибыль» имеют около 30 эквивалентов, а в русском их почти нет. Зато в русском
есть множество слов, различающих оттенки цвета: карие глаза, каштановые волосы,
гнедой конь. У англичан это все brown.
У каждого человека свое мировосприятие. Мы по-разному
ощущаем гамму вкусов, цветов, так и у народов, которые формируются каждый на
своей территории, имеют свою историю. И чтобы хорошо выучить язык, важно понять
иное мировоззрение, увидеть мир «их глазами». Поэтому в среде учить его легче.
Не оттого, что рядом много людей, хорошо владеющих иностранной речью, а потому,
что изучение идет через ощущение реальности, в которой живут носители.
Дмитрий Петров считает, что можно и нужно знать несколько
языков. На самом деле 50 процентов населения Земли билингвы (двуязычные), 10–15
процентов — трилингвы. Например, жители Индии, которые знают хинди, английский
и обязательный язык штата. Там каждый школьник говорит на трех языках.
Сингапурцы знают четыре, так как в их государстве 4 официальных языка. Жители
Люксембурга в своем большинстве — тоже 4 (немецкий, французский, люксембургский
и английский).
Итак, знание языков не является уделом наиболее
одаренных. Но для эффективного обучения нужны мотивация и методика. Интерес
формируется появлением достижений, пусть и небольших. С этим учетом и важно
выстраивать методику. Человеку не хочется долго и с напряжением работать, не
видя результата. А маленькие успехи его мотивируют.
Как уже говорилось, в каждом языке есть базовые алгоритмы
(от 5 до 10), которые нужно усвоить. В любом случае важно освоить систему
глаголов. В среднем это 200 активно употребляемых слов. Глаголы изменяются по
времени, и это не всегда просто. Во французском, например, 48 временных форм,
но в обиходе в основном используются 2–4. Этого недостаточно для чтения
художественной литературы, но вполне хватит для общения. Один из советов
психолингвиста — довести употребление базовых форм до автоматизма. Также нужно
хорошо освоить систему местоимений, порядок слов в предложении.
Выучить язык для ведения несложных разговоров достаточно
легко. Ведь 90 процентов слов в разговорной речи — это всего 350–400 наиболее
часто используемых лексических единиц. Остальное зависит от индивидуальных
потребностей каждого: одному нужно осваивать профессиональную лексику, другому
достаточно минимальной базы для общения в путешествиях, третьему приятно
поговорить о своих интересах.
Выражение «знать язык в совершенстве» всего лишь метафора, считает Д.Петров и признается, что даже русский не знает в совершенстве, ведь язык — это живой организм и находится в постоянном развитии.
Беседа с лингвистом вызвала много вопросов у слушателей.
Как мотивировать детей на обучение? Важно вызывать интерес и не давить.
Почувствовав сопротивление, отступить на время.
90 процентов обучающихся во взрослом возрасте получили в
детстве психологическую травму и поэтому не смогли тогда усвоить язык. Также
важно понимание уникальности человека, его интересов. Можно выбрать любимый
мультфильм ребенка и включать его на иностранном. Хорошо осваивается язык в
песнях и стихах, они же благодаря ритмичности помогают выработать правильный
акцент. Музыкальные способности и умения — бонус при изучении языков. Учить
детей надо плавно и с любовью, не ругать за ошибки. Страх перед ошибкой —
вредная вещь, ведь невозможно научиться что-то делать сразу без ошибок.
Какой язык выбрать для изучения? Тот, который нужен,
который будешь использовать. Если надо на профессиональном уровне и несколько,
то английский, один европейский и один восточный.
Что делать, если плохая память? Тренировать ее. У нас отпала необходимость пользоваться в полной мере своей памятью. Раньше люди знали наизусть телефонные номера друзей, родственников, даты их рождения, стихотворения, песни. А сейчас молодежь надеется найти все в телефоне, в голове хранить «не нужно». А ведь тренировать память важно и для физического здоровья. Такой человек живет дольше и активнее. Изучение языка — самый простой и дешевый способ сохранить мозговую деятельность.
Как изучать язык без среды общения? Сейчас нет
необходимости выезжать в другую страну, чтобы общаться с иностранцами. Для
этого есть интернет. В изучении языка непрерывность важнее, чем объем. Лучше
посвящать этому занятию 5 минут каждый день, чем 2 часа раз в неделю. Это
делает язык менее чужим. Приложения также можно использовать, но они нужны
больше для самодисциплины. Что касается методик, то нет одной, одинаково
подходящей для всех.
В заключение Дмитрий Юрьевич рассказал о том, как
сохранить и популяризировать язык. Главный очаг передачи языка — семья. В наше
время есть народы, которые почти не общаются на родном языке, и он умирает.
Например, в Ирландии почти исчез ирландский. В какой-то момент оказалось, что
на нем говорят только немногочисленные жители рыбацких деревень. Чтобы
сохранить язык, решили мотивировать детей на его изучение. Разработали
программу, организовали в этих деревушках всевозможные фестивали и другие
мероприятия для ребят, главным условием участия при этом стала родная речь. Эти
фестивали вошли в моду, родители с удовольствие отправляли туда своих чад, и
постепенно дети освоили язык, даже стали учить родителей.
Интересен и опыт Кореи. Благодаря уникальному культурному
продукту (сериалы, аниме, музыкальные группы) их язык стал модным и вошел в 10
популярных. Лингвист уверен, что любой язык можно сделать популярным, и если
постараться, то и на узбекском захотят говорить жители разных стран мира.
Марина ЧИЛАШВИЛИ.
Сегодня
«Танец кисти»
Большой успех начинается с малого
Как жить в темноте и не потерять внутренний свет?
В память о «Небесном соколе»
ПОГОДА
0 C
Tashkent
Курсы валют
Центральный банк