Открыть для учеников мир русской культуры

На протяжении нескольких лет два знаковых образовательных проекта — «Российский учитель за рубежом» и «Класс!» успешно реализуются в Узбекистане, в частности и в Кашкадарьинской области.
Под руководством опытного методиста Гульчехры Султановой
российские педагоги внедряют инновационные подходы в преподавании русского
языка как иностранного, помогая узбекским коллегам и ученикам преодолевать
языковые барьеры.
Методист как связующее звено
В сфере образования Гульчехра Султанова более 30 лет, 15
лет работает методистом и уже более 10 лет координирует работу преподавателей
русского языка в регионе. За это время она организовала свыше 50 семинаров для
учителей, разработала адаптированные учебные пособия с учетом узбекского менталитета,
способствовала внедрению «Пушкинской карты», открывшей доступ к российским культурным ресурсам.
Ее сотрудничество с российскими педагогами принесло конкретные результаты: повысился интерес школьников к русскому языку, а местные учителя освоили современные методики преподавания.
Российские педагоги в Узбекистане: практика и инновации
В этом учебном году в Кашкадарьинской области более 10
учителей из России не только ведут уроки, но и в рамках мастер-классов делятся
эффективными методиками.
Являясь участником проекта я организовала видеомосты
между школами наших стран. Важно, чтобы участники совместных проектов научились
сравнивать: например, русские и узбекские сказки.
Педагог Гузелия Ситдикова рекомендует начинать урок с
5-минутной игры, что поможет снять напряжение и настроиться на общение.
Посредством «Лингвистической разминки» с использованием ассоциативной цепочки
(«дом – семья – праздник – плов») она стремится активизировать словарный запас.
«Чем проще и веселее игра, тем лучше запоминается
материал», — уверена Саглара Дармаева. Применяя игровые технологии, она
проводит грамматические квизы («Угадай профессию», «Собери пословицу»).
Погружение в языковую среду использует Расул Муратов.
Учитель рекомендует отказаться от излишней формальности и чаще использовать
аудио- и видеоматериалы, например разбор
эпизодов мультфильмов («Маша и Медведь») для тренировки аудирования.
Песни звучат на уроках у Светланы Волковской. Педагог,
разучивая с учениками «Калинку», «Подмосковные вечера», объясняет непонятную
лексику.
Прием хорового пения улучшает произношение и снимает языковой
барьер.
Советы учителям
РКИ в Узбекистане
Говорите только на русском с первого урока. Даже если ученики не все понимают, они быстрее адаптируются.
Сравнивайте культуры — объясняйте русские традиции через
аналогии с узбекскими (например, «Масленица» и «Навруз»).
Используйте местный контекст — при изучении падежей приводите примеры с узбекскими блюдами («Я ем плов», «Я даю другу самсу»).
Результаты и перспективы
Благодаря данным проектам заметно выросла мотивация
учеников к изучению русского языка, учителя освоили интерактивные методики. И
что особенно важно — укрепились культурные связи между Россией и Узбекистаном.
— Наша задача — не просто научить языку, а открыть для
учеников мир русской культуры. И российские педагоги нам в этом активно
помогают, — отмечает Гульчехра Султанова.
Сотрудничество продолжается, а значит, впереди новые
семинары, проекты и успехи в изучении русского языка в Кашкадарье.
Нурия ИКСАНОВА,
участник проекта «Российский учитель за рубежом».
Shu kecha va kunduzda
Школа, где начинается большое будущее
Открыть для учеников мир русской культуры
Природа полна чудес
Встречный ветер удачи
OB-HAVO

0 C
Tashkent
Valyuta kurslari
Markaziy bank