«Танец кисти»
Под таким названием в Международном караван-сарае
культуры Икуо Хираямы была открыта персональная выставка китайской художницы
Чжан Биюнь, организованная Государственным комитетом РУз по развитию туризма,
Национальным PR-центром и Академией художеств Узбекистана. В экспозиции
представлено 65 работ, выполненных в технике гохуа.
Китайская живопись появилась в глубокой древности. Она
символична, иносказательна, для нее характерны лаконичность, ясная композиция,
а также выразительные, ритмичные контуры и плоскостное исполнение без
светотеней. Интересно, что китайские мастера все свои картины пишут без
предварительных эскизов. Для своих работ они используют уникальные материалы:
рисовую бумагу, минеральные краски, китайскую тушь и кисти из шерсти животных.
Искусство гохуа является частью культурного наследия
Китая. Это минимализм, мягкие краски, много воздуха. Картины выполняются на
бумаге или шелке минеральными и растительными водяными красками, тушью. Каждое
изображение имеет скрытый смысл. Персик — символ долголетия, бамбук —
стойкости, орхидея — нежности, хризантема — зрелой красоты.
Много лет Чжан Биюнь работает в одном жанре. Начала
увлекаться живописью в детстве, в 11 лет. Следила за работой мамы-каллиграфа. А
первым педагогом стал Хэ Шуйфа, признанный мастер живописи гохуа. Достигнув
определенного мастерства, художница отправилась учиться за границу. В 2006 году
она окончила обучение в магистратуре Национальной академии искусств в Киеве и с
2009-го путешествует по миру. Ее картины хранятся в музеях Украины, Польши,
России, Италии, Казахстана. В 2011 году под руководством народного художника
Украины Н.Андрущенко получила докторскую степень. В 2014-2015-м работала
приглашенным научным сотрудником в Санкт-Петербургской академии художеств имени
Ильи Репина.
За эти годы Чжан Биюнь достигла многого: она профессор,
доктор наук Львовской национальной академии искусств Украины, член Союза
художников России, Международной федерации художников, Союза художников
провинции Чжэцзян, вице-президент Чжецзянской академии художеств и
преподаватель Чжецзянского технологического университета.
— Рада была сделать здесь выставку. Все эти картины
написаны в 2024 году специально для нее. Я все время рисую цветы, потому что
очень люблю их. Они хорошо передают настроение, я их чувствую. Китай и
Узбекистан дружат, что видно и в сфере искусства. Для нас, людей, важно, что мы
любим друг друга. В вашей стране добрые люди. Мне показали много интересных
мест, прекрасные музеи и уникальную природу. Мне очень нравится быть у вас в
гостях, — призналась художница.
«Китай для нас загадочная, удивительная страна. У
Узбекистана и Китая еще в древности были культурные связи, которые сохранялись
в средневековье, получили развитие в XX веке и особенно в период независимости
Узбекистана. Здесь вспоминали Ханчжоу (родина Чжан Биюнь — примеч. автора), мы
знаем, что этот город, как Самарканд в Узбекистане, культурная столица.
Согдийский шелк, которого нет в наших музеях, есть в музее Ханчжоу.
Современное китайское искусство разнообразно. Есть в нем
реализм, авангард, постмодерн, сохраняется и традиционная живопись. Мы
продолжаем у вас учиться — сохранять духовные основы своей национальной
культуры. Для нас это очень важно.
Мы рады Вашей выставке, она передает невероятное ощущение
гармонии с природой, цветами. Добро пожаловать в Узбекистан», — обратилась к
автору академик, доктор искусствоведения Камола Акилова.
Те, кто, как и китайская художница, готовы подолгу
любоваться красотой цветов, обязательно получат удовольствие от посещения
выставки.
Марина НИКОЛЕНКО.
Фото Алёны БОРИСЕНКО.
Сегодня
«Танец кисти»
Большой успех начинается с малого
Как жить в темноте и не потерять внутренний свет?
В память о «Небесном соколе»
ПОГОДА
0 C
Tashkent
Курсы валют
Центральный банк