Национальное воспитание молодого поколения

Высшее образование Национальное воспитание молодого поколения
248

Современный мир многопланов и многоаспектен. И в этом особая роль отводится обучению и воспитанию подрастающего поколения.

 

На наш взгляд, фундаментальной основой для реализации задач в данной сфере стало принятие постановления Президента Республики Узбекистан «Об образовании Национального института педагогики воспитания имени Кары-Ниязи» от 21 июня 2024 года. Документ предусматривает ряд задач, касающихся сотрудничества с учеными ведущих зарубежных стран.

В институте осуществляется целенаправленная работа по поэтапному внедрению с 2025-2026 учебного года в учреждениях общего среднего образования в порядке эксперимента всемирно признанных методик социально-эмоционального воспитания (Social and Emotional Learning — SEL). В рамках внедрения данных методик учащиеся общеобразовательных учреждений будут обучены

5 социально-эмоциональным компетенциям (самопознание, самоуправление, социальная осведомленность, формирование отношений со сверстниками и принятие ответственных решений).

Кроме того, в институте осуществляется работа на основании договоров и меморандумов о сотрудничестве со многими образовательными учреждениями мира. По инициативе директора института, академика Х.И.Ибраимова подписаны соглашения о сотрудничестве с рядом национальных и международных образовательных учреждений. Среди них «Dia Global Academy» и Южнокорейская международная организация культурного и образовательного обмена (Сеул, Южная Корея), Академия Российской Федерации и Федеральный методический центр Российской академии (Москва, Россия), Гродненский государственный университет имени Я.Купалы (Гродно, Беларусь), Казанский федеральный университет, Институт психологии и образования Казанского федерального университета и Казанский государственный архитектурно-строительный университет (Казань, Россия), Государственное учреждение непрерывного образования взрослых (Витебск, Беларусь), Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилёва (Астана, Казахстан), Университет дружбы народов имени академика А.Куатбекова (Шымкент, Казахстан), Ходжандский государственный университет имени академика Б.Гафурова (Таджикистан), Кокандский государственный педагогический институт (Коканд, Узбекистан), Бухарский государственный педагогический институт (Бухара, Узбекистан), Наманганский государственный педагогический институт и Наманганский инженерно-строительный институт (Наманган, Узбекистан), Ургенчский государственный университет (Ургенч, Узбекистан), Инновационный университет Шелкового пути (Чирчик, Узбекистан) и другие. Отрадно, что со многими из перечисленных высших образовательных учреждений уже проведена совместная работа в рамках реализации данных договоров. К примеру, издана совместная монография «Национальное воспитание обучающихся на основе толерантного подхода» с директором Международного института профессионального развития педагога, доктором педагогических наук, профессором Ольгой Коломиец. Опубликованы статьи и тезисы в материалах международных научно-практических конференций. С учеными Гродненского государственного университета имени Я.Купалы организован вебинар на тему «Непрерывное образование XXI века», с учеными Российской академии образования — российско-узбекистанский круглый стол на тему «Повышение качества образования» (Россия). Проведены международные научно-практические семинары на темы «Перспектива подготовки учителей английского языка в системе базового образования» с Талдыкурганским государственным университетом и «Современные подходы к национальному воспитанию молодежи» с Университетом дружбы народов имени академика А.Куатбекова (Казахстан).

Кроме того, старший научный сотрудник института Б.М.Хакимова с 29 октября по 12 ноября 2024 года в рамках проекта Министерства дошкольного и школьного образования, Центра педагогического образования ЮНЕСКО и Научно-исследовательского института международного и сравнительного образования Шанхая Китайской Народной Республики выступила с докладом «О развитии личности педагога в цифровую эпоху» на международной научно-практической конференции «Один пояс, один путь».

Важным пунктом в реализации намеченных планов на основании данного постановления стали встречи ученых и докторантов нашего института с ведущими учеными мира. Так, 5 октября 2024 года состоялась встреча с директором Института образования и психологии Казанского федерального университета Российской Федерации, доктором исторических наук, профессором Айдаром Калимуллиным.

8 октября 2024 года в институте состоялась встреча с профессором Дрезденского технологического университета Германии Юлией Коиновой-Зельнер.

20 декабря 2024 года в институте состоялся круглый стол с японским экспертом Гото Микако по вопросам образования молодежи, в котором приняли участие ученые, базовые докторанты и соискатели.

Интенсивное сотрудничество с учеными ведущих зарубежных высших образовательных учреждений в рамках дальнейшего изучения культурного наследия, эффективной реализации научных исследований наследия мыслителей и выдающихся ученых Аль-Хорезми, основавшего алгебру и алгоритм, Аль-Беруни, заложившего основы минералогии, ученого-медика Абу Али ибн Сино, прославившегося во всем мире как Авиценна, великого астронома Мирзо Улугбека, точно определившего координаты и движение тысячи восемнадцати звезд, Ахмада Фергани, создавшего уникальный прибор для измерения уровня реки Нил, и джадидов. Выдающийся просветитель, известный писатель, педагог начала ХХ века Абдулла Авлони писал: «Образование и воспитание для нас — это наиважнейший вопрос, от его решения зависит наше счастье, сама наша жизнь и судьба». Тщательное изучение исторического наследия представителей первого и второго, восточного ренессансов являются фундаментальной основой для создания Третьего Ренессанса, расширения научно-культурных связей, существовавших на древнем Великом шелковом пути, повышения качества системы образования и воспитания гармонично развитого поколения, формирования профессиональных навыков у студенческой молодежи Узбекистана, будет способствовать совместной выработке новых подходов к вопросу образования детей как важному направлению Целей устойчивого развития. Вот почему в нашей республике на основе принципа «Человек, его честь и достоинство, права и интересы — высшая ценность» созданы оптимальные условия для комплексного обучения и воспитания подрастающего поколения. Дальнейшее всестороннее развитие учащейся молодежи, внимание и забота о детях, их интеллектуальном, духовном и физическом воспитании, обеспечение условий для полноценной самореализации составляют прочный фундамент Третьего Ренессанса. Вот почему, на наш взгляд, сегодня весьма важно большое внимание уделять широкому применению передовых методов воспитания в соответствии с требованиями времени, поскольку эффективное решение вопроса о качественном образовании обучающихся на глобальном уровне, выработка неотложных совместных решений и системных подходов чрезвычайно актуальны.

По мнению главы государства, необходимо создать в Ташкенте Региональный центр ЮНЕСКО в целях системной координации всех наших усилий в сфере образования в соответствии с целями ООН в области устойчивого развития; разработать комплексную программу для реализации проектов и исследований совместно со Всемирной организацией по раннему развитию и обучению детей для подготовки новых учебных методик и пособий; создать международное сообщество педагогов с целью обмена передовым опытом, современными интерактивными методами обучения, практическими знаниями и навыками в этом направлении; рассмотреть принятие специальной резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, в которой воспитание детей будет закреплено как важный фактор достижения общечеловеческого прогресса. В этом документе должны быть отражены вопросы о роли родителей в обеспечении детей качественным образованием и воспитанием, духовно и физически зрелыми, их ответственности за полную реализацию способностей и потенциала детей.

Обозначенный широкий спектр задач дает основание для целенаправленной работы в данных аспектах, полномасштабной реализации региональной климатической стратегии и общенационального проекта «Яшил макон», чтобы «зеленая» энергетика стала одним из «драйверов экономики страны». Интенсивное внедрение «зеленых» технологий, последовательное обеспечение экономии воды, значительное увеличение озелененных территорий станут базой для развития интеллектуально-здорового поколения.

Раушан МЕДЕТОВА,

заведующая отделом международного педагогического опыта

Национального института педагогики воспитания,

доктор педагогических наук.

Maqola muallifi

Раушан МЕДЕТОВА

Раушан МЕДЕТОВА

Высшее образование

Teglar

  • #образование
  • #Подростки

Ulashish