Ученье — путь к уменью

В Русском доме состоялся очередной семинар Ташкентской методической лаборатории для преподавателей высшей школы. Мастер-классы для педагогов провели участники Летней школы в Санкт-Петербурге, для которых эта поездка стала наградой за победу в конкурсе.
В наше время специалисту любой сферы, чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо постоянно следить за новыми тенденциями и осваивать современные инструменты. Постоянное обучение позволяет учителям обновлять знания и осваивать новые педагогические методы. Это способствует повышению качества образования и лучшей адаптации к современным требованиям школы. Как отметила руководитель образовательных программ Русского дома в Ташкенте Ирина Сульжина, проводимый семинар ориентирован в будущее, так как образование сегодня технологично.
Рано Батырова из Национального университета Узбекистана поделилась знаниями о трехэтапной (трехчастной) системе анализа художественного текста. Так, предтекстовая деятельность может включать вопросы для ввода в тему, работу с незнакомыми словами, прогнозирование и т.д. Притекстовые задания — чтение с комментированием, остановками, по ролям, работа с отдельной лексикой и правильным пониманием текста. Послетекстовая деятельность — задания с вопросами по произведению, пересказ и другие. Рано Махкамовна привела примеры и пояснила задания к каждому этапу.
Работа с названием или эпиграфом. Пьеса А.Островского «Гроза». Что можно сказать по названию? Какие ассоциации оно вызывает? Что будет происходить с героями?
Ассоциативный ряд. Роман А.Пушкина «Капитанская дочка». Ключевые слова: честь, мятеж, патриотизм. Учащиеся пишут ассоциации и в процессе создают смысловое поле для чтения.
Прогноз по иллюстрации. Что изображено? Какие эмоции и события? Что произойдет дальше?
Интервью с автором (для старших классов и студентов). Учащийся берет интервью у автора до чтения текста.
Результатом выполнения притекстовых заданий становится мотивация, формирование гипотезы, которую хочется проверить. Во время чтения произведения уместно делать остановки для пояснения текста и дальнейшего прогнозирования, как поведет себя герой и будут дальше развиваться события. После чего можно задавать вопросы, стимулирующие аналитическую деятельность, от простого к сложному: «Опиши внешность персонажа», «В чем его внутренний конфликт?», «Как через него автор выражает свою идею?».
В эффективной послетекстовой деятельности поможет проведение дискуссионного клуба, когда педагог предлагает спорные тезисы для обсуждения (Катерина из «Грозы» сильная личность? Я поступила бы как она или по-другому?) Хорошо активизируют учеников и такие творческие задания, как письмо от имени героя другому персонажу, создание обложки для книги, короткого тизера-трейлера к экранизации, для старшеклассников — эссе («Береги честь смолоду» — это призыв или предупреждение?).
Пример трехэтапной работы с рассказом И.Бунина «Лапти»
Предтекст. Работа со словом «лапти». Ассоциации (деревня, простота, русская старина). Вопрос:
«О чем может быть рассказ с таким простым бытовым названием?».
Притекст. Чтение с остановками. Вопросы: «Почему мать сначала не решалась послать Нефёда за лаптями?», «Что заставляет его идти?», «Как меняется погода и что это означает?».
Послетекст. Дискуссия «Можно ли поступок Нефёда назвать подвигом? Где грань между безрассудством и самопожертвованием?». Написание синквейна к слову «самопожертвование».
Теория не принесет пользы, если не последует ее реализации на практике, поэтому участники семинара, разбившись на группы, подготовили свои планы работы с выбранными художественными произведениями.
От Икболы Абдуллаевой, педагога Наманганского государственного института иностранных языков имени Ибрата, участники узнали о применении на занятии энерджайзеров, коротких активностей, которые направлены на повышение энергии и концентрации учеников.
«Теплое приветствие» — учащиеся по цепочке говорят друг другу приятные слова.
«Снежный ком» — первый ученик называет свое имя, второй — его и свое и так дальше по цепочке.
«Акрослово» — к каждой букве слова придумывается другое, относящееся к теме: учеба — умение, чтение, емкость знаний, быстрота мышления, активность.
О роли метакоммуникаций в преподавании рассказала Шохиста Султанова из университета «Альфраганус». Она отметила, что в общении есть два уровня — содержательный (факты) и отношенческий (метауровень контекста). Поэтому в процессе коммуникации порой рождаются двойные послания, когда человек получает два противоречивых сообщения на разных уровнях, что приводит к внутреннему конфликту и замешательству. Например: «Будьте самостоятельны, мыслите критически» и «Делайте строго по шаблону», «Ошибаться — это нормально» и «За каждую ошибку — снижение баллов» и т.д. Метакоммуникация помогает прояснить смысл двойных посланий, выяснить чувства и намерения собеседника. Существует понятие метакоммуникационного конфликта, когда причина спора не факт или событие, а манера общения. Например, студент задает уточняющий вопрос, а преподаватель видит в этом вызов своему авторитету.
Как же действовать, чтобы предотвратить возникновение двойных посланий? Если вкратце: осознанно относиться к своей речи, уточнять намерения, четко объяснять критерии, обсуждать, быть открытым и признавать ошибки. Эти правила помогут выстроить здоровую коммуникацию как в аудитории, так и в любом общении.
По завершении семинара всем участникам вручили сертификаты и методические пособия по РКИ.
Марина ЧИЛАШВИЛИ.
Фото из архива Россотрудничества.
Shu kecha va kunduzda
Ученье — путь к уменью
В преддверии учебного года
Нейросети в работе преподавателя
Видеть глубже, чувствовать тоньше, размышлять шире
OB-HAVO

0 C
Tashkent
Valyuta kurslari
Markaziy bank