К славе готовят с… детства

«Народная артистка Узбекистана Мукамбар Хакимовна
Рахимова», — так официально объявляют на мероприятиях актрису, режиссера,
которую с 12 лет запомнили как талантливую девочку с уникальными голосовыми
способностями. С юного возраста она принимала активное участие в телепередачах,
радиожурналах «Друзья», «Улыбка», «Соотечественник», «Хорошее настроение»
Гостелерадио Узбекистана, на протяжении десятков лет — в дубляжах фильмов.
Сегодня Мукамбар Рахимова — мастер дубляжа высочайшего
класса: «Меня с детских лет пестовали корифеи искусства театра и кино, сначала
работали в старой киностудии на Шайхантахуре, также в кинотеатре «Ватан», где
сейчас Национальный академический драматический театр Узбекистана. Работали
практически после 24 часов, когда спектакли заканчивались, трамваи
останавливали работу. Актеры приходили на дубляж с едой, чаем, порой и со
своими детьми. Мы, дети, участники дубляжа спали по очереди. Нас укрывали, кто
своим пальто, кто костюмом, шалью. Когда же подходила очередь наших реплик, шептали:
«Дочка, сынок, вставайте, пришла ваша очередь!» Мы быстро приводили себя в
порядок: обливали лицо холодной водой, а горлышко полоскали теплой. Чтобы как
можно скорее после сна войти в голосовой образ героя на экране, нам помогали
старшие. Так получалось, что в киностудии днем шел съемочный процесс, в ночь до
утра шли тонировка, озвучение или дубляж. Мы, школьники, были постоянно в
творческой форме, а взрослые — актеры и режиссеры — готовили нас к нашему
будущему. По окончании работы всех развозили по домам, по дороге хором пели
веселые песни. Дома, немного отоспавшись, шли в школу. Вот так прошло мое
детство. Благодарна взрослым коллегам и мгновениям, подготовившим меня к
будущей профессии».
Мукамбар Рахмова скромная женщина, но при этом предельно дисциплинированная, ответственная, во время работы требующая полной отдачи от себя и других.
«У нас была школа дубляжа, созданная из актеров театров
имени Мукими, Хамзы, ТЮЗа в 40–50-е годы, после войны. Времена были тяжелые,
огромное уважение и память к тем, кто отбирал нас, передавал свои талант,
знания, любовь к профессии, главное, произносимому слову. Помогали, учили
видеть ошибки не только у коллег, но, главное, у себя, чтобы не повторять их на
сцене, экране и в жизни. Такое тогда было отношение взрослых к нам, только
вступающим на творческую стезю детям. Мы продолжаем путь в память своих
учителей, не пошли против выбранной профессии, таланта, всего себя отдавали
народу, но при этом оставались загадкой. Это стало моим жизненным кредо — быть
всегда в форме. Не имею права расслабляться: профессия актрисы, режиссера
обязывает».
Мукамбар Рахимова окончила Ташкентский
театрально-художественный институт имени А.Н.Островского по специальностям
«Актерское мастерство» и «Режиссура». В качестве режиссера ставила спектакли в
ферганском, джизакском и других театрах, а также радиоспектакли «Разговор без
свидетеля», «Письмо неизвестной», «Золотая голова мстителя». Известна как
режиссер дубляжа фильмов «Белые росы», «Игла», «Мио, мой Мио», «Новые сказки
Шахерезады» и других. С 1964 года снималась на киностудии «Узбекфильм». На ее
счету около 30 фильмов. Она отличалась широтой диапазона, высоким мастерством,
глубоким драматизмом и сатиричностью образов. До сих пор она на своем месте —
около 70 лет перед микрофоном, создав на узбекском языке уникальные голосовые
образы коллег мирового экрана.
«Искусство — светило. Ему нужны честные, с благородной
душой люди, чтобы любить и беречь накопленное и переданное нам педагогами,
наставниками, передавать тем, кто этого заслуживает. Всегда в моей памяти
наставники, несравненные актеры театра дубляжа, при работе которых не верили
своим ушам — Шукур Бурханов, Олим Ходжаев, Сара Эшонтураева, Марьям Ибрагимова,
Амин Турдыев, Тошхон Султанова, Замира Хидоятова. Моим главным учителем был Хамза
Умаров, с которым в паре много работали. В 16 лет мне доверили быть рядом с ним
у микрофона. Однажды я перепугалась, а он отвел меня в сторону, взял за плечи и
спокойно сказал: «Я из тебя человека сделаю, только не бойся меня». Мы
продолжили работу. Тогда научилась искусству голосового перевоплощения, меня
стали хвалить, я возгордилась. Он снова подозвал меня: «Выше головы не надо
прыгать, там, на экране, за тебя уже сыграли, все сделали, ты должна не мешать
героине, а просто нести смысл того, о чем она говорит. Зритель должен, слыша
твой голос, видеть актрису на экране и понимать, что происходит. Поэтому ты
должна в меру играть голосом, чуть со своим отношением, видением, но не
переигрывать. Верю в тебя, ты сможешь! Всегда оставайся сама собой, ищи зерно и,
смотря в глаза актрисы, прочтешь то, что у нее внутри. О глазах героинь,
которых дублировала, также напоминали и Шукур Бурханов, и Олим Ходжаев, которых
никто не смог заменить на сцене, экране. Уверена, тот, кто хоть одним словом
помог, научил правильно говорить, тот для нас учитель, устоз. Даже если мой
ученик меня поправит по ходу работы, миллион раз скажу «спасибо», зная, что
взращиваю настоящего друга. В свое время поставила голос многим сегодняшним
народным артистам, мастерам искусства дубляжа. Готовя себе смену, понимаешь,
что искусство будет жить вечно. И ты тоже. На моем счету как актрисы дубляжа 1
500 фильмов. Редко бываю довольна своей работой. Просматривая их через
десятилетия, нахожу то, что сегодня не сделала бы так. Но тем, что я в искусстве,
довольна. Если бы начать свою жизнь сначала, то выбрала бы этот путь вновь,
ведь когда я работала, то забывала обо всем. Наставник должен учить своих
учеников от всей души, усердно всему тому, что знает сам. Придерживаюсь мнения,
что в любой профессии, будь то плотник или ювелир, нужно передавать свои
знания. «Время мчится, нельзя останавливаться на достигнутом», — говорили нам
педагоги, наставники. Не стоит на месте и кинематограф, перекликаясь с эпохой и
временем. Надо любить жизнь, какая бы она ни была, вот такая и я сама…»
Есть фильм «Все остается людям». Не нужно разбрасывать
себя по мелочам, каждый выбирающий профессию обязан сосредоточиться на чем-то,
достигнуть вершины и передавать, как эстафету, будущему человечеству.
«Королева дубляжа» родилась 23 марта 1941 года. В дни
весеннего праздника Навруз хочется пожелать Мукамбар Хакимовне от имени
многомиллионных поклонников ее таланта всего наилучшего, крепкого здоровья и
процветания.
Флора ФАХРУТДИНОВА.
Фото из архива автора
и М.Рахимовой.
Shu kecha va kunduzda
Время быть в движении
К славе готовят с… детства
Право на счастье
Традиции и современность
OB-HAVO

0 C
Tashkent
Valyuta kurslari
Markaziy bank