«Танец кисти»

Культурная страничка «Танец кисти»
165

Под таким названием в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы была открыта персональная выставка китайской художницы Чжан Биюнь, организованная Государственным комитетом РУз по развитию туризма, Национальным PR-центром и Академией художеств Узбекистана. В экспозиции представлено 65 работ, выполненных в технике гохуа.

 

Китайская живопись появилась в глубокой древности. Она символична, иносказательна, для нее характерны лаконичность, ясная композиция, а также выразительные, ритмичные контуры и плоскостное исполнение без светотеней. Интересно, что китайские мастера все свои картины пишут без предварительных эскизов. Для своих работ они используют уникальные материалы: рисовую бумагу, минеральные краски, китайскую тушь и кисти из шерсти животных.

Искусство гохуа является частью культурного наследия Китая. Это минимализм, мягкие краски, много воздуха. Картины выполняются на бумаге или шелке минеральными и растительными водяными красками, тушью. Каждое изображение имеет скрытый смысл. Персик — символ долголетия, бамбук — стойкости, орхидея — нежности, хризантема — зрелой красоты.

Много лет Чжан Биюнь работает в одном жанре. Начала увлекаться живописью в детстве, в 11 лет. Следила за работой мамы-каллиграфа. А первым педагогом стал Хэ Шуйфа, признанный мастер живописи гохуа. Достигнув определенного мастерства, художница отправилась учиться за границу. В 2006 году она окончила обучение в магистратуре Национальной академии искусств в Киеве и с 2009-го путешествует по миру. Ее картины хранятся в музеях Украины, Польши, России, Италии, Казахстана. В 2011 году под руководством народного художника Украины Н.Андрущенко получила докторскую степень. В 2014-2015-м работала приглашенным научным сотрудником в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина.

За эти годы Чжан Биюнь достигла многого: она профессор, доктор наук Львовской национальной академии искусств Украины, член Союза художников России, Международной федерации художников, Союза художников провинции Чжэцзян, вице-президент Чжецзянской академии художеств и преподаватель Чжецзянского технологического университета.

— Рада была сделать здесь выставку. Все эти картины написаны в 2024 году специально для нее. Я все время рисую цветы, потому что очень люблю их. Они хорошо передают настроение, я их чувствую. Китай и Узбекистан дружат, что видно и в сфере искусства. Для нас, людей, важно, что мы любим друг друга. В вашей стране добрые люди. Мне показали много интересных мест, прекрасные музеи и уникальную природу. Мне очень нравится быть у вас в гостях, — призналась художница.

«Китай для нас загадочная, удивительная страна. У Узбекистана и Китая еще в древности были культурные связи, которые сохранялись в средневековье, получили развитие в XX веке и особенно в период независимости Узбекистана. Здесь вспоминали Ханчжоу (родина Чжан Биюнь — примеч. автора), мы знаем, что этот город, как Самарканд в Узбекистане, культурная столица. Согдийский шелк, которого нет в наших музеях, есть в музее Ханчжоу.

Современное китайское искусство разнообразно. Есть в нем реализм, авангард, постмодерн, сохраняется и традиционная живопись. Мы продолжаем у вас учиться — сохранять духовные основы своей национальной культуры. Для нас это очень важно.

Мы рады Вашей выставке, она передает невероятное ощущение гармонии с природой, цветами. Добро пожаловать в Узбекистан», — обратилась к автору академик, доктор искусствоведения Камола Акилова.

Те, кто, как и китайская художница, готовы подолгу любоваться красотой цветов, обязательно получат удовольствие от посещения выставки.

Марина НИКОЛЕНКО.

Фото Алёны БОРИСЕНКО.

Maqola muallifi

Марина НИКОЛЕНКО

Марина НИКОЛЕНКО

Культурная страничка

Teglar

  • #Подростки
  • #Vatan

Ulashish