Открыть для учеников мир русской культуры

Советы специалиста Открыть для учеников мир русской культуры
32

На протяжении нескольких лет два знаковых образовательных проекта — «Российский учитель за рубежом» и «Класс!» успешно реализуются в Узбекистане, в частности и в Кашкадарьинской области.

Под руководством опытного методиста Гульчехры Султановой российские педагоги внедряют инновационные подходы в преподавании русского языка как иностранного, помогая узбекским коллегам и ученикам преодолевать языковые барьеры.

 

Методист как связующее звено

В сфере образования Гульчехра Султанова более 30 лет, 15 лет работает методистом и уже более 10 лет координирует работу преподавателей русского языка в регионе. За это время она организовала свыше 50 семинаров для учителей, разработала адаптированные учебные пособия с учетом узбекского менталитета, способствовала внедрению «Пушкинской карты», открывшей доступ к российским культурным ресурсам.

Ее сотрудничество с российскими педагогами принесло конкретные результаты: повысился интерес школьников к русскому языку, а местные учителя освоили современные методики преподавания.

Российские педагоги в Узбекистане: практика и инновации

В этом учебном году в Кашкадарьинской области более 10 учителей из России не только ведут уроки, но и в рамках мастер-классов делятся эффективными методиками.

Являясь участником проекта я организовала видеомосты между школами наших стран. Важно, чтобы участники совместных проектов научились сравнивать: например, русские и узбекские сказки.

Педагог Гузелия Ситдикова рекомендует начинать урок с 5-минутной игры, что поможет снять напряжение и настроиться на общение. Посредством «Лингвистической разминки» с использованием ассоциативной цепочки («дом – семья – праздник – плов») она стремится активизировать словарный запас.

«Чем проще и веселее игра, тем лучше запоминается материал», — уверена Саглара Дармаева. Применяя игровые технологии, она проводит грамматические квизы («Угадай профессию», «Собери пословицу»).

Погружение в языковую среду использует Расул Муратов. Учитель рекомендует отказаться от излишней формальности и чаще использовать аудио- и видеоматериалы, например разбор

эпизодов мультфильмов («Маша и Медведь») для тренировки аудирования.

Песни звучат на уроках у Светланы Волковской. Педагог, разучивая с учениками «Калинку», «Подмосковные вечера», объясняет непонятную лексику.

Прием хорового пения улучшает произношение и снимает языковой барьер.

 

Советы учителям РКИ в Узбекистане

Говорите только на русском с первого урока. Даже если ученики не все понимают, они быстрее адаптируются.

Сравнивайте культуры — объясняйте русские традиции через аналогии с узбекскими (например, «Масленица» и «Навруз»).

Используйте местный контекст — при изучении падежей приводите примеры с узбекскими блюдами («Я ем плов», «Я даю другу самсу»).

Результаты и перспективы

Благодаря данным проектам заметно выросла мотивация учеников к изучению русского языка, учителя освоили интерактивные методики. И что особенно важно — укрепились культурные связи между Россией и Узбекистаном.

— Наша задача — не просто научить языку, а открыть для учеников мир русской культуры. И российские педагоги нам в этом активно помогают, — отмечает Гульчехра Султанова.

Сотрудничество продолжается, а значит, впереди новые семинары, проекты и успехи в изучении русского языка в Кашкадарье.

Нурия ИКСАНОВА,

участник проекта «Российский учитель за рубежом».


Maqola muallifi

Нурия ИКСАНОВА

Нурия ИКСАНОВА

Советы специалиста

Teglar

  • #Газета
  • #maktab

Ulashish