Профессиональное будущее: как помочь молодым людям найти свой путь

Профориентация — важный аспект становления личности, способствующий человеку в выборе профессии, соответствующей его интересам, способностям и личностным качествам. Этот процесс содействует осознанному выбору профессионального пути, влияет на личностное развитие и удовлетворенность работой.
В последние годы в Узбекистане данному вопросу уделяется
пристальное внимание. «Одним из важных направлений реформ мы наметили
всестороннюю поддержку и создание условий для занятия каждым молодым человеком
достойного места в обществе и проводим в этом направлении масштабную работу», —
сказал Шавкат Мирзиёев. В рамках проводимых в стране реформ в сфере
профессионального образования международные организации оказывают содействие и
поддержку развитию системы.
В этом направлении Министерство дошкольного и школьного
образования ведет активную работу с учетом международного опыта. На днях
министерством была инициирована Международная научно-практическая конференция
на тему «Профориентация: ключ к устойчивому развитию». В мероприятии, прошедшем
в гибридном формате, участвовали специалисты, педагоги, научные сотрудники, а
также международные эксперты из Представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане,
Великобритании и Канады.
Основная цель конференции актуальна, так как сегодняшние реалии, связанные с поиском своего места в жизни, требуют от каждого молодого человека правильного выбора профессии. Это не случайно, научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие постоянно повышают требования к специалистам.
Начальник отдела Министерства дошкольного и школьного
образования Султанбек Абдазов рассказал о проводимой работе. В частности, в
целях расширения представлений учащихся о профессиях и определения их интересов
в современных учебниках, создаваемых в рамках Национальной учебной программы по
общеобразовательным предметам, предусмотрено включение 508 тем по профессиям:
80 — в начальных классах и 428 — в 5–11-м классах. За первые три месяца
прошлого года для учащихся 9–11-го классов (свыше 3 млн 461 тысячи ребят) было
организовано 22 354 экскурсии на предприятия и в организации, 1 410 ярмарок
вакансий. Также среди этой возрастной категории был проведен опрос для
выявления у школьников склонностей и талантов к определенным видам
профессиональной деятельности. В нем приняли участие 1 028 031 учащийся (522
879 девочек).
С 2024-2025 учебного года в 289 общеобразовательных
школах внедрена новая система профессиональной подготовки учащихся. Со
следующего учебного года запланировано ее внедрение еще в 157 школах.
На сегодняшний день сформирован перечень из 60 актуальных
и востребованных профессий: 48 рабочих и 12 современных в сфере IT-технологий,
начата подготовка соответствующих кадров. 14 804 подростка, обучаясь в школе,
начали зарабатывать. 904 из них имеют высокий доход в IT-сфере.
— На данном этапе наша главная цель — дать учащимся
качественное образование, а также системно организовать их профессиональное
обучение, помочь им стать высококлассными специалистами, эффективно
организовать их свободное время для получения дополнительного дохода. Правильно
выбранная профессия даст им возможность успешно работать в интересных для них
областях. Если каждый выпускник овладеет профессией по душе, то в будущем он
принесет пользу и отрасли, и стране, — сказал Султанбек Уктамжонович.
В рамках конференции обсуждались психолого-педагогические
и социальные подходы к ориентации молодежи в выборе профессии, определение
места профессионального образования в рамках Целей устойчивого развития.
Специалисты обменялись опытом внедрения инноваций и цифровых технологий в
профессиональное образование, сотрудничества с национальными и международными
организациями, вузами и профессиональными центрами, поделились результатами
подготовки кадров на основе методов анализа и прогнозирования рынка труда. Также
ознакомились с выводами, предложениями и рекомендациями специалистов, ведущих
исследования, внедряющих инновационные подходы и имеющих практический передовой
опыт работы.
«Конференция посвящена актуальной проблеме, которая существует в нашей стране. Сегодня своим передовым опытом поделились местные и международные эксперты, внедряющие инновационные методы в профориентации. Для каждой страны важно, чтобы молодежь нашла свое место в обществе и на рынке труда. В этом направлении в республике проходит немало мероприятий, которые привлекают учащуюся молодежь к учебным курсам, участию в олимпиадах, конкурсах, выставках, где проявляются их интерес и способности», — поделилась Гульноза Анаркулова, кандидат педагогических наук, профессор Ташкентского экономического института менеджмента и экономики.
В формировании глобальной образовательной среды особое
внимание уделяется обеспечению ее преемственности и непрерывности, высокого
качества, а также ориентированности на творческое развитие. Эффективное
функционирование системы профессионального образования, школ, колледжей и
техникумов, где ведется подготовка кадров по начальному, среднему и среднему
специальному профессиональному образованию, имеет огромное значение для
реализации Целей устойчивого развития ООН.
В рамках конференции проведено изучение осуществляемой
работы, получены мнения международных экспертов и разработаны предложения по
выведению сферы на новый уровень развития в соответствии с направлениями,
обозначенными главой нашего государства.
— Данная конференция своевременна. Спасибо большое
Республиканскому центру профессиональной ориентации и психолого-педагогической
диагностики учащихся, который нас стимулирует на познание опыта специалистов
других стран. Профориентация — это проблема, которая всегда стоит остро.
Сегодняшнее поколение выбирает профессию, а следом за ним идут представители
нового, которые в скором времени тоже встанут перед выбором дальнейшей
профдеятельности, — отметила Елена Иванова, методист, психолог отдела
дошкольного и школьного образования Сергелийского района. — В связи с этим в
школах делается многое: функционируют предметные кружки, которые
заинтересовывают детей, действует психологическая служба, выявляющая личностные
особенности каждого ученика, выпускника и качества, которые необходимо еще
развивать. Мы уже послушали специалистов, которые познакомили нас с различными
программами, не включенными в школьные предметы, но помогающими молодежи. В
частности, этим летом у нас началась большая программа «Активные 90 дней»,
которую инициировал глава нашего государства. За это время ребята могут
научиться тому, чего они не знали и не умели. Программа реализуется под эгидой
Министерства дошкольного и школьного образования, хокимиятов города Ташкента и
районов. При этом не следует людям принимать программу за привычные летние
площадки при школах, где организован каникулярный досуг для учеников начальной
школы, или детские оздоровительные лагеря. В рамках программы организуются
кружки по интересам, в которых формируют профессиональные навыки. То есть
старшеклассники, которые завтра будут выбирать профессию, уже сегодня смогут
пробовать себя в организованных 7 направлениях. Например, ребята получат азы и
в национальных ремеслах, и кулинарии, и IT-технологии, то есть смогут почувствовать
себя там, где им интересно. Конечно, к этому должны быть готовы и
преподаватели. На каждом предприятии или в организации действует школа
«Наставник–ученик». Важно, что при содействии хокимиятов будут приглашаться
специалисты-наставники из разных сфер, от которых ученики смогут узнать о
тонкостях той или иной профессии.
Рекомендации, разработанные участниками конференции, будут сосредоточены на роли профессионального образования в достижении Целей устойчивого развития в республике. Система профессионального образования будет служить устойчивому развитию, уделяя внимание социальному равенству, экономическому росту.
Елена ПЕШЕВА.
Фото из архива МДШО.
Shu kecha va kunduzda
Профессиональное будущее: как помочь молодым людям найти свой путь
Подготовка к походу: как безопасно отдохнуть в горах
Цифровая защита от кибермошенников
Школьный консультант — поддержка для выпускников
OB-HAVO

0 C
Tashkent
Valyuta kurslari
Markaziy bank