Магия живого искусства

Люди. События. Факты Магия живого искусства
126

Балет — один из первых танцевальных жанров, возведенных в ранг искусства, где техники и правила дарят каждому танцору возможность совершенствоваться в разных стилях танца.


В симбиозе живой музыки, живого танца и живого восприятия зрителей рождается магия, дарящая зрителю возможность стать участником истории, которая может быть волшебной, захватывающей, провоцирующей или тревожной, а порой способной довести до слез.

О том, как в классическом танце все должно быть выверено, точно, четко, не понаслышке знает Эльмира Юсупова — молодая солистка Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои.

Она родилась 18 февраля 1998 года в городе Ташкенте. В 2017 году окончила Ташкентскую государственную высшую школу национального танца и хореографии, в 2021-м — Государственную академию хореографии, с 2015-го работает в главном театре Узбекистана, куда мечтают попасть юные балерины. На сегодняшний день, несмотря на ее молодость, Эльмира Юсупова исполняет ведущие, самые значимые и сложные партии. О своем творческом пути, педагогах и мечтах,  сегодняшнем дне в театре она рассказала нашей редакции.

— Как Вы пришли в театр?

— С самого детства я любила танцевать: едва услышав музыку начинала двигаться. Мама с бабушкой заметили мои способности и отвели в кружок, где уже в свои три с половиной года выступала на сцене. Позже были занятия в Доме культуры, а затем выбор — поступать в хореографическое училище. Сначала я боялась строгой дисциплины, но решилась, даже пожертвовав одним школьным годом.

Первый приход в здание Большого театра имени Алишера Навои я запомнила навсегда: шли мурашки по коже, ощущение, будто стены хранят дух великих артистов. Сегодня балет стал моим призванием, а театр — вторым домом, где переживаю и самые светлые, и самые трудные моменты.

— Кто из наставников оказал на Вас наибольшее влияние и помог добиться успеха?

— Первые три года обучения моим педагогом была Алла Иркиновна Исакова. Она всегда говорила, что данные не так важны, как трудолюбие и старание. Она была доброй и лучезарной, заряжала нас энергией и привила любовь к балету. Затем один год у нас преподавала солистка театра Виолетта Георгиевна Бондис, приоткрывшая нам двери театрального мира.

Но главным моим школьным педагогом стала Елена Викторовна Вышинская. Она вложила в нас свою душу, воспитывала строго, но по-доброму, закалила характер и подготовила к театру.

Я считаю ее своей школьной мамой. Большое влияние на меня оказала и Айдин Убайдуллаевна Ешимбетова — педагог по народно-сценическому танцу.

Важную роль сыграл Куркмас Сагатович Сагатов: именно он впервые пригласил нас на практику в театр. А затем со мной начал работать Замир Примбетович Нурымбетов, заслуженный артист Узбекистана. Все мои сольные партии «Чиполлино», «Жизель», «Щелкунчик», «Тумарис» — проходили через его руки.

Сильно помогали и другие педагоги, которые вдохновляли, учили верить в себя, пробовать новое. Когда я была в кордебалете, много вложили в меня Назима Хасанова, Амина Бабаджанова и Галия Холматова.

Каждый педагог дал мне что-то свое, но именно благодаря Елене Викторовне и Замиру Примбетовичу я обрела ту балетную закалку, которая помогла мне добиться успеха.

— Есть ли у Вас свой секрет подготовки к премьере?

— Особого секрета нет. Всегда начинаю с просмотра записей. Как танцевали артисты прошлых поколений и современные исполнители, изучаю книги и историю постановки. Например, готовясь к «Ромео и Джульетте» или «Даме с камелиями», искала свое прочтение героини. Для меня важно не просто выучить движения, а прожить роль и через свой характер раскрыть образ.

— Что для Вас важнее: сохранить традиции или искать новые формы на сцене?

— Раньше мне казалось, что главное — сохранять традиции: есть «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик», и этого достаточно. Но когда мы попробовали новые направления «неоклассику», «контемпорари», я поняла, что одно без другого невозможно. Новые формы помогают лучше чувствовать тело и эмоции, а традиции дают фундамент, без которого ничего не получится. Все современное выросло из классики.

— Какую реакцию зрителей вы считаете самой ценной?

— Раньше во время спектакля для меня главным были аплодисменты. Теперь я больше всего ценю тишину. Когда зрители боятся вздохнуть, значит, они полностью погружены в спектакль.

А уже потом — бурные аплодисменты и благодарные взгляды. Это для меня самая дорогая награда.

— Что бы вы хотели пожелать молодым зрителям, которые только открывают для себя театр?

— Иногда молодым зрителям трудно понять спектакль с первого раза. Это нормально. Рекомендую перед началом спектакля прочитать либретто (краткое содержание) или посмотреть короткие видео о постановке, тогда сюжет станет понятнее. Главное — не расстраиваться: со временем появляется вкус и зрительский опыт. Желаю, чтобы молодежь чаще приходила в театр. Возможно, кто-то захочет сам стать артистом, а кто-то просто полюбит искусство на всю жизнь.

* * *

Эльмира Юсупова участвовала в открытии сезонов, в том числе «1-Open air» (2017). В 2023 году стала лауреатом I степени Республиканского конкурса «Молодые исполнители балета». Она активно выступает на национальных праздниках, праздновании Дня независимости, Навруза, а также в качестве солистки в международном музыкальном фестивале «Шарқ тароналари». С театральной труппой выступала на международных театральных площадках в Германии, Великобритании, ОАЭ, Китае, России, Азербайджане, Казахстане, Турции и Таджикистане, представляя богатство национальной культуры и искусство хореографии. В национальных балетах ее героини особенно выразительны: в «Муқаддас баҳор» избранная девушка символизирует жертвенность и внутреннюю силу, а в «Хумо» Зулейхо — нежность и поэтичность, пробуждающие веру в красоту и любовь. Но молодая солистка мечтает попробовать себя и в других амплуа.

В преддверии Дня независимости Республики Узбекистан молодая солистка Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои Эльмира Юсупова удостоена медали «Маданият ва санъат фидокори».

Беседовала Гулзайнаб ЗУЛХАЙДАРОВА.

Фото Юрия ПОЛЯНСКОГО.

Maqola muallifi

Гулзайнаб ЗУЛХАЙДАРОВА.

Гулзайнаб ЗУЛХАЙДАРОВА.

Люди. События. Факты

Teglar

  • #Газета

Ulashish