Время требует инновационных решений
На базе филиала Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена в городе Ташкенте прошла III Российско-узбекская конференция «Методика преподавания в современной школе: актуальные проблемы и инновационные решения». В качестве участников мероприятия зарегистрировалось более 250 педагогов. В рамках конференции прошли пленарные и секционные заседания, круглый стол и мастер-классы.
Форум охватил девять тематических направлений, отражающих ключевые тенденции современного образования: управление образованием, методика начального обучения, преподавание русского языка как иностранного, точные и естественные науки и другие актуальные темы. Кроме того, в каждой секции особое внимание уделялось вопросам развития функциональной грамотности, цифровой трансформации образования и возможностям применения искусственного интеллекта в учебной деятельности. Одной из важных идей, озвученных на конференции, стало возможное включение в ее тематику вопросов инклюзивного образования и сотрудничество участников в этой сфере.
На высоком уровне
Масштаб и важность мероприятия подчеркнул уровень гостей, открывших форум. Это представители министерств обеих стран, Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан, ректоры университетов и другие работники образовательных структур.
Заместитель министра дошкольного и школьного образования Азизбек Турдиев отметил, что сегодня, когда мир стремительно меняется, именно образование становится главным фактором устойчивого развития общества и источником духовного богатства нации. Современная школа — это не просто место передачи знаний, а пространство формирования личности, мышления и ценностей. Главная цель реформ в сфере образования Узбекистана — создание современной системы, отвечающей требованиям XXI века.
Исполнительный директор филиала РГПУ имени А.И.Герцена в городе Ташкенте, советник министра дошкольного и школьного образования Улугбек Ташкенбаев отметил, что сегодня под руководством Президента Республики Узбекистан проводятся масштабные реформы системы непрерывного образования. Изучается мировой опыт, внедряются инновационные подходы, совершенствуется система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Филиал активно участвует в международных исследованиях, определяет актуальные проблемы и ищет пути их решения.
В рамках реализации утвержденной «дорожной карты» до 2030 года перед Министерством дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан и Министерством просвещения Российской Федерации стоят масштабные и амбициозные задачи. Благодаря дружеским отношениям между президентами двух стран динамично развивается взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Узбекистаном во многих сферах. Особое место среди них занимает образование, ведь именно оно формирует будущее поколение высококвалифицированных специалистов.
Сегодня в Узбекистане функционируют 30 зарубежных университетов, из которых 14 — российские филиалы. Этот факт является ярким подтверждением эффективности совместной работы и высокого уровня доверия между нашими государствами.
Особое значение в контексте российско-узбекского сотрудничества имеет проект «Класс!», направленный на развитие профессиональной компетенции педагогов, создание инновационной образовательной среды и укрепление партнерства между странами в области педагогического образования. Проект стал площадкой, где встречаются идеи, опыт и вдохновение преподавателей, студентов и практиков, объединенных общей целью — сделать школу пространством творчества и развития.
Улугбек Нигматович подчеркнул, что проведение форума стало возможным благодаря поддержке Министерства дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан, Министерства просвещения Российской Федерации, Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», а также в партнерстве с Национальным институтом педагогического мастерства имени А.Авлони и Центром международного сотрудничества Министерства просвещения РФ. Отмечено, что все, что делается сегодня, способствует укреплению партнерских связей между Россией и Узбекистаном, а также подготовке нового поколения — интеллектуально развитых, креативно мыслящих и ответственных граждан, способных формировать будущее страны.
«В ташкентском филиале РГПУ активно внедряется инновационный подход: проектное обучение, практико-ориентированные модули, цифровые лаборатории. Мы стремимся готовить педагогов, которые умеют проектировать образовательную среду, где ученик становится активным участником процесса познания.
Говоря об инновациях, мы имеем в виду не только новые технологии, но и новое педагогическое мышление, открытое, исследовательское, ориентированное на личность ученика. Истинный смысл педагогической инновации — это не просто обновление форм и инструментов, а обновление самого содержания образования. Дорогие коллеги, пусть наша конференция станет площадкой для профессионального диалога, обмена опытом и творческого роста. Ведь именно от нас зависит, какими будет образование завтрашнего дня современным, гуманным и созидательным», — сказал он.
«Русский учитель за рубежом»
Директор Центра международного сотрудничества (ЦМС) министерства просвещения РФ Сергей Малышев рассказал об опыте проекта «Российский учитель за рубежом» (РУЗР). В 2020-2021 учебном году в Узбекистан приехали 100 российских специалистов, участников этого проекта, в 2024-2025 году их количество увеличилось до 250. Это методисты, учителя начальных классов, биологии, физики, химии, математики, РКИ и информатики. Их помощь распространяется не только на школьные занятия, но и внеурочную деятельность. При поддержке российских педагогов функционируют 228 кружков и факультативов.
«Сотрудничество Узбекистана и России в сфере образования развивается в последние годы очень динамично, и это не набор разрозненных инициатив, а совместное выстраивание системы. За последние годы мы увидели не просто количественный рост, мы увидели формирование условий для устойчивого профессионального взаимодействия, доверие родителей, открытость министерств и готовность вузов и предприятий работать в паре — все, что создало прочную платформу, на которой проект «Российский учитель за рубежом» стал инструментом системных улучшений и изменений. Сегодня проект «Российский учитель за рубежом» — это уже не просто отдельная инициатива, а целостная система, охватывающая 98 школ по всей республике. Его прочную основу составляет проект «Класс!». Благодаря «Классу!» РУЗР получил единый стандарт содержания, методическое сопровождение и современные учебно-методические комплексы, адаптированные под задачи узбекских школ, стал системным, устойчивым и по-настоящему совместным, опирающимся на лучшие традиции своих стран и отвечающим на вызовы современного образования.
Если раньше проект «Класс!» был связан только с преподаванием РКИ, то сегодня в рамках проекта РУЗР мы расширяем эту модель на всю школьную предметную линию. От начальных классов до информатики и физики, выстраивая методическую поддержку учителям-предметникам со стороны РГПУ и его ташкентского филиала. Это ответ на реальный запрос от национальных школ страны. Когда поступили обращения по преподаванию информатики, физики и естественных наук, стало ясно, что речь идет не просто о предметах, а о новом содержании образования, которое открывает путь в современные технологии и профессии будущего. И в этом особая ценность нашего проекта. Важно не количество педагогов, а то, как они работают в ответ на реальные потребности, помогая развивать естественно-научные и инженерные направления. Так постепенно выстраивается общая образовательная система, где российский опыт становится ресурсом развития, а не просто экспортом готовых решений.
Но наша работа не ограничивается уроками. Внеурочная деятельность помогает ученикам увидеть, что знания имеют практическое применение. Когда урок продолжается в кружке, на факультативе или мастер-классе, появляется интерес и желание развиваться дальше. Это не только делает обучение интересным, но и помогает детям понять, чем же они действительно хотят заниматься в будущем. А это сейчас очень важно.
Внеурочная деятельность — это не просто дополнение к школьной программе, а важный элемент целой цепочки. Интерес к предмету формирует компетентность. Компетенция помогает определиться с профилем, а профиль открывает путь к будущей профессии. Когда мы вкладываемся в такую работу сегодня, мы создаем основу для профессиональной подготовки и востребованности молодежи завтра.
Полученный опыт — это ценный ресурс, который может быть использован при формировании новых направлений проекта и дальнейшем развитии наших совместных образовательных инициатив.
Когда я рассказываю о нашем проекте, я всегда с особой гордостью говорю, что именно в Узбекистане формируются новые модели реализации образовательного сотрудничества. Республика стала настоящей лабораторией инноваций в сфере образования», — подчеркнул Сергей Вадимович.
В мае 2025 года в Намангане в рамках конференции ректоров вузов России и Узбекистана была выражена заинтересованность в расширении сотрудничества по проекту РУЗР на сферу среднего специального образования. Выход проекта на этот уровень превратил его из гуманитарной инициативы в инструмент экономической интеграции. Как было отмечено, поддержка ПАО «Камаз» и ПАО «РЖД» подтверждает практическую направленность проекта, ориентированного на подготовку кадров, востребованных российскими компаниями, реализующими совместные проекты в Узбекистане. Подготовка специалистов формирует основу для будущих совместных экономических инициатив.
Одним из ключевых направлений сотрудничества стало создание предуниверсария, отвечающего запросу Узбекистана на углубленное естественно-научное и физико-математическое образование. С сентября 2025 года в общеобразовательных школах №№ 187, 208 и 210 Ташкента запущен пилотный проект
«Менделеевская школа», обеспечивающий профильную подготовку для дальнейшего обучения в инженерных и научных направлениях.
Реализуется также проект «Курчатовская школа» — модель предуниверсария физико-математического профиля, который создается при поддержке филиала НИЯУ «МИФИ» и корпорации «Узатом». Кадровое обеспечение осуществляется в рамках проекта РУЗР.
Сформирована система непрерывной подготовки специалистов, начиная со школьного уровня. Для координации этой работы на базе филиала РГПУ в Ташкенте создается учебно-методический координационный центр. Он объединит усилия российских и узбекских образовательных структур, станет площадкой для методической поддержки педагогов и платформой для дистанционных форм обучения.
Центр международного сотрудничества Министерства просвещения РФ выступает стратегическим партнером в реализации этих инициатив. В числе приоритетных направлений сотрудничества — коррекционная педагогика, двойное наставничество и развитие педагогических объединений.
В рамках трехстороннего соглашения между ЦМС, Национальным агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан и филиалом РГПУ в одной из столичных школ начата работа российских педагогов-дефектологов. Также развивается система наставничества, включающая поддержку молодых педагогов и студентов, проходящих стажировки в школах Узбекистана. Кроме того, в совместных проектах задействованы семь педагогических объединений (более 60 специалистов из России и Узбекистана). Планируется дальнейшее развитие этих форм профессионального взаимодействия.
Сотрудничество наших стран рассматривается участниками как взаимное обогащение образовательных практик: узбекские педагоги получают доступ к современным российским ресурсам, а российская сторона — к уникальному опыту узбекской школы.
Работа по поддержке педагогов развивается и в более широком формате. Ассоциация русских школ за рубежом, созданная в 2023 году, объединяет 700 образовательных учреждений в 95 странах, из них — 24 школы Узбекистана (вместо 10 в начале проекта). Рост участия свидетельствует о формировании устойчивого профессионального сообщества, объединенного общими целями развития образования.
«Сегодня мы видим, как гуманитарный проект, который начинался как образовательная миссия, превратился в систему устойчивого партнерства двух стран. Однако любой, даже самый гениальный проект остался бы на бумаге без поддержки. Мы хотим выразить искреннюю благодарность нашим партнерам за то, что они создали все условия для его реализации и помогли ему вырасти в системный элемент образовательной политики России», — заключил докладчик.
Опыт Узбекистана
Представитель Национального института педагогического мастерства имени А.Авлони М.Мухаммадюнусова отметила, что одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Узбекистан является поддержка непрерывного профессионального развития учителей, совершенствование их знаний, навыков и формирование культуры самосовершенствования. Современный педагог рассматривается не только как носитель знаний, но и как творческая личность, способная к инновациям и обмену опытом.
«Еще одним важным подтверждением внимания, уделяемого образованию, стала инициатива нашего Президента Шавката Мирзиёева — создание Академии ЮНЕСКО по женскому лидерству. И мы верим, что эта инициатива откроет двери беспрецедентным возможностям для тысячи женщин и девочек», — подчеркнула она.
Важным шагом в развитии педагогического мастерства стали мероприятия «День профессионального развития» (ДПР) и «Час профессионального развития» (ЧПР). ДПР проводится раз в две недели, а ЧПР — еженедельно, обеспечивая системное и практическое повышение квалификации педагогов. 2025–2026 учебный год охватывает 11 направлений, включая языки, науки, технологии и искусство. В работе задействованы 1 550 опорных школ, 292 мастера-тренера и 3 901 наставник.
Занятия строятся на инвертной системе и включают темы личностного роста, культуры обратной связи, благополучия и проектного обучения. Эти подходы формируют у педагогов навыки самоанализа, коммуникации и творческого мышления. Модель профессионального взаимодействия напоминает систему peer learning, применяемую во Вьетнаме, Сингапуре и Великобритании.
Эти инициативы соответствуют целям Стратегии «Узбекистан–2030», направленной на развитие человеческого капитала, повышение качества образования и внедрение цифровых технологий. Активную роль в этом процессе играет Национальный институт педагогического мастерства имени Абдуллы Авлони, обеспечивающий научно-методическую поддержку и развитие сети тренеров и опорных школ.
Для цифровизации процессов создана платформа, где автоматизирован учет посещаемости и результаты обучения. Главная идея мероприятий ДПР и ЧПР — развитие внутренней мотивации учителя, его способности к рефлексии и сотрудничеству.
Как подчеркнул докладчик, истинные инновации в образовании проявляются не в технологиях, а в трансформации самого учителя — в его умении анализировать, мыслить творчески и вдохновлять учеников.
Взгляд изнутри
Конечно самые главные участники конференции — педагоги. Их отзывы, полные впечатлений и эмоций, являются хорошим доказательством эффективной работы конференции и пользы подобных мероприятий.
Вера Мирякупова живет в городе Чирчике и работает в одном из детских садов, в то же время является студенткой 4-го курса Чирчикского государственного педагогического университета, старается самосовершенствоваться, узнавать новое, поэтому и приехала в столицу для участия в конференции. Она с удовольствием поделилась своими впечатлениями:
— В нашем городе, к сожалению, подобные мероприятия на русском языке пока не проводятся, и русскоязычным педагогам приходится приезжать в Ташкент. Организация была на высшем уровне.
На пленарном заседании выступали значимые люди из образовательной сферы с докладами на самые актуальные темы. Обсуждались современные проблемы, соответствующие названию конференции. Особенно понравилось, что профессора старшего поколения активно отслеживают современную культуру детей, используют молодежный язык. Это было очень интересно наблюдать.
Обсуждались и новые методики. Например, один из докладчиков затронул тему списывания домашних заданий с ChatGPT. Действительно, пока никто не знает, как с этим справиться: ответы выглядят настолько естественно, что не всегда понятно, где — человек, а где — искусственный интеллект.
После утреннего кофе-брейка участники разделились по секциям. Я выбрала направление начальных классов и узнала много нового о правовой и информационной грамотности. Сделала для себя вывод, что стоит внедрять уроки по цифровой безопасности — это сейчас особенно важно.
В моей секции «Методика начального образования» основное внимание уделялось нравственному развитию и осознанию ребенком своего места в жизни, а также вопросам информационной безопасности. Подчеркивалось, что главное — создать комфортную атмосферу для ребенка, ведь это уже половина успеха обучения.
Особое внимание уделялось знанию истории своей страны, физическому воспитанию и труду, а также использованию цифровых технологий в начальной школе. Обсуждали и диалоговый подход, используемый в сингапурской модели, и метаметодический — когда одна тема раскрывается через разные предметы, чтобы ребенок связывал знания с жизнью. Такой подход делает обучение более глубоким и осмысленным.
На второй день также прошли пленарные заседания — уже более предметные: математика, физика и другие направления. Это было полезно именно для педагогов, ведь чтобы научить ребенка, преподаватель сам должен владеть современными методиками.
После этого я участвовала в интенсиве «Как превратить младшего школьника в детектива информации». Доцент Анна Денисова из РГПУ имени Герцена представила методику — игровое путешествие по Санкт-Петербургу, где дети изучают город с помощью карты и заданий. Мы сами участвовали в игре, и даже взрослые увлеклись настолько, что преподаватель напомнила, что мы не дети. Идея очень вдохновляющая — можно адаптировать ее, например, для Ташкента или древних городов Узбекистана.
Второй мастер-класс, который я выбрала, — «Физика бумаги». Нам показали, как объяснять физические явления с помощью простых вещей — бумаги, линейки, ручки. Мы даже решили олимпиадное задание за десятый класс для специализированных школ! Было удивительно, насколько просто подручными средствами можно объяснить сложные вещи — это и есть настоящее педагогическое мастерство. Особенно поразило, с какой легкостью преподаватель превращал обычный эксперимент в увлекательное исследование: мы вместе делали выводы, и каждый участник ощущал себя настоящим ученым. Ведущий Артемий Крушельницкий, доцент РГПУ, подчеркнул, что даже самые простые опыты могут вызвать у детей интерес к предмету, если учитель подает материал с увлечением.
Два дня конференции были наполнены впечатлениями, дискуссиями, интересными докладами и продуктивной работой.
Марина ЧИЛАШВИЛИ.
Фото из архива организаторов.
Shu kecha va kunduzda
Спорт, экстрим и командный дух
Время требует инновационных решений
Мир в цифровом движении
Фестиваль, объединяющий поколения и страны
OB-HAVO
0 C
Tashkent
Valyuta kurslari
Markaziy bank