Отцы и дети: корень конфликта
Конфликт поколений, трудности общения, возникающие в семье между родителями и детьми, особенно подростками, — эти темы актуальны во все времена. Об этом мы поговорили с психологом Еленой Цой.
(Окончание. Начало в № 50 от 12.12.2025 г.)
— Давайте перейдем к школьной тематике. Ребенок достаточно много проводит времени в школе. У подростков часто бывают трудности в учебе и общении. Почему ребенок закрывается и перестает рассказывать родителям о проблемах в школе?
— Если говорить о буллинге, то про него родители чаще всего узнают в последнюю очередь — когда уже произошла какая-то серьезная ситуация.
Ребенок приходит к маме и говорит: «Меня Петя обидел, он меня дергает, задевает». А мама сразу в позу «сахарницы» (руки в боки — прим. ред.): «А ты что ему сказал? Почему сдачи не дал? Почему промолчал?» В этот момент ребенок вообще не понимает, что происходит. Его обидели, он пришел за поддержкой, а мама еще больше начинает нагнетать и спрашивать, почему он себя не защитил. Первый раз — так. Второй. На третий ребенок закрывается и больше ничего не рассказывает родителям. И потом они говорят: «Мой ребенок замкнулся и со мной не делится».
Здесь обычно два момента. Либо это подростковый период, когда он не хочет, чтобы его трогали. Либо второй вариант: он делился, но мама или папа были в подавляющей позиции, и тогда ребенок думает, что от родителей у него еще больше проблем, чем от ситуации, с которой он сам пытается справиться.
Поэтому я всегда говорю: «Научитесь просто слышать своих детей». Ребенок пришел, жалуется на одноклассника. Выслушайте. Скажите: «Мне очень жаль, что ты оказался в этой ситуации. Давай подумаем, что можно сделать». Скажите, что вы понимаете, как ему неприятно и больно. Иногда даже не нужно давать совет. Ребенку важно, чтобы его услышали и чтобы он почувствовал, что мама на его стороне. Тогда в следующий раз он сам решит, как поступить.
А бывает и так, что когда ребенок получает поддержку и опору от родителей, внутри он становится сильнее, и такие ситуации просто перестают повторяться. Потому что когда есть внутренняя опора, мы уже не притягиваем подобные вещи.
Все начинается внутри нас.
— Один из частых запросов родителей: «Ребенок не хочет учиться». Здесь на «сцену» выступает много страхов: что он станет дворником, что у него нет будущего и так далее. Что с этим делать?
— В интернете часто говорят, что троечники — успешные, а отличники нет. Я с этим не совсем согласна. Да, троечники могут быть успешными, потому что они выбирают — учиться или не учиться. Но почему-то никто не говорит, сколько успешных отличников. Большинство людей, которые сейчас «наверху», действительно много учились и получили хорошее образование в Англии, Америке и других странах.
Современному поколению вообще-то учиться модно. Если раньше подростки могли сидеть без дела, курить и плеваться на корточках, то сейчас дети в целом учатся. Но проблема в другом — родители перегружают ребенка. Как только он начинает ходить, его сразу записывают на кучу занятий и развивашек. Дайте ребенку детство.
Когда мама бесконечно загружает ребенка кружками и дополнительными занятиями, рано или поздно происходит откат: истерики, усталость, полное нежелание что-либо делать. Часто это случается в возрасте примерно с 12 до 15 лет — период, когда ребенок временно не хочет учиться. Это нормально.
Важно не требовать отличных оценок, а спокойно разговаривать: «Давай посмотрим, если ты сейчас не будешь учиться, какие могут быть последствия. Я не прошу быть отличником. Выбери те предметы, которые тебе нравятся».
Например, математика, русский, английский нужны в жизни почти всем. Не обязательно учиться на пятерки, но важно разбираться. Аналитическое мышление, грамотная речь, знание языка сильно помогают во взрослой жизни.
Если ребенка заставляют, у него возникает сопротивление и откладывание. Я часто вижу случаи, когда с первого по девятый класс ребенка жестко заставляли учиться.
В 15–16 лет родители приходят и говорят: «Он замкнутый, не умеет общаться, сидит дома, у него нет друзей». И почти всегда выясняется, что ребенку запрещали гулять, дружить, чем-то интересоваться — только учеба.
Все должно быть в балансе. Такие дети к подростковому возрасту становятся тревожными, неуверенными, замкнутыми. Добьется ли такой отличник успеха? Скорее всего — нет. Во взрослой жизни рядом не будет мамы, которая все контролирует, а своей внутренней опоры у него нет.
Школа и университет — это важно, но это не судьбоносно. Когда человек действительно захочет, он все равно может прийти к результату. Самое важное — это когда ребенок получает от родителей опору и принятие: «Ты можешь быть неидеальным, и мы все равно тебя любим».
И вот парадокс — именно тогда у него появляется желание учиться. Часто такие дети учатся хорошо сами, без давления. Поэтому есть два типа отличников: одни — под жестким контролем, другие — по собственному желанию.
— Современные дети часто говорят: «Зачем учиться? Блогеры зарабатывают много». Или «Я буду курьером, массажистом, кем-то, кто сразу получает деньги».
— Разумная мама не спорит, а обсуждает: «Да, это классно, что можно зарабатывать. Но давай подумаем дальше. Чтобы хорошо зарабатывать массажистом, нужен большой опыт, и есть профессиональные риски — проблемы с руками, суставами. Физический труд вообще тяжелый. Курьер сегодня заработал, а завтра может случиться что угодно. Блогеры тоже не всегда про стабильность — сегодня деньги есть, завтра проблемы.
А теперь давай подумаем: если ты станешь классным специалистом — дизайнером, бухгалтером, менеджером, руководителем — и будешь зарабатывать головой, это совсем другое качество жизни. Не обязательно работать физически, можно получать удовольствие от процесса».
Задача родителей — направлять. Мы старше, у нас больше опыта. Если мы постоянно разговариваем с ребенком и обсуждаем варианты, у него постепенно складывается понимание, чего он хочет.
Важно помнить: у детей бывают откаты, как и у взрослых. Даже взрослый человек выгорает от рутины. Это не значит, что ему не нравится работа — он просто устал. Поэтому иногда полезно сказать ребенку: «Если ты устал, давай возьмем паузу». Заморозить кружки, передохнуть.
Есть исследования, которые показывают: когда детей перестают дергать, у них через пару месяцев появляется интерес к учебе.
Важно говорить с ребенком про окружение: «Я не против твоих друзей. Это твой опыт. Но задай себе вопрос: «Ты растешь в этой компании или тебя тянут вниз? К чему ты хочешь прийти в будущем?»
Родители могут дать поддержку и возможности, но не могут заставить. Чем больше давления, тем больше родители становятся врагами.
И почти все троечники рано или поздно понимают, что им не хватает знаний, и идут учиться. Просто сейчас у ребенка есть возможность, и важно ее не упустить.
Книги, знания, развитие нужны не потому, что «так требуют», а потому что интересный человек становится интересным для других: и в дружбе, и в отношениях, и в жизни.
— А если ребенок ничего не хочет и целый день сидит в гаджете?
— Считаю, помимо школы у ребенка должно быть увлечение, желательно спорт. Мама с папой говорят: «Мы даем тебе две недели, чтобы ты подумал, каким видом спорта хочешь заниматься. Если ты не выберешь, мы выберем сами, и ты будешь ходить обязательно.
Здесь важно понимать: это не про «на всю жизнь». Ты записался — значит, ходишь минимум два месяца. Два месяца не обсуждаются, потому что именно за это время у человека начинает что-то получаться. Первый месяц почти всегда тяжелый: кажется, что у всех получается, а у тебя нет, что ты бездарный и ничего не выйдет.
Через месяц появляется первый результат. И только через два месяца можно реально понять, подходит тебе это или нет. Если не подходит — выбираешь что-то другое: волейбол, тхэквондо, каратэ. Задача — не бросать сразу, а искать именно свой вид спорта».
Это не как раньше: записали на пианино и пока семь лет не закончишь, выхода нет. У меня почти все друзья окончили музыкальную школу, но ни один потом не садился играть для себя. Потому что тогда их заставляли. Если бы было желание, делали бы это с удовольствием.
— Какие ключевые вещи родителям важно держать в голове и делать регулярно, чтобы сохранять контакт и стабильные отношения с ребенком?
— Если подводить итоги, то главный момент для родителей — помнить, что мы все время чего-то требуем от детей, но ребенок в первую очередь растет от внутреннего состояния родителей, особенно матери.
Если мама не в порядке, а говорит ребенку, что важно быть счастливым, но при этом сама унылая, недовольная и такой же папа... О каком счастье вообще может идти речь? Запишитесь на курсы, займитесь собой, немного «отойдите» от ребенка. Когда он видит, что мама с интересом учится и живет своей жизнью, а не его, у него тоже появляется это стремление.
Недаром говорят: не воспитывайте ребенка — воспитывайте себя. С тревожной мамой ребенок почти всегда тревожный, с несчастной — несчастный.
Если мама чем-то интересуется, развивается, ребенок воспринимает это как норму. Долго просто «тупить» ему становится неинтересно.
Часто говорю своим клиентам: «Если вы хотите, чтобы ребенок учился, и сильно страдаете от того, что он не учится — это боль вашего внутреннего ребенка. В детстве вам чего-то не дали, не позволили, а сейчас у вас есть возможность, и вы хотите дать все своему ребенку. Вам больно, когда он это не берет».
Когда мы слишком сильно хотим что-то дать ребенку, важно остановиться и посмотреть на себя.
Задайте себе вопрос: «Сколько мне сейчас лет внутри?» Частые ответы: 9-10 лет, когда самому чего-то не дали. Это детская позиция. А взрослая позиция другая: «Не хочешь — не бери. Захочешь — я рядом. Я могу направлять, но не управлять твоей жизнью. Если ты не берешь — это твоя ответственность».
В психологии есть такая фраза: чрезмерно тревожный родитель не дает ребенку право на жизнь. И это правда. Я работаю со многими взрослыми отличниками, которые после 30–40 лет не могут найти себя, потому что внутренней опоры у них так и не появилось.
Поэтому выбор всегда за родителями: растить идеального человека или такого, который понимает, чего он хочет. Моя задача — информировать. А выбор каждый делает сам.
Беседовала Марина НИКОЛЕНКО.
Shu kecha va kunduzda
Отцы и дети: корень конфликта
От мировых университетов — к прогрессу страны
Сила знаний и труда
Кукольный дом: возвращение в детство
OB-HAVO
0 C
Tashkent
Valyuta kurslari
Markaziy bank