Профессиональное будущее: как помочь молодым людям найти свой путь

Международная конференция Профессиональное будущее: как помочь молодым людям найти свой путь
28

Профориентация — важный аспект становления личности, способствующий человеку в выборе профессии, соответствующей его интересам, способностям и личностным качествам. Этот процесс содействует осознанному выбору профессионального пути, влияет на личностное развитие и удовлетворенность работой.


В последние годы в Узбекистане данному вопросу уделяется пристальное внимание. «Одним из важных направлений реформ мы наметили всестороннюю поддержку и создание условий для занятия каждым молодым человеком достойного места в обществе и проводим в этом направлении масштабную работу», — сказал Шавкат Мирзиёев. В рамках проводимых в стране реформ в сфере профессионального образования международные организации оказывают содействие и поддержку развитию системы.

В этом направлении Министерство дошкольного и школьного образования ведет активную работу с учетом международного опыта. На днях министерством была инициирована Международная научно-практическая конференция на тему «Профориентация: ключ к устойчивому развитию». В мероприятии, прошедшем в гибридном формате, участвовали специалисты, педагоги, научные сотрудники, а также международные эксперты из Представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане, Великобритании и Канады.

Основная цель конференции актуальна, так как сегодняшние реалии, связанные с поиском своего места в жизни, требуют от каждого молодого человека правильного выбора профессии. Это не случайно, научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие постоянно повышают требования к специалистам.


Начальник отдела Министерства дошкольного и школьного образования Султанбек Абдазов рассказал о проводимой работе. В частности, в целях расширения представлений учащихся о профессиях и определения их интересов в современных учебниках, создаваемых в рамках Национальной учебной программы по общеобразовательным предметам, предусмотрено включение 508 тем по профессиям: 80 — в начальных классах и 428 — в 5–11-м классах. За первые три месяца прошлого года для учащихся 9–11-го классов (свыше 3 млн 461 тысячи ребят) было организовано 22 354 экскурсии на предприятия и в организации, 1 410 ярмарок вакансий. Также среди этой возрастной категории был проведен опрос для выявления у школьников склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности. В нем приняли участие 1 028 031 учащийся (522 879 девочек).

С 2024-2025 учебного года в 289 общеобразовательных школах внедрена новая система профессиональной подготовки учащихся. Со следующего учебного года запланировано ее внедрение еще в 157 школах.

На сегодняшний день сформирован перечень из 60 актуальных и востребованных профессий: 48 рабочих и 12 современных в сфере IT-технологий, начата подготовка соответствующих кадров. 14 804 подростка, обучаясь в школе, начали зарабатывать. 904 из них имеют высокий доход в IT-сфере.

— На данном этапе наша главная цель — дать учащимся качественное образование, а также системно организовать их профессиональное обучение, помочь им стать высококлассными специалистами, эффективно организовать их свободное время для получения дополнительного дохода. Правильно выбранная профессия даст им возможность успешно работать в интересных для них областях. Если каждый выпускник овладеет профессией по душе, то в будущем он принесет пользу и отрасли, и стране, — сказал Султанбек Уктамжонович.

В рамках конференции обсуждались психолого-педагогические и социальные подходы к ориентации молодежи в выборе профессии, определение места профессионального образования в рамках Целей устойчивого развития. Специалисты обменялись опытом внедрения инноваций и цифровых технологий в профессиональное образование, сотрудничества с национальными и международными организациями, вузами и профессиональными центрами, поделились результатами подготовки кадров на основе методов анализа и прогнозирования рынка труда. Также ознакомились с выводами, предложениями и рекомендациями специалистов, ведущих исследования, внедряющих инновационные подходы и имеющих практический передовой опыт работы.

«Конференция посвящена актуальной проблеме, которая существует в нашей стране. Сегодня своим передовым опытом поделились местные и международные эксперты, внедряющие инновационные методы в профориентации. Для каждой страны важно, чтобы молодежь нашла свое место в обществе и на рынке труда. В этом направлении в республике проходит немало мероприятий, которые привлекают учащуюся молодежь к учебным курсам, участию в олимпиадах, конкурсах, выставках, где проявляются их интерес и способности», — поделилась Гульноза Анаркулова, кандидат педагогических наук, профессор Ташкентского экономического института  менеджмента  и  экономики.

В формировании глобальной образовательной среды особое внимание уделяется обеспечению ее преемственности и непрерывности, высокого качества, а также ориентированности на творческое развитие. Эффективное функционирование системы профессионального образования, школ, колледжей и техникумов, где ведется подготовка кадров по начальному, среднему и среднему специальному профессиональному образованию, имеет огромное значение для реализации Целей устойчивого развития ООН.

В рамках конференции проведено изучение осуществляемой работы, получены мнения международных экспертов и разработаны предложения по выведению сферы на новый уровень развития в соответствии с направлениями, обозначенными главой нашего государства.

— Данная конференция своевременна. Спасибо большое Республиканскому центру профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся, который нас стимулирует на познание опыта специалистов других стран. Профориентация — это проблема, которая всегда стоит остро. Сегодняшнее поколение выбирает профессию, а следом за ним идут представители нового, которые в скором времени тоже встанут перед выбором дальнейшей профдеятельности, — отметила Елена Иванова, методист, психолог отдела дошкольного и школьного образования Сергелийского района. — В связи с этим в школах делается многое: функционируют предметные кружки, которые заинтересовывают детей, действует психологическая служба, выявляющая личностные особенности каждого ученика, выпускника и качества, которые необходимо еще развивать. Мы уже послушали специалистов, которые познакомили нас с различными программами, не включенными в школьные предметы, но помогающими молодежи. В частности, этим летом у нас началась большая программа «Активные 90 дней», которую инициировал глава нашего государства. За это время ребята могут научиться тому, чего они не знали и не умели. Программа реализуется под эгидой Министерства дошкольного и школьного образования, хокимиятов города Ташкента и районов. При этом не следует людям принимать программу за привычные летние площадки при школах, где организован каникулярный досуг для учеников начальной школы, или детские оздоровительные лагеря. В рамках программы организуются кружки по интересам, в которых формируют профессиональные навыки. То есть старшеклассники, которые завтра будут выбирать профессию, уже сегодня смогут пробовать себя в организованных 7 направлениях. Например, ребята получат азы и в национальных ремеслах, и кулинарии, и IT-технологии, то есть смогут почувствовать себя там, где им интересно. Конечно, к этому должны быть готовы и преподаватели. На каждом предприятии или в организации действует школа «Наставник–ученик». Важно, что при содействии хокимиятов будут приглашаться специалисты-наставники из разных сфер, от которых ученики смогут узнать о тонкостях той или иной профессии.

Рекомендации, разработанные участниками конференции, будут сосредоточены на роли профессионального образования в достижении Целей устойчивого развития в республике. Система профессионального образования будет служить устойчивому развитию, уделяя внимание социальному равенству, экономическому росту.



Елена ПЕШЕВА.

Фото из архива МДШО.

Автор статьи

Елена ПЕШЕВА

Елена ПЕШЕВА

Международная конференция

Теги

  • #образование
  • #Подростки
  • #Газета

Поделиться